14,3K подписчиков

Когда два непримиримых семитских народа могут сойтись во мнении? Когда речь заходит об Иордании. Почему меня это так злит?

245 прочитали

Иорданию любят туристы, которым важнее всего познавательный и экологический туризм, и не очень любят сторонники отдыха по-турецки, тайски, египетски. Для первых в стране столько всего, что они готовы возвращаться снова и снова, шлифуя походы по горам, "заброшкам" и пустыням максимальной доброжелательностью к ним иорданцев. Вторых тоже отлично понимаю, потому что и пляжи в самом деле далеко не идеальны, шведские столы довольно однообразны, а сам иорданец – птица гордая и у шезлонга в готовности подать полотенце стоять не будет точно.

Вернусь на секунду к тем, кто Иорданию любит, потому что хочется отдать им должное и обнять, ведь больше её не любит никто. Самая мягкая реакция не имеющих отношения к туризму — этакое снисходительное похлопывание по плечу: "Ну, ты как там, барахтаешься ещё, английское детище, американская подружка, "и нашим и вашим" для русских, бесящая палестинцев своим нежеланием становится Палестиной? Неужели ещё балансируешь между всеми, кому не нравишься?"

Кстати, не пытайтесь в лицо иорданцу намекнуть, что страна у него такая себе. Это между собой, как и мы между собой, они вольны негодовать одни её от излишней светскости, а другие – от излишнего влияния религии, одни – злиться от назойливости американцев, пока другие правдами и неправдами в эту Америку рваться. Это между собой, а со стороны — не смей!

И это правильно. Я так отношусь к точению языков о любую страну: её гражданам — можно и нужно, чужакам — пусть свои бревна в глазах поищут, какой бы страны они гражданами ни были.

Иордания, Восточный Амман
Иордания, Восточный Амман

В общем, вы примерно поняли: в любви сходятся малые, в нелюбви… Есть ли другая страна, которую одинаково хочется пнуть и представителям "самой гонимой нации мира", и тем, кого государство этой нации вырезает и выдавливает с земли, на которую однажды в сапожищах она ввалилась сама?

Страну И. бесит неуступчивость Иордании, "влезание в дела Иерусалима", сам факт её арабскости, её абсолютно пропалестинский настрой при одновременном отказе принимать к себе новых палестинских беженцев. А ведь так сладко было бы их спихнуть за реку Иордан и развалиться на её западном берегу! Но чёртова Иордания, видишь ли, хочет быть Иорданией. Забыла, что искусственно создана, ишь! Сама-то страна И. такая естественная на чужих землях!

Вот только дикий парадокс в том, что страна И. в этом негодовании практически едина с теми, от кого хочет избавиться. Палестинцы и в Иордании, и вне её не прощают ей Чёрный сентябрь, не прощают любви иорданцев к своему лучшему королю — королю Хусейну, не давшему своей стране лечь под боевиков и сохранившему её для иорданцев. И те и другие пышут презрением, для тех и других она – объект насмешки и ядовитых упрёков.

Не я — Бог судья тем и другим. Понимаю, что легче жить в черно-белом мире и видеть только свой интерес, свою боль и свои беды. Но каждый раз, когда кто-то на фоне иорданской политики хочет выглядеть более белым, чем она, мне хочется спросить…

Вот у вас квартира, просторная вообще-то, но вода в ней по часам и очень мало, на всех не хватает. У вашего папы минимальная зарплата, у бабушки нет пенсии, мама дома воспитывает вас десятерых, а во дворе у вас нет не только колодца, но и завалящей нефтяной скважины. Вашу квартиру соседи считают слишком большой и бесполезной, но не отказываются от желания как-то все же приспособить её под свои нужды. Например, выпихнуть в неё своих лишних родственников. Типа, нам от них одни проблемы, а вам они тоже родня, неужели пустую комнату жалко? Вот так и выпихнули много лет назад сотни тысяч одних. А потом у других соседей случилась своя квартирная война, и ещё одна, и от них тоже хлынули обиженные и несчастные люди, а вы, как не монстр и не бездушная амёба, приняли и их к себе в квартиру.

Нет, не прописали у себя, ай-яй-яй! (А вы бы прописали у себя в квартире выпихнутых чужих, особенно если их практически треть от вашей собственной семьи?) Впрочем, кто-то и сам прописываться не хочет, живя мечтой вернуться в свой дом. А кому-то из них ваша квартира нравится больше своей, и возвращаться он не хочет вообще.

Кстати, когда они все к вам в квартиру заселялись, всемирный ЖЭК пообещал вам платить за их еду, помогать с водой, не подселять новых. Но в реальности…

Хватит метафор? А хотите цифры по беженцам в Иордании?

– Общее население страны, где пригодна для жизни лишь малая часть площади, — 11 млн. человек.
– По обеспеченности водой Иордания — вторая страна мира с конца.
– Международные организации помощи беженцам регистрируют в Иордании 3 млн. 30 тыс. беженцев (1, 9 млн. – сирийцы), ещё почти 1 млн. не охвачен никаким из агентств по помощи.
– Из необходимой, согласованной и обещанной поддержки на зарегистрированных беженцев в 2023 году этими организациями, было "заботливо" выделено только 22%. На незарегистрированный миллион – ноль, естественно.
– Остальные 78% — еда, вода, которой нет, медицина, образование, частично рабочие места — лежит на государственном бюджете страны, которую так задорно пинают со всех семитских и несемитских сторон.

И если я точно знаю, что у страны И. нет таких понятий, как совесть и эмпатия, то как нормальные-то не видят ту ношу, что неподъёмна для бедной, в самом деле бедной страны? Почему от неё ждут альтруистического харакири? Неужели это просто совершенно банальное "сытый голодного не разумеет"?

Не спрашивайте, откуда вдруг это всё у меня рвануло. Сама скажу. Совпало. Речь короля Иордании Абдаллы II на Глобальном форуме по делам беженцев в Женеве, ужаснувшая цифрами проблемы. Чтение телеграм-каналов в дурной привычке знать точки зрения разных сторон любого конфликта. Оно вдруг превысило критическую массу прочитанных об Иордании гадостей. А ещё один антивоенный препечальнейший диалог с собственным одноклассником, не имеющий к Иордании никакого отношения. Просто совпало и тряхнуло, как землетрясением. Надеюсь, никого не придавило обломками…

Спасибо, что выслушали. Тысячу раз спасибо, если поняли!