В суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре есть Спасо-Преображенский собор, построенный в 17 веке. Стены этого собора расписывала артель под руководством известного живописца Гурия Никитина; известен даже год - 1689.
Позже фрески Никитина были записаны; они надолго скрылись под слоем нарядных фресок 19 века с ярким синим фоном. В 20 веке эти поздние слои сняли - реставрационные работы начались в 1970х и продолжались на протяжении 30 лет, с перерывами.
Искусствоведы пишут, что расположение фресок органично сочетается с архитектурными формами собора; подобно узорчатому ковру, полотно фресок легко "загибается" на косяки окон, своды арок:
Расположены фрески традиционно - ярусами, в которых слева направо построчно "читаются" библейские истории. Нижний ярус посвящён деяниям апостолов, а в трёх верхних представлены евангельские истории из жизни Христа.
На столпах - фигуры святых и некоторых русских царей.
В Евфимиевом приделе (это маленькая такая пристройка к основной части собора) фрески рассказывают о жизни святого Евфимия, основателя и первого настоятеля монастыря. (К сожалению, фото получилось нечётким...)
Немного о художнике. Гурий Никитин - костромской живописец, мастер иконописи и фрески. Родился в Костроме в 1620 (предположительно) году, умер там же в 1691.
Начинал свою художественную деятельность в Москве, в составе костромской артели; участвовал в росписях Архангельского собора в Кремле (1669-1670), причём работы велись под руководством Симона Ушакова.
Позже работал в Переславле-Залесском (1661-62), в Ростове (Успенский собор, 1670-71), в Ярославле (церковь Ильи Пророка, 1680-81), в родной Костроме (Троицкий собор Ипатьевского монастыря, 1685), и под его руководством был расписан собор в Суздале.
Фрески радуют глаз и завораживают своей цветовой и тональной гармонией. В них сочетаются бирюзовые, малиновые и золотистые оттенки:
Действие многолюдных сцен разворачивается на фоне разнообразных пейзажей, причудливой архитектуры или в обстановке узорчатых палат. (Считается, что именно Гурий Никитин начал использовать приём изображения здания изнутри и снаружи одновременно - как бы с прозрачной стенкой.)
Для того, чтобы зрителю было понятнее, какой сюжет изображен, художники снабдили изображения краткими подписями (на фото видим белый текст, идущий по синему фону):
Знаете, что ещё интересно в фресках? С точки зрения композиции можно рассматривать гармонию цветовых и тональных пятен, объединение людей в группы. А можно любоваться на пластику линий или мягко посаженные детали. В любом случае, у мастеров фресковой живописи можно многому поучиться.
А вот сохранившийся на арочном своде фрагмент поздней росписи 19 века с ярко-синим фоном. Эти фрагменты отличаются значительно - они, конечно, реалистичны и отрисованы, но не так душевны, как фрески 17 века:
Безусловно, если вы будете в Суздале, эту достопримечательность стоит посетить, чтобы увидеть вдохновляющую и умиротворяющую красоту древней фресковой живописи своими глазами.
P.S. Основная тема канала - теория и практика изо искусства. Художник и педагог со стажем, поделюсь профессиональными секретами живописи, рисунка, композиции. Буду рада подписчикам, которым интересно моё творчество, а также уроки живописи онлайн.😊🎨
Приходите в гости в мой телеграм-канал: https://t.me/arteillar
или группу ВКонтакте: https://vk.com/arteillar, где я рассказываю о своём творчестве. Буду рада новым подписчикам!