Победа турок над византийцами при Манцикерте, безусловно, достойна экранизации. Хорошей экранизации. И вполне закономерно, что турки, активно создающие сегодня национальную мифологию, взялись за это дело. Что ж, посмотреть батальное историческое кино всегда хочется.
Но всегда ли оно радует? К сожалению, нет. И даже чаще нет, чем да. Наши кинодеятели, например, огорчают не в пример чаще. Лучше ли наших поработали турки? Нет. Хотя это не повод радоваться за российское кино.
Впрочем, прежде, чем ругать, кино надо бы похвалить. Сейчас постараюсь придумать, за что именно. Ну вот хотя бы за тему – сражение при Манцикерте.
По-турецки сегодня этот город называется Малазгирт, поэтому и фильм в оригинале назван «Малазгирт, 1071».
Итак, хорошее – тема. Действительно, много ли у нас есть фильмов о Византии XI века? О таких знаковых и судьбоносных сражениях, как Манцикерт? Откровенно мало, а о Манцикерте, пожалуй, что и вообще нет.
Второе – турки-сельджуки. Если они и появлялись в кино, то как какие-нибудь анонимные, условные противники крестоносцев Первого крестового похода – они ведь через 25 лет сражались против наследников победителей при Манцикерте.
Уж не знаю, насколько достоверно показаны сельджуки в этом кино, но в принципе туркам надо бы верить – материала-то у них должно быть достаточно. Хотя мелькающие в сражении выкрашенные в белый цвет какие-то НАТОвские каски наводят на размышления.
Другое дело, что бюджет картины откровенно никакой. Снять за такие деньги нормальное батальное кино, видимо, нельзя. Так что уж приходится извинять и извинять эту поделку. Насколько хватит сил.
А хватит их ненадолго.
Нет, ну правда. Я всё понимаю, но изображать двор византийских императоров на уровне ставки султана кочевников – это они как-то совсем уж зря. Хорошо, нет денег на массовку (тут больше трех-четырех десятков вялых людей в кадре не мелькает), но уж украшенную тронную залу-то можно нарисовать.
А так получает «блеск и нищета». Блеск компьютерно нарисованного города на Босфоре и нищета сидящих в нем императоров. У них и совет-то состоит из пяти человек. И стражи нет. И стены из необработанного камня. Ни тебе портьер, ни фресок, ни позолоты.
На коней денег тоже не хватило. Конечно сражения XI века – это сражения конницы. Конечно турецкая армия – армия конная. А тут разве что сам император да султан только на конях. Остальные пешкодралом. Несерьезно.
В общем, ребята, по антуражу, по интерьерам, по декорациям всё это плохо. Даже очень плохо.
Теперь о сюжете. Ну что тут скажешь? Современный турецкий национальный миф.
Между прочим, с основой турки угадали. Они правильно нашли двух героев – императора Романа Диогена и султана Алп-Арслана – и противопоставили их. При этом, конечно, Алп-Арслан выигрывает по всем статьям.
Султан более благороден, более решителен, более любим своим народом. Он доверяет своим туркам. Он обходится без охраны, без дегустатора пищи. Он сам выходит на поединок перед сражением. И конечно побеждает. Рыцарь без страха и упрека и твердый правитель.
Роман Диоген, впрочем, тоже не промах. Создать сопливого труса – значит принизить победу султана. Нет, султан должен одолеть сильного противника. Только противник этот маниакально жесток, подл, как все византийцы, коварен.
Можно так? Ну почему бы и нет? Нормальный такой драматический ход, чтобы зритель сочувствовал главному герою в его благородной борьбе против зла. Только вот в чем закавыка…
Да, закавыка. Как ни крути, а патриотизм в этом кино для турок… Ну, он такой, странный. Всё-таки сельджуки в Анатолию пришли завоевателями. Вот и приходится сценаристам крутиться как ужи на сковородке, создавая идеологическую основу для утверждения турок на новой родине.
Для этого византийцы должны стать этакими нацистами, геноцидящими… Кого бы, вы подумали? Армян! Да, это любопытный поворот: турки, защищающие армян от геноцида. Всё на благо нынешней «линии партии».
Ну вот и стали турки как бы защищать местное население. Разумеется, создатели фильма не собираются показывать, как сами турки реально обращались с местным населением. Насколько они «уважительно» относились к собственности неверных и так далее. Главное, что византийцы – какие-то фашисты. И от них надо защищать свою новую родину.
Правда, защищают ее турки неумело. Почему неумело? Ну, потому что на нормальную боевку в кино не хватило уменья. Или денег.
Я терпел весь этот треш исключительно ради финальной битвы.
Бог с ней, с какой-то девчонкой, которая враз становится блестящей лучницей. А за ночь перед битвой ее еще учат владеть мечом. Разумеется, тяжелым и без всякой физической тренировки. Избитый сюжетный ход, которым грешила добрая половина исторических фильмов.
Но как раз этот стандартный дурного характера ход и должен был подсказать, что изображение сражения сведется к двум видам. Первый: крупный компьютерный план «с вертолета». Второй: дикое махалово мечами отдельных персонажей.
И компьютерное изображение убого. И дикое махалово слишком дико. Ну, как всегда – камера регулярно выхватывает какого-нибудь героя (вплоть до императора и султана). Вокруг героя старательно создается круг диаметром метров 20. В этот круг вбегают враги, виртуозно и неизменно срубаемые героем.
Ага, ага, прямо посреди битвы, где сражаются десятки тысяч человек. Правда, больше сорока человек за раз нам не покажут.
Знаете, что самое интересное в таком бое? Смотреть на задний план. Там, за спиной героя, статисты массовки изображают сражение. Более ленивого подрыгивания муляжами мечей я, пожалуй, не видел. Ну, знаете, огонька статистам явно не хватает. Не было денег, так хоть налили бы им грамм по 150 – всё бы веселей дело пошло.
Удручающее зрелище. 4 из 10