Летом 2023 я посетила поэтические чтения в Ростове-на-Дону, любезно организованные Литературной гостиной. Чтения эти, во-первых, прошли в формате «свободного микрофона», что является наиболее народно-демократическим из форматов, а во-вторых, прошли в сверхсовременном месте. Барабанная дробь… В «обжорном ряду» ресторанов!
#foodmallrostov #литературнаягостиная #литгост #ростовнадону #поэзия #стихи
#ВечерПоэзии #стихивРостове #современнаяпоэзия
#открытыймикрофон #Ростов #OPEN_MIC
#рецензия
#БугаёваНН
#LiterMort
Но это была не какая-нибудь «обжорка», а самая модная в городе, самая чистая, самая рекламируемая, самая… В общем, сойдёмся во мнении, что не место красит человека, а человек место. Нам, что же, теперь читать стихи в пустых занудных залах, как каким-то «из бывших»? Ещё скажите подпирать собою фортепиано. Ну уж нет.
Помните досуг Штирлица с фрау Заурих, когда они играли в шахматы? Герои и закусывали, и выпивали. В общем, берём пример с Штирлица. Чтение стихов и ресторан есть вещи очень совместные, и точка. Не спорьте! Вот даже у Блока есть стихотворение под названием «В ресторане». Шах и мат! А у Маяковского в «А вы могли бы?» лирический герой рисует «на блюде студня косые скулы океана». На блюде студня! Чем не ресторанная тематика? А Тулуз-Лотрек, который без кабаре или, на худой конец, ресторана и одной картиночки написать не мог? В общем, считаю поэзию и рестораны вещами триста раз совместными и возражений больше не потерплю. Величайшие из поэтов завещали свою поэзию ресторанам. Хлеб и зрелища разделять антинародно. Вообще преступно, я так думаю. В ресторанах хранится дух поэзии, аминь.
Забавно применить такие обстоятельства поэтической встречи к событиям прошлого. Например, вот старик Державин услышал юного Пушкина. Дело, напомню, происходит в ресторане «Королевские шаурмы и мидии». Далее со слов Александра:
Когда я закончил читать, старик Державин встал, и все подумали, что он хочет сделать заказ. Но он обошёл столик и приблизился ко мне, а затем обнял со слезами. Я никогда не забуду запах чесночка и креветок, когда Державин растроганно сказал мне: «Поэт!..» Дальше, к сожалению, я не расслышал, потому что сильно затрещало мясо на гриле, а добрый старик не привык пользоваться микрофоном…
Ах да, совсем забыла: и старик Державин объявляет Пушкина победителем этих экзаменов и вручает ему… сертификат на 2000 ассигнаций, истратить кои можно в любом харчевном заведении из представленных! Кюхельбекеры гневно облизываются, горчаковы завистливо сглатывают слюни.
Но чтение стихов между «Королевской шаурмой» и «Какими-то мидиями», видимо, слишком сильно поразило моё оголодавшее воображение. Скажем разгорячившимся коням «тпру», и далее по делу.
Само качество поэзии было прекрасно! Прозвучало много стихов высокого уровня. Как сейчас говорит 21-ый век — годного уровня, причём «годнота» сменяла «годноту». Уверена, благородная публика плохо жевала и забывала глотать, заслушавшись. (Шучу. Все жевали чудесно и вышли румяными, сытыми, благолепными, аки херувимы.)
Талантливая, вдохновенная и грамотная поэзия в этот раз лилась рекой. Выступали мастера авторской песни, детские поэты, трагики, комики, филологи (и это я не только про себя). Как пошутил обеспечитель непринуждённо-шутливого конферанса Максим по имени Александр, поэты и жонглёры.
Итак, что запомнилось. Веду сводку. Родион Галай — юноша бледный со взором горящим в прямом смысле этого афоризма — выступил с авторской песней и трагической поэзией, образы из которой напомнили одновременно мистические баллады романтизма и Евтушенко. Герой Родиона, оставив мир, войдёт в холодную тёмную реку и предпочтёт остаться на её дне, предоставив беззаботным друзьям дальше резвиться без него. Недурно, не так ли? Поэту и обычным «мирянам» не по пути. Поэт действительно входит в свою реку с головой, и беззаботная жизнь без терзания своим же даром для него недоступна.
Диана Грамма из Москвы выступила с интеллектуальной поэзией, напоминающей сразу и Бродского, и Ахматову. Её героине, прячущей в сумке томики Верлена и Рембо, непросто найти свой путь среди путаницы станций метро. Она выходит на случайной станции, тогда как разумная девочка на её месте вышла бы на — Театральной. Но когда это поэт поступал разумно? Поэты входят в чёрные реки с головой и выходят на неправильных станциях, но зато пронзают пошлость жизни на тарелке бытия серебряной вилкой своей мысли. Так-то, ребята и щеглята.
Далее выступали Алексей Волобуев, Володя Степаненко и Дарья Янчук. Дарья — создательница юношеской поэзии, в центре которой — искренняя и порывистая героиня, не скупящаяся на слова любви и боящаяся пренебрежения в ответ. Её героиня просит об одном — не обесценивать поток её чувств. Вот и мотивы Маяковского подъехали, не правда ли? В финале из уст Дарьи прозвучал афоризм: «Бесценок станет бесценным». И в ресторане запахло «Дешёвой распродажей» Маяковского. «Вот за бесценок продаётся драгоценнейшая корона»… Но если Маяковский уже знает, что «слово ласковое, человечье» разве что над гробом нашим прочитают (если не пожадничают в последний момент), то Дарья Янчук с трогательным лиризмом ещё доверчиво ждёт — ответного дара, а не удара.
Публику порадовали Анна Романова, Алёна Бойтикова и Дулма Сергиенко, причём последняя — в качестве наследницы славных традиций Агнии Барто! Сквозной герой её дидактической поэзии для самых маленьких — мальчик Витя, проказник, в погоне за красным мячом кидающийся в гущу автомобилей. В финале драматической погони за мячом Витя «жив-здоров назло врагу», однако, напоминает своим проказливым читателям поэтесса, исход мог быть иным: любителей поиграть посреди трассы соскребают с асфальта совком, а мальчики без ножек уже не попинают мяч…
Приз зрительских симпатий заслуженно получила Ольга Кушнирук — филолог и юморист, представительница зрелого поколения и зрелой мысли. Героиня её комических строк о «вреде ментальных установок» способна и воспарить под облака, и пройти по воде, и выплыть из реки (заметили, что река неожиданно стала лейтмотивом этой встречи?), пока не вспоминает о своей бескрылости и топорном стиле плавания. Гуманистическая мораль: мы все крылаты и не позволим бескрылым скептикам убедить нас в обратном.
Второе стихотворение Ольга предварила анекдотом (!), в котором супругов разделило не что иное, как «ложь»: на вопрос жены, класть ли сахар, муж ответил: «Ложь!» — и стал бывшим. В комической миниатюре Ольги Кушнирук лирическая героиня недовольна мужем, но её недовольство проходит сразу после встречи с новым кавалером, в чьей речи «ложь» — невиннейшая из ошибок. В итоге героиня с завянувшими ушами бежит обратно в объятия грамотного супруга, хотя бы не «ложащего» сахар в свой кофе мужского рода, а «кладущего».
Зал рукоплескал, люди пороняли шаурмы изо ртов, так как кричали «браво». Итог: Ольга Кушнирук единогласно получила приз (я сама за неё голосовала), филология торжествует, грамотным везде у нас дорога, Ростов-на-Дону — грамотная столица мира.
Рената Мартынова призналась в любви Ростову и ростовчанам, которых под душевным летним дождем тайком крестит мокрой рукой. Не правда ли, истинная любовь к Родине — это нежность к людям, к землякам? Истинное лицо патриотизма — гуманистическое. Это лицо с доброй улыбкой, это крестящая земляков рука, и ничто иное.
Выступили Кристина Зинченко и Ольга Ушич, по зову любви сменившая Москву на Азов, а стихи читавшая о праве Лилит, во всем равной Адаму, его первой любви, на уважение. Лилит у Ольги — мать их с Адамом нерождённых детей.
Алексей Тронь, креативный руководитель аквапарка «Осьминожка» и диджей Крокодил, не только читал стихи, пронизанные подлинным лиризмом, но и угодил публике исполнением испанской песни под гитару. В ней лирическое «я» (насколько мы поняли, не знающие испанского, но знающие язык лирики) говорит «si» своему сердцу и «no» — всему антисердечному.
В конце выступил Денис Давыдов со стихотворением, содержащим развёрнутую метафору о сути бытия: в райском саду нашего мира все беркуты и жаворонки сидят в ржавых клетках, а цветущие гиацинты выросли на черепах отцов, сыновей и матерей. Лирика Дениса проникнута искренним антивоенным пафосом гуманизма.
Наконец, завершила встречу бардовская песня в исполнении Родиона Галая на стихи Бориса Рыжего «Девочки-монашки в городском саду». Поистине пророческие стихи для этой поэтической встречи! «Днем я пью, а ночью/ я пишу стихи./ Это, между прочим,/ все мои грехи.» Ведь чтения стихов проходили среди яств и напитков, а поэты и их публика то и дело наполняли и опустошали бокалы, фужеры и кружки.
Днём пишу, а к ночи
спешу в «обжорный ряд».
Пред лирикой я больше
ни в чём не виноват!