Найти тему

Трубадуры - поэты и рыцари. Певцы любви в Средние века. Франция. XII – XIII вв.

Давайте сегодня поговорим о биографиях двух самых известных трубадуров. Известны биографии почти сотни трубадуров — из четырехсот шестидесяти, чьи имена сохранились для истории. В их число входят как мужчины, так и женщины-поэты.

Картинка создана нейросетью исключительно по моим текстовым запросам или промтам. Промпты (от англ. prompt – «побуждать») для нейросетей — это текстовые инструкции или вопросы, которые пользователь задает нейросети, чтобы получить изображение, текст или код.
Картинка создана нейросетью исключительно по моим текстовым запросам или промтам. Промпты (от англ. prompt – «побуждать») для нейросетей — это текстовые инструкции или вопросы, которые пользователь задает нейросети, чтобы получить изображение, текст или код.

Несмотря на обрывочный характер сведений об образе жизни трубадуров, о самом раннем из них, Гильеме IX, много говорили и писали, как его, так и наши современники. Годы его жизни укладываются между двумя датами: 1071 год и 1126 год.

IX герцог Аквитанский и VII граф де Пуатье был личностью яркой и неординарной. Знатный сеньор, человек высокой культуры, он порой бывал настолько груб, что изумлял даже привычное ко всему свое окружение. Его поэзия отражает обе стороны его характера. Хронисты подчеркивают его склонность к эксцентрическим поступкам, анонимный автор жизнеописания называет его «обманщиком женщин».

Как я писал выше трубадурами вполне могли быть и женщины.
Как я писал выше трубадурами вполне могли быть и женщины.

Не пожелав смириться с однообразным существованием знатного барона, он отправился в крестовый поход, но в походе он потерпел поражение и несколько месяцев провел в сарацинском плену.

Об этом периоде его жизни сохранилось стихотворение:

Крестовый поход

Друзья мои, хочу поведать вам,

Какой увидел я Святую землю,

Поверьте, было там не до веселья,

Досталось всем, баронам и графьям,

Изведать всем пришлось кошмар и срам.

Но все же я унынье не приемлю

И даже там не раз любовным зельем

Бал опоён, что предпочел псалмам.

Да-да, и не судите слишком строго,

Таков уж я по жизни… Я – поэт…

Как только встретится мне недотрога

Готовлю сразу для нее куплет

Без предисловий разных и пролога…

А мало коль того, отсыплю и монет!

Рыцарь крестоносец из моей коллекции. Гильем IX вполне мог выглядеть в походе именно таким образом. Единственное отличие - герб на щите должен быть исключительно персональным.
Рыцарь крестоносец из моей коллекции. Гильем IX вполне мог выглядеть в походе именно таким образом. Единственное отличие - герб на щите должен быть исключительно персональным.
-4

В 1102 году, после растянувшейся на восемнадцать месяцев авантюры под названием «крестовый поход», Гильем, которому исполнился тридцать один год, вернулся в Аквитанию, мирно процветавшую под управлением его собственной супруги.

Ещё один крестоносец из моей коллекции. На одежде нашит характерный крест, который первые крестоносцы использовали в качестве отличительного знака.
Ещё один крестоносец из моей коллекции. На одежде нашит характерный крест, который первые крестоносцы использовали в качестве отличительного знака.

Он любит войну, как любили ее его современники-рыцари, делившие свое время между управлением делами и яростными сражениями с отрядами своих знатных мятежных вассалов. Однако он не прочь и позабавиться. Хронисты сохранили воспоминания о его грубоватых проделках, а также обрывки песен, которые он, выучившись латыни, начал сочинять, подражая латинским поэтам: это ритмические стихи, положенные на шутливые мелодии. Ему доставляло удовольствие самому петь о собственных несчастьях, которые он претерпел в плену на Востоке. Эпатируя почтенных пэров и церковных сановников, он публично выступает со своими песнями перед королями, владетельными сеньорами и собраниями правоверных христиан.

О его яростном и необузданном характере ходили легенды: в отличие от большинства своих современников он постоянно вступал в конфликт с церковными властями, в нем всегда жила потребность сталкивать лбами Церковь и личность, Церковь и частную жизнь, святость и светскость.

Он явно не чувствует в себе призвания к придворной жизни; ему бы, скорее, пришлась по вкусу жизнь бродячего торговца, странствующего от таверны к таверне, пирующего в сомнительных кабаках. Но поэзия этого трубадура считается образцовой.

А вот это фигурка средневекового шута или жонглёра, акробата. Такой шут мог выступать и перед нашим героем - Гильемом IX в его замке. Фигурка редкая, приобретена мною именно по этой причине.
А вот это фигурка средневекового шута или жонглёра, акробата. Такой шут мог выступать и перед нашим героем - Гильемом IX в его замке. Фигурка редкая, приобретена мною именно по этой причине.

В краю, которому впоследствии предстоит стать Францией, кансоны, сочиненные Гильемом IX, стали первыми стихами, автором которых явился не ученый клирик, а рыцарь.

Трубадур Гильем IX писал на понятном всем языке, на котором говорили в его краю, а именно на лимузенском наречии; его любовные кансоны фривольны и нежны одновременно, словно создатель их, поистине, вдохновлялся прямо противоположными чувствами.

Гильем IX умер в 1126 году. Ему было 55 лет.

-7

Вот ещё одно из его стихотворений:

- Не знаю, под какой звездой

Рожден: ни добрый я, ни злой,

Ни всех любимец, ни изгой,

Но все в зачатке;

Я феей одарен ночной

В глухом распадке.

Знатный трубадур Раймбаут Оранский

К аристократическому сословию принадлежал ещё один из известных трубадуров того времени – Раймбаут Оранский, который был первым из известных трубадуров Прованса. Дата его рождения точно не известна и датируется периодом с 1140 по 1145 гг. Дата смерти известна точно – это 1173 год. Всего Раймбаут прожил 33 года, если брать от ранней даты его предполагаемого рождения.

В 1155 году, после смерти отца, Раймбаут, мать которого умерла еще раньше, около 1150 года, становится сеньором д’Омела. В своем завещании отец поручил защищать его и оборонять его владения своему троюродному брату, Гильему VII де Монпелье.

Только в двадцать четыре года молодой человек сможет сам управлять своей вотчиной. Согласно общему правилу будущий глава дома до четырнадцати лет считался ребенком.

В четырнадцать лет он получал право приносить клятву своему сеньору и самому получать клятву от своих вассалов. В этом возрасте он мог взять в руки бразды правления и начать управлять своими владениями. Как только у Раймбаута появляется возможность ускользнуть из-под опеки родственника, он тотчас отправляется жить в свои провансальские земли, доставшиеся ему от матери, а в 1171 году и вовсе отказывается от отцовского наследства Омела.

-8

Раймбаут, называемый отныне Оранским, сеньор Куртезона, прежде всего трубадур. То есть человек, наделенный богатым воображением, умеюющим сочинять музыку и составлять рифмованные строки. В 1150—1160-х годах он разрабатывает новую и оригинальную манеру стихосложения, открывающую простор для индивидуальных формальных изысков, поэзию герметическую, именуемую trobar clus, то есть «темный», «закрытый» стиль, противоположный trobar leu, «ясному», «легкому», «простому» стилю.

Друг мой Соловей,

Грусть свою развей

Скорей, и порадуй нас

Простою чистою песней,

И поспеши сей же час

В дар отнести эту трель

Милой графине в Юржель

(Перевод Д.В. Бобышева)

-9

В Куртезоне, где находится его двор, он со свойственным ему великодушием принимает своих менее богатых собратьев, черпая для этого средства из отцовского наследства. С 1161 года Раймбаут медленно, но упорно распродает доставшиеся ему от отца земли. Мирваль и несколько других замков, расположенных неподалеку, он уступает своему кузену Гильему VII де Монпелье в качестве возмещения долгов. Его родственник, Адемар де Мюрвьель в 1171 году берет у него под заклад окруженное крепостной стеной селение, вместе с которым к нему переходит и титул сеньора д’Омела. А через два года, 10 мая 1173 года, весной, Раймбаут умирает в комнате старого замка Куртезон. Он умирает молодым, воспитав целую плеяду блистательных учеников, для которых он навсегда остался неповторимым учителем словесного и музыкального трубадурского художества.

-10

Известно, что и среди королей были трубадуры, вот, к примеру, известный многим Ричард I Львиное Сердце (1157–1199) — король Англии, по линии матери Элеоноры он был графом Пуатье и герцогом Аквитанским. И он — правнук Гильема IX, того самого первого трубадура, о котором мы говорили в начале статьи.

Когда Ричард I возвращался из Третьего крестового похода, где его победы позволили ему потребовать от Саладина привилегий для паломников, направлявшихся в святые места, в Австрии он попадает в плен, где находится пока за него не вносят выкуп. Воспитанный на культуре трубадуров, от рождения владеющий двумя языками, Ричард в тюрьме пишет окситанское стихотворение, близкое по жанру к сирвенте, в котором описывает свое пленение. Обращаясь к сводной сестре, графине Марии Шампанской, он жалуется на коварство короля Франции и его союзников и вассалов, позабывших о нем: а ведь он вот уже две зимы прозябает в темнице германского императора!

У пленных и у мертвых, искони

Известно, нет ни друга, ни родни.

Я брошен. Злата и сребра ни-ни,

Все ждут. Но будут — даже извини

Я их — обвинены они одни,

Коль я умру в плену.

-11

Источник: «Повседневная жизнь во времена трубадуров XII–XIII веков», Женевьева Брюнель-Лобришон и Клоди Дюамель-Амадо.