Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Жестокий романс» и фасон для Ларисы

Была я тут на одной выставке, посвящённой моде и костюму XIX века («Изменчивая мода». ВДНХ. Павильон «Рабочий и колхозница») и, увидев платье конца 1870-х, вспомнила фасоны, которые носила бесприданница Лариса.

Это был уникальный фасон, каким-то волшебным образом случившийся меж двумя турнюрами! То есть этот силуэт как бы вторгся в плавно-размеренное течение моды. Но обо всём по порядку!

Платье с выставки «Изменчивая мода». ВДНХ. Павильон «Рабочий и колхозница». Фото автора. Для сравнения - картина Джеймса Тиссо, бытописателя эпохи. Конец 1870-х годов. https://ru.pinterest.com/
Платье с выставки «Изменчивая мода». ВДНХ. Павильон «Рабочий и колхозница». Фото автора. Для сравнения - картина Джеймса Тиссо, бытописателя эпохи. Конец 1870-х годов. https://ru.pinterest.com/

Дело в том, что в 1870-х и 1880-х годах актуальный силуэт подразумевал ношение турнюра - либо подушечки, либо целой конструкции, располагавшееся чуть пониже спины.

Лев Толстой в «Крейцеровой сонате» злобно обозвал турнюры «…этими нашлёпками на зады». Так вот в 1877-1879 годах, когда и происходило действие «Бесприданницы», турнюрчики резко вышли из моды.

Для сравнения - платья с турнюрами 1875 и 1885 годов. https://ru.pinterest.com/
Для сравнения - платья с турнюрами 1875 и 1885 годов. https://ru.pinterest.com/

Правда, ненадолго. Наталья Иванова - художник по костюмам фильма «Жестокий романс» (1984) точно уловила эту особенность линий. Тогда вошёл в моду изящный и при том – дразнящий «русалочий» силуэт.

Всё обрисовывалось, а женские формы нарочито утрировались корсетом, имевшим название «кираса». Да, немного отступлю от темы – тогдашнее бельё не только создавало фигуру – оно защищало даму, имея характер своеобразной брони.

Платья фасона princess, вошедшего в моду в 1877-1879 годах. Именно тогда происходит действие фильма и пьесы. https://ru.pinterest.com/
Платья фасона princess, вошедшего в моду в 1877-1879 годах. Именно тогда происходит действие фильма и пьесы. https://ru.pinterest.com/

Во-первых, считалось, что костяк благородной женщины слаб, и не будь корсетов, она буквально согнётся, да и развалится. Серьёзно! Во-вторых, корсет выполнял роль барьера.

Расшнуровывать его могла только горничная, а мужчина, даже, если касался тонкой талии, его руки упирались в жёсткую корсетную оболочку. Не до игр! Корсет = хранитель верности и целомудрия.

Кадр из фильма «Жестокий романс» (1984). Скриншот.
Кадр из фильма «Жестокий романс» (1984). Скриншот.

Но вернёмся к Ларисе и формам-1877/1878. В своё время я ходила в Историческую библиотеку и сканировала интересные подробности, связанные с историей костюма.

Итак, в 1877 году появляются узкие, обтягивающие тело, платья с пышной драпировкой трена. В первом же номере «Модного магазина» за 1877 год ( №1. 1877. стр.7). можно прочесть:

Кадры из фильма «Жестокий романс» (1984). Скриншоты. Платья Ларисы.
Кадры из фильма «Жестокий романс» (1984). Скриншоты. Платья Ларисы.

«Туалеты положительно делаются в обтяжку и обрисовывают стан. Платье princess, на котором драпируются волны тюля и уступы кружева, выказывают все совершенства гибкой и стройной талии, но зато предательски выдаёт все остальные».

Что же это за принцесса, в честь которой назвали фасон? Александра Датская, жена Эдуарда Английского и сестра нашей императрицы Марии Фёдоровны. Александра слыла одной из самых элегантных женщин.

Александра Датская, для которой Чарльз Фредерик Уорт изобрёл этот фасон. Википедия.
Александра Датская, для которой Чарльз Фредерик Уорт изобрёл этот фасон. Википедия.

Главный кутюрье Европы - Чарльз Фредерик Уорт, основатель Синдиката Высокой Моды, был её личным портным. Этот силуэт был основан на отсутствии привычных вытачек.

Швы располагались вдоль тела, чётко обрисовывая фигуру. Да, в № 12 за тот же год писалось, что «…платья будут всё также узки, также неудобны для ходьбы, genre требует, чтобы материя прилегала как можно ближе к особе» («Модный магазин». №12. 1877. стр.140).

Фото со съёмок фильма «Жестокий романс» (1984). https://ru.pinterest.com/
Фото со съёмок фильма «Жестокий романс» (1984). https://ru.pinterest.com/

Тут я снова остановлюсь на двух моментах. Во-первых, слово genre, частно упоминавшееся в тогдашней прессе, означало «хороший тон», «высокий вкус». Во-вторых, у модных журналов в течение года была «сквозная» нумерация страниц...

...Если первый номер оканчивался 30-й страницей, то второй начинался со страницы номер 31. Отсюда в финальном номере мы видим страницу 140. Итак, женственный, манящий силуэт с выраженной талией.

Мода 1878-1879 годов. Без турнюров. https://ru.pinterest.com/
Мода 1878-1879 годов. Без турнюров. https://ru.pinterest.com/

Гузеева идеально носит эти платья. В фильмах Эльдара Рязанова тема нарядов и мод – не последняя. Она то фоновая, то – генеральная. В «Жестокий романс» была включена сцена, которой нет в пьесе...

Момент оплаты Карандышевым платья для невесты. Там, где Ольга Волкова играет роль модистки и требует на десять рублей больше, ибо Лариса Дмитриевна проявила фантазию, да ещё и брюссельские кружева подвернулись.

Кадр из фильма «Жестокий романс» (1984). Скриншот.
Кадр из фильма «Жестокий романс» (1984). Скриншот.

Кстати, для Карандышева с его окладом все эти изыски богини-русалки – удар по кошельку. Пикантная мода продержалась недолго – уже в начале 1880-х турнюры возвращаются...

С крепко стянутой талией и в наряде с выразительным турнюром, больше похожим на лошадиный круп, дамы 1880-х выступали, подобно кентаврам. Никакого трена у этих платьев уже не было.

Мода 1880-х годов с турнюрами. https://ru.pinterest.com/
Мода 1880-х годов с турнюрами. https://ru.pinterest.com/

Zina KorZina (c)