В истории Голливуда некоторые фильмы выделяются не только цепляющим сюжетом, известными актерами или роскошным саундтреком, но и тем, что съемки были неприлично затратными.
Одной из таких эпично дорогих картин является «Клеопатра». Роскошная историческая драма с участием культовой Элизабет Тейлор едва не привела к финансовому краху кинокомпании 20th Century Fox.
Амбициозный проект
Фильм «Клеопатра», вышедший в 1963 г., изначально задумывался как ремейк немой картины 1917 г. Боссы 20th Century Fox планировали снять несложную, но яркую историю, сюжет которой был уже «практически готов». Бюджет не превышал $2 миллионов. Вице-президент кинокомпании Джозеф Московиц даже заметил по поводу роли египетской царицы:
«Нам же не нужна Лиз Тейлор. Любая эпизодница за сто долларов в неделю справится с этой ролью».
Как же продюсеры ошибались…
К съемкам приступили в конце 50-х гг. В режиссерское кресло сел востребованный и опытный Рубен Мамулян и сразу же заявил, что ни с двумя миллионами, ни с актрисами на зарплате студии Fox он не получит от фильма нужного эффекта. Тогда продюсеры увеличили бюджет еще на миллион и решили пригласить на главную роль кинозвезду.
На роль Клеопатры пробовались Бриджит Бардо, Одри Хепберн и Софи Лорен. Но голливудские боссы остановились на кандидатуре Элизабет Тейлор. Актриса к тому времени была уже признанной звездой, а потому выдвинула ряд требований. Продюсеры поселили ее на роскошной вилле из 14 комнат, а из Беверли-Хиллз ей регулярно привозили любимую еду. Кроме высокого гонорара, персональных помощников и разрешения вносить изменения в свою роль Тейлор потребовала… сменить режиссера. Тейлор и Мамулян никак не могли прийти к взаимопониманию, и в итоге руководство киностудии снова приняло сторону актрисы.
Новым режиссером стал Джозеф Манкевич. Хотя декорации уже были построены, а актеры подобраны, Манкевичу было разрешено вносить любые изменения в сценарий и список актеров. И режиссер развернулся не на шутку. Манкевич решил снять проект колоссальных масштабов, демонстрирующий величие и богатство Древнего Египта, а также бурную любовную связь между Клеопатрой и двумя самыми могущественными лидерами Рима, Юлием Цезарем и Марком Антонием.
Боссам 20th Century Fox пришлось затянуть пояса потуже и перенести съемки в Европу, где производство фильмов обходилось значительно дешевле. Но и в таких условиях бюджет картины раздулся до $6 миллионов (огромная по тем временам сумма). Однако это было только началом непомерных расходов.
Перерасход бюджета и производственные проблемы
«Клеопатра» постоянно сталкивалась с финансовыми проблемами. В какой-то момент затраты и вовсе вышли из-под контроля. Одной из основных причин перерасхода бюджета было решение переделать первоначальные фанерные муляжи дворцов и построить тщательно продуманные декорации. Воссоздание Древнего Рима и Египта потребовало огромных и сложных построек, в том числе массивной копии Римского форума. Эти декорации выглядели потрясающе, но были астрономически дорогими в изготовлении и обслуживании.
Проблемы со здоровьем Элизабет Тейлор также сыграли свою роль. Во время съемок она серьезно заболела (у актрисы диагностировали отек легких и какое-то время она провела в реанимации), что привело к задержкам и увеличению производственных расходов. Вместо запланированных четырех месяцев съемок киностудия была вынуждена прекратить производство на полгода, пока Тейлор окончательно не поправилась.
Затраты компании Fox уже превышали $10 миллионов. Студия была вынуждена заморозить большинство своих проектов и полностью приостановить телевизионное вещание. Многие актеры разорвали контракты и ушли из проекта. Пришлось искать новых, в том числе и на две главные мужские роли.
Во время вынужденной паузы режиссер Манкевич почти полностью изменил сценарий. Теперь в роли Марка Антония он видел Марлона Брандо. Но тот оказался занят в другом фильме. Тогда на главную роль пригласили Ричарда Бертона. Актер согласился, но за гонорар в треть миллиона.
Третий по величине флот в мире
Кроме декораций значительную статью расходов занимали костюмы. Для Элизабет Тейлор сшили 65 костюмов, один из которых был выполнен из 24-каратной золотой нити. Всего для фильма было изготовлено 26 000 костюмов и 79 декораций.
Построили даже легендарную позолоченную ладью египетской царицы. А для эпизода морских сражений выстроили так много кораблей, что киношный флот по величине оказался третьим в мире.
Спешка, паника и истерика
Для всех, кто участвовал в создании фильма, «Клеопатра» стала определяющим этапом в карьере. Картина чуть было не обанкротила голливудского гиганта, из-за чего несколько продюсеров киностудии покинули свои посты. Манкевич вспоминал о фильме не иначе как «зачатом в спешке, снимавшимся в истерике и законченном в слепой панике». После «Клеопатры» он на несколько лет взял перерыв в работе.
Элизабет Тейлор, так же, как и ее героиня, на съемках безоглядно бросилась в любовную историю и закрутила бурный роман с Бертоном. Однако актер не спешил разводиться с женой ради новой возлюбленной. В итоге Тейлор впала в очередную депрессию, а Бертон пристрастился к бутылке.
Все же, несмотря на все трудности, фильм вышел по-настоящему эпичным. «Клеопатра» стала самой ожидаемой премьерой 1963 г. и получила четыре статуэтки «Оскар». Однако успех картины не смог покрыть всех расходов, даже несмотря на то, что зритель готов был платить за билет в кинотеатр втрое больше обычного. Кассовые сборы в США не дотянули и до $40 миллионов, тогда как суммарный бюджет картины составил $44 миллиона ($350 миллионов по современным меркам).
«Клеопатра» стала нарицательным понятием в Голливуде, обозначающим крупный провал, несмотря на то что мировой прокат все-таки сумел покрыть финансовые расходы. С тех пор киностудии надолго зареклись снимать крупномасштабные костюмированные проекты вплоть до эпохи исторических фильмов XXI в., таких как «Гладиатор» или «Троя».