Найти тему
РискПром.РФ

Не прислоняться. Ж/д переезд из МПС в ОАО

Оглавление
Кадр из фильма Александра Серого "Джентельмены удачи", СССР, 1971 г.
Кадр из фильма Александра Серого "Джентельмены удачи", СССР, 1971 г.

В юбилей акционирования МПС РФ в ОАО РЖД на встрече с Президентом РФ 6 февраля 2023 года предправления РЖД так расхваливает свои впечатления о писанных рекордах (подчеркнем еще раз – рассматриваем здесь не мнение главы РЖД, а выверенные, гладкие и приятные тексты его высококвалифицированных спичврайтеров.):

Хочу Вас поблагодарить за постоянное внимание и поддержку «Российских железных дорог». Регулярно докладываю по различным направлениям, а в комплексе – как раз сейчас подготовили итоговые цифры – они впечатляют, они рекордные...Во-первых, 2023 год для «Российских железных дорог» – это год юбилейный: исполняется 20 лет, когда МПС было преобразовано в акционерное общество «Российские железные дороги». Мы как трудовой коллектив намерены встретить юбилейную дату с рекордами. 2022 год – исторический рекорд по объёму приведённой работы. Вот Вы сказали: грузооборот, пассажирооборот. Если это сложить, – а это как раз основная цифра для железных дорог, показывающая эффективность работы (это и есть приведённая работа), – абсолютный рекорд. Исторически складываем с 1988 годом – тогда был свой рекорд в России – превысили почти на 25 процентов.

Открываем государственные статсправочники и сравниваем 1988 и 2022 г. – все данные открыты и известны.

Грузооборот ж/д транспорта в 1988 г. – 2606 млрд тонно-км, а в 2022 г. – 2638 млрд тонно-км (см. здесь Рис. 6- 1 и уточнённые на 27.12.2023 г. данные сайта Росстата). Через 35 лет реформ акционерное РЖД увеличили грузооборот на 1,23% (ежегодный реформаторский прирост 0,035%). Где именно и что тут «превысили почти на 25 процентов»? 1,23% - этот почти 25%? Позор экспертам президентов и председателей РФ и РЖД, по запискам которых первые лица впечатлены и вынуждены поддакивать и одобрительно кивать рекордным заблуждениям.

Возможно, рекорд скрывается за туманным разъяснением председателя РЖД:

«… грузооборот, пассажирооборот. Если это сложить, – а это как раз основная цифра для железных дорог, показывающая эффективность работы (это и есть приведённая работа)»

На встрече у Президента РФ 5 июня 2023 года также упоминалось «сложение грузовой и пассажирской работы». Но пассажирооборот и перевозки пассажиров существенно просели в ходе реформ и акционерства РЖД (см. здесь Рис.  3) – хоть как их складывай с полученным ростом на 1,23% грузооборота, никак не получишь « – абсолютный рекорд». Может перемножали?

Это легко проверить – вся статистика открыта. Возьмём безразмерные индексы ж/д грузооборота и пассажирооборота, сложим и нормируем их, приняв за 100 единиц побитый спичврайтерами ОАО РЖД рекорд МПС РСФСР из 1988 г. Реальная динамика «сложения грузовой и пассажирской работы» представлена на Рис.  4.

Рис.  4. Сводный индекс грузо/пассажиро-оборота на ж/д транспорте РСФСР и РФ, 1988 г. = 100
Рис. 4. Сводный индекс грузо/пассажиро-оборота на ж/д транспорте РСФСР и РФ, 1988 г. = 100

Изменения безразмерных индексов грузо- и пассажирооборота на ж/д транспорте РСФСР и РФ (Рис.  4) показывают, в 2022-23 г. действительно был зафиксирован рекорд за 20 лет существования ОАО РЖД по «сложению грузовой и пассажирской работы». Но этот рекорд ОАО РЖД пока еще на 25% ниже уровня 1988 г.

Другими словами, вопреки придворным запискам на столе, председатель акционеров РЖД должен был доложить Президенту РФ примерно так:

2022 год – исторический <в новейшей истории 20 лет ОАО РЖД> рекорд по объёму приведённой работы. Вот Вы сказали: грузооборот, пассажирооборот. Если это сложить, – а это как раз основная цифра для железных дорог <увы не совсем> показывающая эффективность работы (это и есть приведённая работа), – абсолютный рекорд <но только за последние 20 лет>. Исторически складываем <сравниваем> с 1988 годом – тогда был свой рекорд в России – превысили <не дотягиваем пока> почти на 25 процентов.

«Эффективность работы (это и есть приведённая работа)» можно оценить по производительности труда железнодорожников: в первом грубом приближении соотнести индекс «сложения грузовой и пассажирской работы» с индексом изменения численности работников. Для сравнения – в 1990 г. среднесписочная численность работников ж/д транспорта составляла 1 млн 474 тыс. человек, и они обеспечили 2523 млрд тн–км грузооборота и 255 млрд пасс–км пассажирооборота (примем значение производительности труда в этом году за 100 условных индексных единиц). В 2002 г. численность ж/д работников снизилась до 1 млн 88 тыс. человек (сократилась на 26%), при этом грузооборот упал на 40%, а пассажирооборот – на 44%. Падение объемов транспортировки грузов и пассажиров происходило быстрее сокращения численности работников, поэтому производительность труда несокращенных оказалась ниже по сравнению с дореформенным уровнем примерно на 22% (в относительной от 1990 г. индексной форме производительность труда в 2002 г. составила 88 индексных единиц).

Для увеличения «эффективности работы» ОАО РЖД в 2003-2023 гг. нужно было быстрее сокращать численность работников и одновременно не снижать, и наращивать ж/д перевозки. Акционеры РЖД поставили на сокращение численности железнодорожников и резко нарастили производительность труда несокращенных. В 2022 г. пассажирооборот был ниже на 55% чем в 1990 г, а грузооборот незначительно выше (на 5% - см. здесь Рис. 6- 1), при этом численность работников сократилась более чем на 70% (вместо 1474 млн в 1990 г. работодатели оставили в 2022 г. по официальной статистике Росстата и Минтранса РФ 403-423 млн ж/д работников). Таким образом производительность труда (несмотря на двукратное снижение пассажирооборота) выросла более чем в 2,5 раза. Много это или мало? Почему не похвалились Президенту РФ таким рекордом?

Динамика производительности труда работников железнодорожного транспорта РСФСР и РФ представлена на Рис.  5.

Рис.  5. Индексы производительности труда грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в РСФСР и РФ (1990=100)
Рис. 5. Индексы производительности труда грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в РСФСР и РФ (1990=100)

В первые пять лет реформ производительность труда железнодорожников резко снизилась (упала почти вдвое за 1991-96 гг. – см. Рис.  5). Затем начался длительный восстановительный рост в дореформенном темпе 1980-х годов – никакого качественного изменения в увеличение производительности труда реформы не привнесли. Только в начале 2020-х гг. – через тридцать лет реформ – российские ж/д вышли на тренд стабильного увеличения производительности труда дореформенных 1980-х гг. При этом основной догоняющий «скачок» произошел в 2016-17 гг. Тогда число учтенных работников сразу сократилось более чем на 20%, и стали резко расходится данные о среднесписочной численности ж/д работников от Росстата и от Минтранса РФ. Вместе с тем по рейтингу работодателей «Форбс» число сотрудников ОАО РЖД в 2023 г. составляло рекордные для РФ 701,164 тыс. чел., в 2022 г. – 696,3 тыс. (а по данным Росстата и Минтранса РФ за 2022 г. числилось только 403,7 и 423,6 тыс. чел. соответственно). В качестве источников данных «Форбс» рассматривалась годовая отчётность ОАО РЖД, «ESG-статистика, данные ФНС России и Росстата, представленные в системе СПАРК». На официальном сайте ОАО РЖД в 2023 г. указан 1 млн сотрудников «по всей России». Таким образом, после 2016 г. отсутствуют однозначные и проверяемые сведения о численности работников ОАО РЖД, что негативно сказывается на возможной демонстрации рекордов в производительности труда и выплате прирастающих зарплат.

Рис. 5-1. Индексы производительности труда железнодорожных перевозок в РСФСР и РФ (1990=100)
Рис. 5-1. Индексы производительности труда железнодорожных перевозок в РСФСР и РФ (1990=100)

Разброс данных о рекордах акционеров ОАО РЖД по производительности труда наемных ж/д работников слишком велик: от превышения дореформенного уровня на 14% за более чем 30 лет реформ (по 0,4% прироста ежегодно) и рекордных «почти на 25 процентов», до почти трехкратного роста (до 5% ежегодного прироста). До реформы считался неприемлемым в перестройку прирост в среднем на 3% ежегодно за 1980-88 гг. Согласно распоряжению Правительства РФ от 19 марта 2019 г. № 466-р по Долгосрочной до 2025 года программе развития ОАО РЖД «в системе долгосрочной мотивации менеджмента» оптимистично планировался 5%-ый среднегодовой темп прироста производительности труда за 2019-2025 годы.

На встрече с Президентом РФ 25 мая 2020 года глава РЖД доложил, что в 2019 г. в ОАО

«выросла чистая прибыль, она выросла в три раза по сравнению с 2018 годом. И связано это прежде всего с ростом производительности труда, который составляет более шести процентов за последние три года <2017-2019 гг.>».

Допустим советский рекорд по производительности труда побит через 30 лет, почему же об этом молчат на двадцатилетие ОАО РЖД? Во-первых, пришлось бы сразу продемонстрировать и рост реальных зарплат работников, который (как неоднократно утверждалось в Кремле) должен быть соразмерен росту производительности труда. Тут глухое умолчание во всех публичных юбилейных достижениях ОАО РЖД. А во-вторых, железнодорожники не на рекордных процентах роста производительности труда перевозят вполне материальные грузы и физических пассажиров. После реформ и акционирования МПС РФ перемещение материальных масс и физических тел по ж/д-сети страны сократилось почти на треть (Рис.  4), а ж/д-персонал сокращен более чем втрое. Куда ж делись такие колоссальные ресурсы? По-видимому «ж/д-пропажа» была бесполезно для страны монетизирована менеджментом ОАО РЖД. В 20-летний юбилей денежная прибыль выставлена первой на витрину ключевых показателей ОАО РЖД. Вот наглядная иллюстрация главной из открытых целей акционеров в их поздравлениях в газете «Коммерсант»:

Рис.  6.  Иллюстрация юбилейной динамики первого из ключевых показателей  деятельности ОАО РЖД в поздравлении акционеров на сайте газеты  «Коммерсант» в 2023 г.
Рис. 6. Иллюстрация юбилейной динамики первого из ключевых показателей деятельности ОАО РЖД в поздравлении акционеров на сайте газеты «Коммерсант» в 2023 г.

Нечего считать чужие деньги (не)наших акционеров из ОАО РЖД. Заработали и ладно, пусть и на сокращении ж/д транспортировок и увольнениях низкооплачиваемых ж/д работников.

Какое же будущее видят акционеры ОАО РЖД для себя и для страны? Публично известен их семилетний горизонт планирования, одобренный Правительством РФ.

Согласно Долгосрочной программе развития ОАО РЖД с 2019 до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2019 г. № 466-р) в 2021 г. базово планировалась чистая прибыль в 61 млрд рублей, о получили 50,7 млрд руб. Раскрытие информации с 2022 года ограничено на основании постановления Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 351. Небывалый рекорд плановой чистой прибыли намечен правительством для акционеров ОАО РЖД на 2025 г. – 186 млрд руб. Это более чем вдвое выше рекорда ОАО РЖД в 2007 г. (Рис.  6). Грандиозен план монетизации транспортных услуг для акционеров.

А что для страны запланировано акционерами ОАО РЖД достигнуть к 2025 г. по традиционным немонетным показателям транспортной деятельности ж/д – по перевозкам грузов и пассажиров?

Откроем долгосрочную программу ОАО РЖД до 2025 г. и узнаем, что по перевозкам пассажиров ОАО РЖД планирует достигнуть к 2025 г. ветхие результаты МПС РСФСР 1957 года (см. здесь Рис.  3), а побить рекорд дореформенного 1988 г. – примерно в 2075 году (Рис. 3–1).

Рис.  3-1. Фактические и долгосрочно  планируемые ОАО РЖД перевозки пассажиров железнодорожным транспортом  общего пользования в России, млн человек
Рис. 3-1. Фактические и долгосрочно планируемые ОАО РЖД перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в России, млн человек

По пассажирообороту ОАО РЖД планирует достигнуть к 2025 г. «совковые» результаты МПС РСФСР 1966 года, а выйти на уровень дореформенного 1990 г. – примерно к 2050 году (Рис.  7).

Рис.  7.  Фактический и долгосрочно планируемый ОАО РЖД пассажирооборот  железнодорожного транспорта общего пользования в России, млрд пасс-км
Рис. 7. Фактический и долгосрочно планируемый ОАО РЖД пассажирооборот железнодорожного транспорта общего пользования в России, млрд пасс-км

(для грядущего акционерного планирования?) На официальном сайте ОАО РЖД допущена досадная ошибка в данных 2023 г. по пассажирообороту – занижен на 3 арифметических порядка.

Более отрадно будущее по экспорториентированному грузообороту, где ОАО РЖД планирует к 2025 г. на 17% превысить лучший результат МПС РСФСР 1988 года (см. здесь Рис. 6- 1), а вернуться на дореформенный тренд роста 1980-х гг. можно уже будет примерно к 2040 году (Рис. 6-1А).

Рис. 6-1А. Фактический и долгосрочно планируемый ОАО РЖД грузооборот железнодорожного транспорта в России, млрд тонно-км
Рис. 6-1А. Фактический и долгосрочно планируемый ОАО РЖД грузооборот железнодорожного транспорта в России, млрд тонно-км

Не безоблачно ж/д-будущее по объемам грузовых перевозок, где ОАО РЖД планирует достигнуть к 2025 г. результаты МПС РСФСР 1967 года (см. здесь Рис. 6- 2) и наконец-то побить рекорд дореформенного 1988 г. – примерно в середине  2040-х годов (Рис. 6-2А).

Рис. 6-2А. Фактический и долгосрочно планируемый ОАО РЖД объем перевозок грузов железнодорожным транспортом в России, млн т
Рис. 6-2А. Фактический и долгосрочно планируемый ОАО РЖД объем перевозок грузов железнодорожным транспортом в России, млн т

Декабрь 2023 г., вопреки постпраздничным «ожиданиям ОАО РЖД, не позволил компании наверстать отставание погрузки от плана на 2023 год. По итогам года она снизилась на 0,2% к 2022 году и оказалась ниже плановой на 0,9%, в том числе на фоне ограничений поставок нефтепродуктов на экспорт в четвертом квартале, проблем с локомотивами и масштабной стройкой».

Как и ранее президенты РФ и РЖД (7 марта 2017 г.), так и главы РФ и РЖД (1 октября 2018 г.) на камеру обсуждают только приятные результаты реформ РЖД и РФ. Как радостно звучало на 15-летие ОАО РЖД в официальных заявлениях, что основной «абсолютный рекорд» ж/д-реформ якобы свершился в 2018 г.: «вышли на объём грузооборота выше, чем в Советском Союзе!» [воскликнул О.В. Белозеров]. Перед началом реформ никто не обещал такие возвышенные достижения в новой РФ через 30 лет господства менеджерства. В реальности по официальным статданным рекорд по грузообороту в 2018 г. не состоялся: уровень 1988 г. был впервые превышен только в 2021 г. (см. здесь Рис. 6- 1).

* * *

Каждому, каждому в лучшее верится,
Катится, катится голубой вагон.

На юбилей двадцатилетия ОАО РЖД мы слышим приятные речи и поздравления, получаем только отрадные статданные о транспортных показателях ж/д. Но российским железным дорогам не 20 лет, и после праздника акционеров для российских железнодорожников наступают суровые будни, обремененные наследием реформ и их эпигонов.

Какие же неприятности есть в реальности на российских железных дорогах? Риторический ответ дан выше и здесь в обновленных данных из БЕЛОЙ КНИГИ РОССИИ 1950-2023 по железнодорожному транспорту РСФСР и РФ в 1950-2023 гг.

Уповаем на то, что Президент РФ и Председатель РЖД все-таки располагают исчерпывающими сведениями о реальной картине в железнодорожном транспорте РФ. И, главное, – какое на ней просматривается будущее. Что наступит после забвения мига монетарного экспорториентирования РЖД? Смогут ли главы РФ и РЖД ускользнуть от приятных текстов своих придворных экспертов и обсудить вопрос без прикрас и по существу? Поможем реформаторам побороть страх перед незнанием железнодорожной России, а спичврайтерам преодолеть невежество о прошлом и будущем экспорториентированной ж/д-РФ. Положим на холодные рельсы голубые мечты и грезы придворных экономоцентричных текстарей. Пора приоткрыть шторки на окнах в купе покачиваемого ими голубого вагона.

И хотя нам прошлого немного жаль,
Лучшее, конечно, впереди!

Прекратить безответственную акционерщину и нескончаемое метарыночное реформирование РЖД, и заняться ответственным планированием ж/д транспорта в нашей стране.

__________________________________________________

ВНИМАНИЕ! Вводное статистическое к юбилею РЖД >> См. здесь:

ЖелДорСъезд: открытые статданные в честь 20-летия ОАО РЖД >>

Источник.