Знакомьтесь: это – Наталья Золотарева. Она стоит около своей картины «Снегурочка», написанной в 2010 году. Наталья утверждает, что эта картина ее спасла… Как и отчего? Сейчас расскажу.
Сначала я увидела картину. На VI Инклюзивном фестивале искусств «Нить Ариадны» ее выставили в фойе Центра доклинических трансляционных исследований РНИМУ им. Н.И. Пирогова, где проходил третий день форума. Там «Снегурочка» сразу привлекала к себе внимание. Хотелось не торопясь рассмотреть все детали этой необычной работы. Одним из пунктов программы дня был мастер-класс с непритязательным названием «История одной картины», который вела сама Наталья. Там мы и встретились.
Не скрою: моим первым впечатлением было изумление. Одна из целей фестиваля «Нить Ариадны» – знакомство общества с творчеством людей, имеющих различные ментальные особенности. Я много лет работала с подростками, имеющими особенности развития, знаю, какие разные они бывают. Но и в эти, очень широкие рамки Золотарева ну никак не вписывалась! Цветущая, красивая, уверенная в себе и очень обаятельная женщина, она просто, без малейшей рисовки или смущения говорила о собственной жизни. А жизнь оказалась далеко не простой.
Наталья – художник, что называется, от Бога. Рисует с 4 лет. Сначала занималась в детской студии, с четвертого класса училась в Московском академическом художественном лицее. После школы окончила Институт дизайна и прикладного искусства, где освоила резьбу по дереву, батик, гобелен и другие направления декоративного творчества. Много лет отработала художником-конструктором в конструкторском бюро «Аметист» – головном разработчике артиллерийских комплексов и систем управления стрельбой корабельной и береговой артиллерии ВМФ. Очень рано вышла замуж и родила дочь. Родители поначалу были против, но жизнь показала: шаг был верным. Муж Виктор не раз спасал свою «вторую половинку» от смертельной опасности…
Сегодня Наталья понимает: первые «звоночки» ее психической нестабильности были еще в детстве. Повышенная эмоциональность, перепады настроения, головные боли, обмороки… Но всё это не мешало девушке жить очень активно и насыщенно, быть душой молодежной компании. И это – притом, что юность выпала на переломные 1990-е годы, когда ее семья, как и миллионы других, с трудом добывала кусок хлеба.
Впервые болезнь напрямую заявила о себе только в 2009 году, вскоре после трагической смерти мамы. Наталье казалось, что она стала носителем зла на земле. Она пыталась покончить с собой, но реакция мужа оказалось быстрее… Потом было несколько тяжелых месяцев лечения в психиатрической больнице. А когда женщина наконец выписалась, снова навалились проблемы. Нужно было ухаживать за любимой бабушкой, маминой мамой, которая после смерти дочери совсем слегла.
Именно в этот момент Наталья Золотарева решила воплотить в жизнь давний замысел – картину «Снегурочка» на вечную тему любви, перехода от зимы к лету, от спячки – к расцвету жизненных сил. Воплощение идеи потребовало много времени и усилий. В итоге композиция составилась из пяти живописных фрагментов по мотивам двух произведений – русской народной сказки «Снегурочка» и одноименной пьесы А.Н. Островского. Их связывают воедино резные деревянные планки и суровые льняные нити.
«Работа над картиной стала не только арт-терапевтической акцией, позволившей не уйти в депрессивное состояние, но и трудотерапией, – призналась Наталья. – Резьба по дереву, натягивание холстов на подрамники, перевод картона на холст, сама живопись требует немалых физических сил и кропотливой работы. Она отвлекала меня от психологических проблем. Я занималась «Снегурочкой» месяца два, и за это время мое состояние более-менее стабилизировалось. Возможно, благодаря ей, я намного легче перенесла смерть отца, который скончался буквально через 2 месяца после кончины бабушки».
Тем не менее, после этого Наталья еще не раз попадала на лечение в клинику, пока наконец ей не поставили правильный диагноз, «биполярное аффективное расстройство», и не подобрали эффективный протокол лечения. Одновременно она постепенно приняла свои новые особенности, научилась адекватно оценивать собственное состояние и вовремя обращаться к помощи специалистов. Всё это позволило выйти на многолетнюю ремиссию.
Золотарева – активно работающий художник. По собственному признанию, она рисует запоями и чувствует, что именно это позволяет ей держаться на плаву. Наталья утверждает, что нередко именно чрезмерная активность творческого процесса предупреждает ее об очередном кризисе и помогает вовремя принять меры.
Открытость миру и доброжелательность к другим позволили ей раскрыться и в качестве педагога, руководителя изостудии для взрослых и детей. Несмотря на диагноз, Наталью даже взяли на работу в один из столичных ДК. Но из-за той же открытости ей пришлось оттуда уйти. Дело было так.
В начале пандемии она самоизолировалась на даче, одном из своих «мест силы», и стала писать автобиографические посты-заметки, которые тут же выкладывала в соцсеть ВКонтакте. В них Наталья рассказывала, в том числе, и о своих психических особенностях. Посты вызвали большой интерес у подписчиков. Молва вскоре дошла и до руководства ДК. Перепуганная администрация вынудила художника подать заявление об уходе, хотя знала о ее диагнозе, а родители учеников были против ухода. Такая вот перестраховка…
Но одновременно Золотарева поняла: ее короткие рассказики делают огромное дело – меняют представление о людях с психическими особенностями. Прочитав их, один ее старый приятель, человек с высшим образованием на полном серьезе заявил: «Да ладно! А я думал, что шизофреники по улицам бегают с ножами»… Такие откровения подстегивали продолжать работу. Так появилась рукопись книги «Сердечный сбор», которая попала в руки инициатора проведения фестиваля «Нить Ариадны», выдающегося психотерапевта Аркадия Липовича Шмиловича (1944 – 2021).
«Благодаря этому, я познакомилась с ним, влилась в коллектив психотерапевтического проекта «Радио Зазеркалья» и попала на самую лучшую работу – в Инклюзивные мастерские «Сундук», где занимаюсь творчеством с ребятами с аутизмом», – признается Наталья.
И это – не единственное ее занятие. Она написала более 1000 картин, провела немало персональных выставок. Они проходили не только в Москве, но и в Великом Устюге, Череповце, Ржеве, Нюксенице, Каргополе, Дзержинском... Ее работы можно легко найти в Интернете, в том числе – на странице художника ВКонтакте. А еще Наталья Золотарева любит дарить свои рисунки друзьям, и не просто дарить, а творить по их заказу. Оказывается, это ничуть не мешает свободе творчества…
В середине прошлого года она преодолела очередной кризис – к счастью, не очень тяжелый. Его причиной стала нестабильность современного мира. Наталья острее многих переживает ограниченность возможностей отдельного человека влиять на глобальные процессы. Тем не менее, Золотарева далека от мысли отказаться от личной ответственности за то, что происходит здесь и сейчас. В одной из главок своей книги она пишет:
««Особое отношение», конечно, позволяет не брать на себя в полной мере ответственность за свою жизнь, а все сложности, с которыми мы сталкиваемся, – сваливать на болезнь. Но есть и другая сторона. Качество жизни напрямую зависит от того, берём мы на себя эту ответственность или нет. Взрослый человек принимает решения и готов к последствиям своих решений. Передавая другому управление моей жизнью, нужно понимать: он будет ею распоряжаться по своему усмотрению. Что больному не всегда нравится, потому что никто не будет носиться с тобой, как с писаной торбой».
Вот такая она, Наталья Золотарева – умный, чуткий, открытый и очень мужественный человек. Дай Бог, чтобы ее книга нашла своего издателя. Она способна помочь многим стать добрее и внимательнее к тем, кто оказался рядом!