Деятельность психолога и психотерапевта требует постоянного усовершенствования своих навыков, исправления ошибок, устранения промахов. Развитие специалиста происходит путём анализа и разбора возникающих в работе при взаимодействии с клиентом жизненных ситуаций и рефлексии пережитого опыта. Этому практически невозможно научиться только по книгам. В своей рабочей деятельности психолог активно взаимодействует с профессиональным сообществом. Причём общение это важно как для начинающих, так и для опытных специалистов. Таким образом, транслируется накопленный опыт от опытных психологов к начинающим. А также развивается чувство эмпатии, осознаются отдельные аспекты своей деятельности. Специфическое общение в профессиональном кругу называется супервизией. В процессе участники обогащаются опытом, проговаривают основные этические принципы своей работы, устанавливают рамки допустимого поведения для создания безопасного пространства между психологом и его клиентами.
Стандартно по американской схеме различают уровни развития участников супервизии:
Первый - студенты, не обладающие опытом, но имеющие сильную мотивацию, чтобы стать классными специалистами. Вследствие отсутствия навыков они боятся встреч как с клиентами, так и с супервизорами.
Второй - начинающие специалисты, замотивированные на профессиональный рост, но не имеющие достаточно мотивации на саморазвитие. Могут иметь недоверие к супервизорам.
Третий - опытные специалисты, осознанно работающие с наставниками для преодоления профессиональных затруднений и повышения уровня достижений.
По норвежской классификации выделяют шесть фаз развития специалиста в рамках супервизии. Первые три относятся к студентам ("непрофессиональный ассистент", "студент-младшекурсник", " студент-старшекурсник"). Вторые три - уже для практикующих специалистов ("начинающий психолог ", " психолог с опытом работы", "опытный специалист с большим стажем").
А вот и список основных вопросов, обсуждаемых на супервизиях.
1. Организационные и деловые моменты в профессиональной деятельности: планирование и сессий с клиентами, этические взаимоотношения с коллегами и т.д.
2. Развитие понимания взаимоотношений с клиентами: здесь разбирают ваши возможные реакции на общение с посетителями, эмоциональные зависимости, перенос собственного непроработанного негативного опыта на пациента.
3. Проработка рефлексии паттернов взаимоотношений с остальными участниками супервизии.
4. Заимствование новых знаний и навыков для дальнейшей профессиональной деятельности. Также обращается внимание, почему не все умения из арсенала психолога используются в практической работе.
5. Развитие самопознания и самопонимания себя как профессионала. Разбор ответов на вопросы об отношении к себе как к специалисту и о реагировании на какого-то отдельно взятого клиента, вызывающего наиболее яркий эмоциональный отклик.
Далее разговор об интересном и малоизученном процессе супервизии я продолжу в следующих статьях.
Провожу индивидуальные и групповые супервизии. Подробности по тел. 8-904-490-34-07 (мессенджер)
Автор: Наталья Мостовая
Психолог, Супервизор
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru