Найти тему

Балы, парады, собачьи упряжки. Как Хабаровск отмечал Новый год до революции

Оглавление
   Балы, парады, собачьи упряжки.
Балы, парады, собачьи упряжки.

Новый год во времена Российской империи не был главным праздником у хабаровчан — больше внимания наши предки уделяли Рождеству Христову. Однако два этих события тесно переплетались между собой, а в светском обществе иногда практически не разделялись. Некоторые традиции тех лет — украшение ёлки, обильное застолье, уличные гуляния — в изменённом виде дошли до нас, но и непривычного современному человеку тогда было немало.

Чем жители молодого Хабаровска занимались в новогодние и рождественские праздники, как развлекались, где чаще всего проводили время и что подавали к столу, рассказала «АиФ-Дальинформ» заведующая культурно-просветительским отделом городского музея истории Василина Мишоян.

Подготовка и начало торжеств

Зимний праздничный сезон начинался задолго до наступления Нового года. Местные газеты пестрели объявлениями о том, что в магазины поступили новые ёлочные игрушки, а в городское ателье — маскарадные костюмы с иголочки. Заранее печатались афиши о предстоящих концертах, мероприятиях и благотворительных программах.

«Сезон праздничных увеселений наступает и обещает быть довольно разнообразным. В Хабаровском Общественном собрании во время предстоящих праздников Рождества Христова, назначены: танцевальный вечер — 27-го, членский маскарад — 29-го, танцевальный вечер и встреча Нового года — 31-го (за бокал шампанского уплачивается 1 рубль по подписному листу у швейцара собрания). 1-го января устраивается вечер в помощь нуждающимся учащимся, 3-го танцевальный вечер», — говорится в номере «Приамурских ведомостей» за декабрь 1901 года.

   Продавцы завлекали горожан выгодными предложениями блюд к праздничному столу.Фото: Архив газеты «Приамурские ведомости»
Продавцы завлекали горожан выгодными предложениями блюд к праздничному столу.Фото: Архив газеты «Приамурские ведомости»

Довольно популярна у хабаровчан была лотерея-аллегри. Из специальных барабанов каждый желающий мог взять «билетик счастья» — все они были выигрышными без исключения, но призы участникам доставались символические. Вырученные деньги огранизаторы отдавали на благотворительность.

Начинались новогодние праздники Рождественским Сочельником 24 декабря по старому стилю. Для высших чинов и знати города день Рождества открывался божественной литургией в Успенском соборе, которая сопровождалась духовной музыкой Чайковского и Рахманинова и хоровым торжественным пением «Боже, Царя храни». После этого зажигались огни на рождественских ёлках, раздавался праздничный залп из войсковых орудий. Проводились и военные парады, но они были редкостью из-за сильных морозов.

У взрослых — благопожелания, у молодёжи — проказы

Массовые гуляния в дореволюционном Хабаровске устраивали по всему городу, но чаще всего точками притяжения выступали три места — каток у Алексеевской женской гимназии, Общественное собрание и Военное собрание. Последние два нередко соперничали друг с другом: какое проведёт больше мероприятий и соберёт больше гостей.

«В Военном собрании встреча Нового года прошла с редким оживлением, при многолюдном стечении посетителей. Вместе с тем в этот день в собрании был назначен танцевальный вечер, удавшийся как нельзя лучше. В полночь, с первым боем часов, танцы были прерваны, запенились бокалы, раздались взаимные поздравления, благопожелания, тосты... Многие приехали к моменту встречи — указатель, что этот момент нескучно протекает в Военном собрании, в большом, но тесном кругу сослуживцев, друзей и добрых знакомых. Танцевали долго. Веселье затянулось до четырёх часов», — писал Николай Крадин в книге «Старый Хабаровск: Портрет города в дереве и камне».

   Каток собирал вокруг себя самую разнообразную публику.Фото: Хабаровская епархия РПЦ
Каток собирал вокруг себя самую разнообразную публику.Фото: Хабаровская епархия РПЦ

Популярностью у хабаровчан пользовались новогодние балы-маскарады, куда подбиралась самая изысканная одежда. Несмотря на трескучие холода, многие были не прочь съехать на санях с ледяных горок или покататься на коньках у Алексеевской гимназии. А молодые люди развлекались на Рождество колядками и гаданиями, которые часто заканчивались изобретательными проделками: «То дворовых псов вместе с будками переместят от соседа к соседу, то поленницу дров перенесут на другое место, то приморозят наружную дверь в дом, то сани или дровни затащат на крышу дома, то в трубу вставят дьявольские приспособления, что утром из печи весь дым идёт в избу».

Другая необычная новогодняя традиция — катание на собачьих упряжках, появившаяся в обиходе с 1894 года при генерал-губернаторе Сергее Духовском. В город приезжали нанайцы, которые на запряжённых собаками нартах катали всех желающих по городу — и даже развозили по домам.

«Милый дед, я хочу куклу»

Ёлку ставили почти в каждой городской семье со средним достатком — среди крестьян эта «барская» традиция не прижилась. Деревья покупали в кондитерских, там же для них выбирали украшения. Была и главная городская ёлка — она располагалась на катке у Алексеевской гимназии.

Наряд для новогодней красавицы обходился недёшево. Сама ёлка стоила 10-20 рублей, а за один стеклянный шарик можно было заплатить целый рубль, а то и два — по сегодняшним меркам эти суммы исчисляются в тысячах. Несмотря на такие внушительные расценки, вешать на ёлку прошлогодные украшения считалось дурным тоном. Чтобы не тратить лишнего, многие делали их сами: из ваты, папье-маше или картонажа.

Новогоднее меню наших предков отличалось от современного — никаких салатов с майонезной заправкой, заливного и тем более мандаринов. Зато были популярны капустные блюда — а вот молоко и молочные продукты долгое время оставались редкостью. Добыть их к празднику считалось настоящим чудом, и часто именно они становились главным украшением стола.

«Праздничный базар 6 декабря отличался особенным многолюдством. Появились в продаже редкостные для нашего города молочные продукты — молоко, масло, творог и сметана. К сожалению, всё в замороженном виде. Все эти продукты оцениваются чуть ли не на вес серебра. Так, например, 1 фунт сметанного масла 1 рубль и дороже» — говорится в книге Марии Буриловой «Общество старого Хабаровска».

   Слева от ёлки — жена генерал-губернатора Варвара Духовская и генерал от инфантерии Николай Гродеков.Фото: Хабаровская епархия РПЦ
Слева от ёлки — жена генерал-губернатора Варвара Духовская и генерал от инфантерии Николай Гродеков.Фото: Хабаровская епархия РПЦ

Как и мы, хабаровчане в позапрошлом веке не представляли зимние праздники без подарков. Особое внимание уделялось детским презентам. Ежегодно благотворительное общество устраивало рождественские ёлки для воспитанников Хабаровского приюта. Малыши получали игрушки и лакомства, ребята постарше — книги. Подобные мероприятия обычно спонсировались местными меценатами — Пьянковыми, Чуриными и другими купеческими семьями.

Для гимназисток и учащихся кадетской школы ёлка устраивалась в атаманском зале резиденции генерал-губернатора края. Жена генерал-губернатора Варвара Духовская раздавала подарки девочкам, а кадетов наделял ими лично её супруг, Сергей Духовский. В антрактах между танцами, пением и постановками детям демонстрировали волшебный фонарь — по аналогии с нашими кинопоказами.

«Одних взрослых, не считая главных хозяев праздника — детей — было приглашено около трёхсот человек. Самая ёлка помещалась внизу, в манеже, чрезвычайно изящно декорированном, одна из стен которого была задрапирована знамёнами, украшена боевыми принадлежностями и зеленью, эффектно обрамлявшими большие портреты Государя Императора и Государыни Императрицы, Августейшей супруги Его Величества. Входному же залу наверху был придан характер зимнего сада, в китайском вкусе, с китайской беседкой посредине и субтропической флорой вокруг», — писали «Приамурские ведомости» в январе 1896 года.

Был у кадетов и свой Дед Мороз, в которого наряжали кого-либо из обслуживающего персонала. Девочки передавали билетик, на котором писали, какой подарок они хотят получить на ёлке. Одни мечтали о кукле, другим нужно было зеркальце — но все одинаково желали получить частичку волшебства.