Договор дарения я уже затрагивала, и было решение, когда выселили дарителя. сегодня предлагаю вашему вниманию противоположное решение .
Полина Федоровна приближалась к 80-летнему юбилею. Возраст был весьма почтенный. Болезни появились, сердце шалило. Даже операцию делали, что-то там вставляли.
Но она, несмотря ни на что, была бодрой и очень активной.
Детей у нее было трое – сын Виктор и две дочки. Сын с детства держался особняком. Учился неважно, грубил. Вырос - уехал, женился. Новая жена требовала много денег. Виктор, конечно, работал, но получал умеренно. Деньги он у родителей просил постоянно. Они, пока в силе были, давали, как вышли на пенсию – стали отказывать. На это Виктор возмущенно говорил:
- Вы все деньги на сестер тратите, мне не помогаете.
Пока жив был отец, то он пресекал эти разговоры:
- Тебе столько уже отдали и продуктами и деньгами, что можно было две квартиры купить. А тебе все мало. Ты как бездонная дыра. Сколько не дай, все туда в пустоту упадет. А девчонки подросли, их учить надо, и да, помочь не меньше, чем тебе.
Годы шли. Помогли дочерям родители с первоначальным взносом на квартиру. Сыну помогали умеренно, старались, чтобы поровну все было.
Состарились родители, не стало отца. Хоронили его дочки, сын ни копейки не дал.
- У самого нет сейчас. Тяжелое финансовое положение.
Однако за наследством он примчался, и был разочарован – дом на маме, отец свою долю ей завещал.
И стал сын приезжать время от времени к матери, и все время говорить:
- Все вы девчонкам помогали, а я как отрезанный ломоть. Деньги – им, на квартиру – им, продукты с огорода, мясо - им.
- Витенька, да как же - мы и тебе помогали.
- По сравнению с сестрами – копейки давали. Им больше. Как будто я не сын, а чужой человек.
И слезу мог пустить.
- А не станет тебя – вон как болеешь – и дом им отойдет. Опять я безо всего. У меня и квартиры нет своей, на съемной живем, а они купили за ваш счет, и живут припеваючи.
- Так вы же сами не захотели покупать жилье, путешествовать решили на эти деньги. А девчонки в новострой вложились. Кредит взяли, и сами гасили, работали. Вот и с квартирами.
- Это потому что вы им больше давали и помогали. А я с 18 лет отрезанный ломоть.
Стала Полина Федоровна сына жалеть. Дочки тоже приезжали, не жаловались, чтобы маму не расстраивать, только положительное говорили. Помогали по хозяйству. Продукты привозили, лекарства, и денег не брали.
Полина Федоровна все больше жалела сына. Вот у девочек все хорошо, а сыночка обделили, обидели кровинушку. Ни с жильем не помогли, и с деньгами ему тяжело.
- Ох, не станет меня, где жить будешь?
- Мамочка, даже не знаю. В этом доме. Только разрешат ли сестры?
- Давай я тебе дом это подарю, но с правом моего пожизненного проживания.
- Только сестрам не говори, они меня живьем съедят.
- Да и ладно, не скажу.
Пожалела мать сыночка, сделала дарственную у нотариуса, оговорив право пожизненного проживания в доме.
***
Простое общение, ссылки на художественные рассказы автора, поговорить "за жизнь" можно с автором в телеграмм канале (перейти по ссылке)
И да, там я могу ответить на определенные вопросы, но не перепечатываю публикации отсюда. Могу только ссылку дать. Жду Вас.
****
Шло время. Сын стал появляться редко, дочки приезжали постоянно, и заметили:
- То Виктор у тебя дневал и ночевал, то носа не показывает. Поссорились что ли?
- Вроде нет,- грустно вздохнула мать.
Она уже покаялась, что сделала дарственную, поддалась на жалость и уговоры Виктора. Но как признаться дочкам?
А тут посреди недели сын приехал:
- Мама, мне деньги надо.
- У меня тысяч пять есть, сыночек. Могу дать.
- Нет, мне много надо. Я знаю, у тебя заначка есть, ты же копишь, "гробовые" твои.
- Так потратила я все. Ветер был сильный месяц назад, крышу сдуло, так я новую оплатила, работа плюс материалы. Все недешево. Да и срочно, не буду же я без крыши жить. Я тебе звонила, ты трубку не брал.
- Занят был. Не дашь значит?
- Нечего мне давать, нет у меня.
- Если деньги не дашь, то я дом продам, и свое все равно получу.
- Сынок, так я же в доме живу, мой он.
- Дом мой, ты сама мне подарила. Так что собирай манатки, и давай отсюда.
Сын уехал, Полина Федоровна расплакалась и позвонила младшей дочке. Та взяла старшую, и рванули к маме.
- Ой, что я натворила- плакала Полина Федоровна.
- Так, мама, перестань плакать, а то и так сердце больное. Не хватало еще, чтобы тебя не стало. Будем судиться, наймем адвоката. И не плачь, на улице не останешься, у нас поживешь, если что. Лена (старшая дочка) дачу достраивает, можешь у нее на природе жить. Только не плачь.
- Я из дома не уйду, пусть выносят силой- решительно сказала Полина Федоровна, утерев слезы. - И в суд с адвокатом ходить буду.
Она подала иск об отмене договора дарения. Но в иске было отказано. Все сделано законно. А так - подарил, а потом передумал - не бывает. При том, что Виктор был против отмены, и до вынесения решения передарил этот дом.
Виктор подарил дом жене, а та продала его вскоре. Полина Федоровна жила в доме, никто к ней не приезжал. О продаже она узнала по иску в суд:
- Я новая собственница, зовут меня Валентина. Да, я купила дом три года назад. Я знала, что там зарегистрирована Полина Федоровна. Но я же собственник, а она мне в доме мешает осуществлять полномочия собственника: владеть и распоряжаться как хочу. Поэтому прошу выселить ее и снять с регистрационного учета.
- Нет, в договоре дарения написано, что я имею право пожизненного проживания. Я и буду жить, это по закону и по совести правильно. Другого жилья у меня нет, я инвалид 2 группы, на сердце операция была, мне уже 80 лет исполнилось. Куда я пойду? Да и все это время ни один новый собственник не приезжал в поселок, даже дом не видели. Это все фиктивно Витька продает, чтобы меня выселить, и самому домом распоряжаться. Ведь пока я прописана, он дорого продать не может.
Суд рассмотрел все документы и сказал:
Глава 32 Гражданского кодекса Российской Федерации (дарение) не содержит запрета на включение указанного условия в договор дарения.
Более того, ст. 292 Гражданского кодекса Российской Федерации (в старой редакции на момент заключения договора дарения) предусматривала, что переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника.
*прим.автора – ст. 292 ГК РФ изменена и такого положения в настоящее время в ней нет.
При таких данных истец не вправе требовать выселения ответчика и снятии ее с регистрационного учета по данному месту жительства.
В иске новой собственнице было отказано
Она обжаловала это решение, но и там ей отказали. Полина Федоровна остаток жизни живет в своем доме. Кроме дочек и внуков к ней никто не приезжает. Собственником дома опять стала жена Виктора. Пока все тихо.
*имена взяты произвольно
Починковский районный суд Нижегородской области, решение от 15.11.2018 по делу № 2-583/2018
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 23.04.2019 по делу № 33-4583/2019
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.