Найти тему
747 подписчиков

«Оставленные». Безупречная рождественская ретро-история

Добрые рождественские истории — неотъемлемая часть зимних праздников. От них не требуется какого-то откровения. В них не ищут формального или структурного модернизма. От них ждут чуда доброй и светлой сказки, пусть немного грустной, но обязательно дарящей надежду. Фильму Александра Пэйна «Оставленные» (The Holdovers) это удается на 100%.

Добрые рождественские истории — неотъемлемая часть зимних праздников. От них не требуется какого-то откровения. В них не ищут формального или структурного модернизма.

Это драмеди с красивой снежной зимой, яркими персонажами и несколькими весьма талантливыми дебютантами.

Идея фильма возникла у Пэйна еще в 2011 году после просмотра на кинофестивале в Теллуриде фильма Марселя Паньоля «Мерлюс» (1935), в котором суровый учитель присматривает за учениками, оставленными в школе-интернате на время рождественских каникул.

Добрые рождественские истории — неотъемлемая часть зимних праздников. От них не требуется какого-то откровения. В них не ищут формального или структурного модернизма.-2

Сценаристом картины выступил автор ситкомов Дэвид Хемингсон, и это наш первый дебютант картины в большом кино.

Добрые рождественские истории — неотъемлемая часть зимних праздников. От них не требуется какого-то откровения. В них не ищут формального или структурного модернизма.-3

Пэйн прочитал пилотный, во-многом автобиографичный, сценарий Хемингсона о мальчике, оказавшемся в престижном учебном заведении, где ему предстоит познакомиться со своим отцом-преподавателем. Сюжет режиссеру не приглянулся, а вот знание атмосферы и нравов частных школ показались весьма и весьма подходящими, и он попросил Хемингсона адаптировать для него старую французскую историю. В новой версии автобиографичные моменты тоже остались. Так, многие едкие фразочки учителя, адресованные мальчикам, сценарист позаимствовал у своего дяди. А еще он, подобно отцу сценариста, формально так и не окончил колледж.

Так как сейчас однополые школы-интернаты уже не столь распространены, действие решили переместить в прошлое. После некоторых колебаний между1950-ми и 1970-ми выбрали последние, чтобы избежать сравнений с фильмом Питера Уира «Общество мёртвых поэтов» (1989). По той же причине Хемингсон предложил добавить в сценарий ход с прилетевшим на вертолете папой одного из мальчиков, который забирает четверых из них на горнолыжный курорт, оставляя в обществе учителя только одного юношу. Пейн сомневался в правильности этого решения, но, как мы увидим, оно стало безошибочно верным.

Итак, стоит зима 1970-го года. К большой удаче съемочной группы, работа над фильмом совпала с разбушевавшейся в Массачусетсе снежной бурей, поэтому зима в кадре получилась самая настоящая. А чтобы создать нужную атмосферу школы-интерната Бартон режиссер объединил локации целых 5 действующих школ.

Пэйну отлично удается погрузить нас в атмосферу эпохи. Водном из своих интервью режиссер шутил, что всю свою карьеру он, по сути, и снимает именно комедии 70-х. Так что в этом времени и жанре он чувствует себя как рыба в воде. Винтажный стиль съемки подчеркивает тонко подобранная музыка, начиная от композиций Арти Шоу, которые нон-стоп ставит на вечеринке Мэри, и заканчивая классическими рождественскими гимнами.

Арти Шоу (Джейкоб Аршавский) (1910 - 2004) — американский джазовый кларнетист, дирижёр, композитор
Арти Шоу (Джейкоб Аршавский) (1910 - 2004) — американский джазовый кларнетист, дирижёр, композитор

Присматривать за оставшимися на Рождество детьми остается одинокий учитель, естественно, самый противный и нелюбимый из всего школьного персонала. На шестой день из пяти «счастливчиков» в кампусе остается только один, и тут тоже не будет никакого откровения — самый конфликтный и неуживчивый.

С похожими исходными праздничных комедий в Голливуде (да и не только) уже было великое множество. Начиная смотреть фильм, можно почти безошибочно догадаться, как будет развиваться сюжет и чем все завершится — мальчик подружится с учителем, их характеры раскроются с неожиданной стороны. Однако эта предсказуемость впечатления от картины нисколько не портит. Вся соль и ценность фильма Пэйна в деталях, в живых остроумных диалогах, в совершенно волшебной актерской игре. Это касается в первую очередь троицы главных героев. Если совсем коротко: они такие классические нуждающиеся в рождественском чуде - небезупречны, но и не безнадежны, каждый по-своему одинок и страдает.

Главный взрослый герой и антигерой фильма — учитель-неудачник Пол Ханэм (Пол Джаматти) - интеллигентный и остроумный, безжалостный к своим ученикам, но, по сути, прячущий за жесткостью и циничностью собственные промахи и разочарования. Для актера это уже вторая совместная картина с Пэйном, и опять у них выходит классная магия.

Добрые рождественские истории — неотъемлемая часть зимних праздников. От них не требуется какого-то откровения. В них не ищут формального или структурного модернизма.-6

«Если бы я мог снимать фильмы достаточно быстро, чтобы у меня появился актер-альтер-эго, как это бывает у многих великих режиссеров, то это был бы именно он», - так говорит режиссер о своей работе с Полом.

В предыдущий раз Джаматти снимался в трагикомедии Пэйна «На обочине» (2004), где сыграл страдающего от депрессии писателя и тоже неудачника Майлза Рэймонда.

Пол Джаматти в роли Майлза Рэймонда в фильме "На обочине"
Пол Джаматти в роли Майлза Рэймонда в фильме "На обочине"

Джаматти отлично умеет совмещать в своей игре драму, легкий блюз неосуществленных желаний и элементы комичного, делая своего героя неоднозначным и многослойным.

Главный юный герой и антигерой фильма Ангус Талли - 15-летний мальчик из богатой семьи, умный, но неуравновешенный, полный внутренних проблем и противоречий. Его сыграл 21-летний Доминик Сесса — второй новичок картины в кино. И этот дебют, бесспорно, вышел шикарным.

Добрые рождественские истории — неотъемлемая часть зимних праздников. От них не требуется какого-то откровения. В них не ищут формального или структурного модернизма.-8

Подходящего актера на роль Агнуса очень долго не удавалось найти. Директор по кастингу рассмотрел около 800 заявок, но так и не смог остановиться ни на одной. В итоге было принято решение проводить кастинги непосредственно на месте съемок с участием слушателей местных актерских студий. Сесса — студент театральной школы Carnegie Mellon и выпускник частной школы Deerfield Academy, одной из школьных локаций «Оставленных».

Главный женский персонаж фильма - заведующая студенческой столовой Мэри Лэмб (Давайн Джой Рэндольф), остро переживающая потерю на войне во Вьетнаме единственного сына, изначально возникла в сценарии как совершенно проходная фигура — должен же кто-то кормить оставшихся на 2 недели мальчиков. Но постепенно стало ясно, что в этом образе может быть не меньше жизни и боли, трагедии и одиночества, и она стала полноправным участников трио. Стремясь справиться со своей утратой, колоритная афроамериканка не расстается с виски и сигаретами. Чтобы делать это в кадре реалистично, Давайн даже пришлось временно закурить.

Добрые рождественские истории — неотъемлемая часть зимних праздников. От них не требуется какого-то откровения. В них не ищут формального или структурного модернизма.-9

На протяжении двух часов нас ждет трогательная история своеобразной дружбы вроде бы совершенно непохожих людей, оказавшихся в одинаковой ситуации моральной потерянности. Спустя 2 недели вынужденные каникулы заканчиваются, каждый из троицы сделает для себя важные выводы, которые, возможно, помогут им изменить свою жизнь. Как и ожидалось, в финале будет немного грустно и ностальгично.

Поговаривают, что фильм должны подзасыпать номинациями на «Оскар», ведь подобные трогательные истории неизменно имеют успех не только у сентиментальных зрителей, но и у фестивальных критиков. Проверим 23 января)