ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ, кон. 18 — нач. 19 века.
Церковь расположена на возвышенном месте, на левом берегу р. Яхрома при впадении в неё безымянного ручья. В настоящее время она стоит на открытом пространстве, к северу от сохранившейся застройки села.
Во 2-й пол. 18 в. Салтыково было вотчиной дворянского рода Дурново. В 1770-е—90-е гг. село принадлежало генерал-майору Сергею Дмитриевичу Дурново. Усадебный двор с деревянными господским домом, служебными и хозяйственными строениями занимал участок, по форме близкий к прямоугольному, в ста с небольшим метрах к северу от берега реки. С западной стороны усадьбы на ручье, впадавшем в Яхрому, был устроен пруд. Второй, большего размера пруд располагался к северо-востоку от комплекса, а за ним посреди обширной площади стояла деревянная церковь Рождества Богородицы, построенная в 1747 г. (согласно другим источникам, в 1683 либо 1690). На южной стороне площади находился один порядок крестьянских домов.
По заказу С.Д. Дурново в 1791-97 гг. была построена существующая церковь Рождества Богородицы с приделами Николая Чудотворца и Сергия Радонежского — в честь небесных покровителей храмоздателя и его брата Николая Дмитриевича, генерал-аншефа и сенатора. При последнем, после смерти брата, завершалась внутренняя отделка храма, освящённого в 1806 г. Тогда же или несколькими годами позднее (до 1816г) были сооружены две двухьярусные, квадратные в плане колокольни, поставленные на небольшом расстоянии к западу от церкви. Второй ярус прорезали высокие арочные проёмы звона. Колокольни вместе с объединявшей их аркой — Святыми воротами — образовывали торжественную композицию, напоминающую триумфальную арку или пропилеи. По завещанию Н.Д. Дурново территорию церкви должны были обнести железной оградой с кирпичными столбами. Возможно, её начали строить ещё при жизни заказчика (то есть до 1816), но завершили только после 1822 г. на средства его сына генерал-майора Ивана Николаевича Дурново. Под полом церкви устроили родовую успальницу Дурново, где были похоронены все три храмоздателя.
Новый храм выстроили не на сельской площади, где стояла старая деревянная церковь (разобрана, предположительно, в 1836), а в нескольких десятках метров к югу от господского дома. Согласно метрике 1887 г., церковь стояла «в саду». К настоящему времени на фасадах храма утрачена часть лепного убранства, в том числе декоративные балюстрады под окнами, живописные композиции и белокаменные площадки, перед входами, в интерьере — иконостасы и значительная часть росписей. Церковь построена из кирпича и оштукатурена, цоколь и некоторые элементы наружного декора выполнены из белого камня.
Незаурядный пример сельской церкви в стиле зрелого классицизма, близкий московскому зодчеству круга М.Ф. Казакова рубежа 18-19 вв., а также французской художественной школе 2-й пол. 18 в. Его уникальная, особенно для провинциальной архитектуры, объёмно-пространственная композиция включает центрический четырёхстолпный трёхпрестольный храм без алтарного выступа и трапезной, и не дошедшие до нашего времени парные отдельно стоящие колокольни с воротами между ними.
В интерьере сохранились фрагменты клеевой первоначальной росписи в стиле классицизма 1-й пол. 19 в., частично записанной масляными красками в нач. 20 в. Живопись отличается немногословной декоративной частью, светлым колоритом, чётким расположением композиций и фигур и ясностью традиционной иконографической программы.
Восточную стену алтаря занимает композиция «Моление о чаше», написанная по гравюре Библии Кристофа Вайгеля 1712 г.
В интерьере уцелело богатое лепное оформление: фриз с мотивом бегущей волны в основании барабана, два карниза в куполе (нижний с изящными кронштейнами и цветочными розетками между ними, верхний с поясом иоников) и профилированный карниз на уровне пят арок и сводов.
Довольно большую редкость в настоящее время представляет сохранившийся в храме лещадный пол.
Село Салтыково, Кашинский район, Тверская область.
По материал книги сектора Свод памятников архитектуры
: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Тверская область. Ч.5 /Г.К.Смирнов.: Государственной институт искусствознания , 2023. С.786-792