Здравствуйте, уважаемые читатели. В рубрике, посвященной фантастике, отмеченной профильными наградами, рассказываю о лауреатах отечественной премии «Интерпресскон» и заокеанской «Небьюла». Речь идет о крупных литературных формах: то есть, романах. Статьи серии публикую в различном составе, поочередно: русская фантастика, номинанты «Небьюла», смешанные статьи. Сегодня как раз очередь последнего варианта. Поехали.
Русская фантастика, отмеченная «Интерпрессконом»
В прошлой статье про книги, награжденные «Интерпрессконом», писал о романе Бориса Стругацкого «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики». Роман был издан в 1995 году, под псевдонимом С. Витицкий, и получил награду в следующем, 1996 году. «Интерпресскон – 97» достался книге Александра Громова «Мягкая посадка», увидевшей свет в 1995-ом.
А. Громов – один из немногих русских авторов, изначально ориентирующихся на строгую научную фантастику. В «Мягкой посадке» элементы твердой (строгой) НФ тоже просматриваются, хотя по форме данное произведение можно отнести к антиутопии и постапу, с элементами фантастического триллера.
Итак, по сюжету, в недалеком будущем (по времени написания книги, то бишь по отношению к середине девяностых годов) человечество столкнулось сразу с двумя напастями. Во-первых, мир погрузился в новый ледниковый период. Для России такие климатические изменения, по понятным причинам, стали большой проблемой. Но с ней можно было худо-бедно справиться, если бы не еще одна беда: у отдельных индивидов человеческой популяции стали появляться признаки, вскоре поставившие их за рамки вида нomo sapiens. Такие люди великолепно чувствовали себя в условиях глобального похолодания. В дополнение к этому, у них резко падали когнитивные способности, вплоть до глубокой умственной отсталости. Но такое падение интеллекта компенсировалось повышенными физическими характеристиками, агрессивностью и уже упомянутой адаптацией к холоду. «Адаптанты» были признаны новым видом, уже отличным от нашего. Поначалу государство еще справлялось со своими функциями. Население постепенно централизованно эвакуировалось на юг, а выявленные адаптанты изолировались в специально созданную резервационную область. Однако, по мере наступления холодов и разрастания числа мутантов, в опустевших городах стали создаваться народные дружины и прочие такие отряды. Одним из таких дружинников стал главный герой романа – бывший научный работник Сергей Самойло. Борьба за выживание усугубляется с каждым днем.
Обычно, в произведения подобного плана, любые научно-фантастические допущения носят утилитарный характер. В двух – трех предложениях авторы расписывают причины появления того мира, в котором геройствуют их персонажи. Собственно, приключения главенствуют в сюжетах такой фантастики. Громов же увязывает динамичное постапокалиптическое действо с твердой научно-фантастической (естественнонаучной) и социально-фантастической основой. Классная фантастика, которую интересно читать и сейчас, почти через тридцать лет после первой публикации.
В 1998 году лучшей отечественной фантастикой, по версии «Интерпресскона», стал роман Андрея Лазарчука и Михаила Успенского «Посмотри в глаза чудовищ». Книга является первой частью трилогии авторов (вторая и третья части: «Гиперборейская чума», «Марш экклезиастов»).
Прежде чем начать краткий обзор данного произведения дуэта соавторов А. Лазарчука и М. Успенского, необходимо сделать оговорку: «Посмотреть в глаза чудовищ» требует не столько блогерского взгляда, сколько эссе профессионального литературного критика, в каком-нибудь солидном чопорном издании. Но… на безрыбье, как говорится, и колбаса – мясо. Постараюсь в этом году сделать большой обзор данной трилогии, ну а пока, кратко расскажу о первой части.
Роман отличает великолепнейший русский язык, размах фантазии авторов, периодически переходящей в литературную игру, и неплохое чувство юмора. Последнее, на мой взгляд, чуть ли не важнейший элемент произведения, уравновешивающий криптоисторические, конспирологические, альтернативно-исторические, мистические и т.п. изыски Лазарчука и Успенского.
Что касается сюжета, то он построен нелинейно, с отсылками к прошлому главного героя и других персонажей, боковыми линиями, аллюзиями и т.п. Условно, ведущей ниткой сюжета романа можно считать события в девяностых годах прошлого века (учитывая время написания, для авторов это была современность), где бессмертный адепт тайного ордена «Пятый Рим» Николай Гумилев пытается спасти от смертельной угрозы свою супругу и сына. По ходу действия, читатель постепенно узнает, что главным героем оказывается знаменитый поэт, в реальной истории приговоренный к высшей мере питерским ЧК, в связи с обвинением в контрреволюционном заговоре 1921 года. По «версии» Успенского и Лазарчука, резиденты «Пятого Рима» предложили советским борцам тайного фронта такую цену, что те отпустили Гумилева. Так поэт влился в ряды оккультной организации, где боролся со всякими тайными надмировыми злодеями, включая знаменитых рептилоидов (ну как в такой, богатой на конспирологические гипотезы и теории, фантастике обойтись без ящеров?!).
В общем, читателя ждет оригинальное постмодернистское действо, оказавшее влияние на многих авторов отечественной литературы 21-го века.
Американская премия фантастической литературы «Небьюла»
Переводную фантастику в сегодняшней подборке будет представлять лауреат премии «Небьюла» 1972 года в номинации «роман». Им является «Сами боги» Айзека Азимова. Корифей мировой фантастики сделал основой данного произведения естественнонаучное фантастическое допущение. По сюжету романа, в будущем открыта возможность связи с параллельной Вселенной («Паравселенной») и установлен контакт с разумной расой. Ученые Земли и собратьев по разуму из Паравселенной открыли технологию получения неисчерпаемого источника энергии. Все дело в том, что физические законы обеих вселенных отличались. При попадании вещества из одной вселенной в другую, они трансформировались. При этом происходил выброс энергии, используемой затем обеими цивилизациями. Данный обмен получил название Электронного насоса (от «электрон»).
Роман состоит из трех обособленных частей. В первой части события происходят на нашей планете. Ученый физик Питер Ламонт делает предположение об опасности этого самого Электронного насоса. Использование данной технологии, по его мнению, может привести к угрозе взрыва Солнца. Установив связь с разумными из Паравселенной, Ламонт устанавливает, что «паралюди» имеют представление о данной угрозе, но похоже, их это не особо волнует.
Вторая часть книги переносит читателя в Паравселенную. Здесь Азимов ведет сюжет в рамках мира паралюдей и от их имени. Нет никакой привязки к земному человечеству. Такой сюжетный ход труден сам по себе, ведь автору пришлось описывать мораль, психологию, облик и т.п. чуждой расы, не прибегая к «спасительному костылю» сравнения с нами. Более того, ведь еще нужно построить сюжет: завязку, противоречия, морально-нравственный выбор и т.п. Многие считают вторую часть романа «Сами боги» одной из самых лучших, в плане описания иного разума. Что касается фабулы этой части книги, то она касается все того же вопроса: угрозы взрыва Солнца, только с точки зрения инопланетян.
В заключительной части события происходят на спутнике нашей планеты. Лунная колония представляет собой довольно оригинальное общество, развивающееся в отличных от родной планеты условиях, что закономерно приводит к все более усиливающемуся цивилизационному разлому с землянами. Главным научно-фантастическим вопросом сюжета третьей части продолжает оставаться вопрос Электронного насоса. Земной ученый Бенджамин Денисон подтверждает гипотезу Питера Ламонта и разрабатывает нетривиальный способ нейтрализации угрозы.
Резюмируя вышесказанное, нужно еще раз подчеркнуть строгое соответствие сюжета романа «Сами боги» направлению твердой научной фантастики. При этом, автор строит сюжет не только основываясь на естественнонаучном фантастическом допущении (обмен материей с параллельной Вселенной), но и показывает будущее нашей планеты, описывает иную, уникальную разумную расу, делает допущения развития человечества вне пределов Земли (лунные колонии). Сам Айзек Азимов считал «Сами боги» одной из лучших своих книг.
Пожалуй, не буду помещать в подборку обзор лучшего романа 1973 года по версии «Небьюлы», хотя он и напрашивается (две книги русских авторов и две «зарубежки»). Подборка получилась очень сильной по составу и еще одна книга приведет к «перебору». Да и следующая статья рубрики будет целиком посвящена «Небьюле». Там и отыграюсь.
На этом на сегодня все. Читайте фантастику.
Справочная информация: все ссылки на новые материалы канала дублируются в ТГ "Интересной фантастики" https://t.me/infantastika