Найти в Дзене

Таинственный фильм "Старший сын": в чём главная идея? Роль Евгения Леонова

Считаю, это один из лучших советских фильмов, наряду со "Служебным романом" "Афоней", "Старым Новым годом".

Многие не понимают, в чем смысл фильма "Старший сын": дескать, ну обманул парень местных жителей, назвался родственником, что здесь особенного? Такие зрители недоумевают, удивляются. Сюжет им кажется примитивным, герои - странными чудаками.

Но все так просто только на первый взгляд. Главная идея выражена в финале, когда фальшивый старший сын признаётся Сарафанову, что он вовсе не сын. Давайте рассмотрим этот диалог подробнее.

- Я вам... не сын. Я обманул вас вчера. Поймите, я не хотел. Всё вышло случайно. Вчера, когда вы к ней стучались, ...я узнал ваше имя и запомнил вашу квартиру. Мы хотели погреться и уйти. Всё вышло само собой.
- Невозможно. Володя, этого не может быть.
-2

Бусыгин честно, с тяжестью в голосе признаётся в обмане. Но Сарафанов отрицает это, он уже привык к приятной информации, он хочет верить в то, что объявившийся сын - настоящий.

- Я надеюсь, что вы меня простите. Потому что я... Ну в общем, я рад, что я к вам попал.
- А я не верю. Скажи, что ты мой сын. Сын ведь, правда?
- Нет.
- А я не верю. Я не хочу этому верить.
- Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын. Но факт есть факт.
- А я не понимаю! Я не хочу этого понимать! Ты мой сын! Ты настоящий Сарафанов! Ты любимый мой сын!

Отрицание - это мощный защитный механизм. "А я не верю. Я не хочу этому верить" - яркое проявление стремления защититься от потрясения, шока. Вера и неверие тем сильнее, чем сильнее желание верить или не верить.

И очень интересно, что же происходит потом.

- Володя, подойди сюда. Что бы там ни было, ... а я считаю тебя, Володя... своим сыном. Вы все мои дети. Потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я люблю вас. А это главное.
-3

Сарафанов осознает правду, принимает её. И его защитное отрицание трансформируется в нечто другое - в чувство любви.

Обратите внимание: Сарафанов не говорит "вы любите меня", он говорит "я люблю вас". То есть главное - это активность (а не пассивность) его родительской любви. Он не требует, не просит ответной любви, не думает о взаимности. А значит, его позитивное отношение к "детям" независимое. А значит, и настоящее.

Идея доброты

Обратите внимание, что финал мог быть совсем другим. Например, "старший сын" мог сбежать, после извинений перед семьёй Сарафанова, или без них - кстати, несколько раз он и пытался уйти по-английски. Фильм на этом вполне мог закончиться. Но весь смысл в том, что говорит Сарафанов, и как на это реагируют остальные.

Все смеются, и это смех облегчения, смех разрядки.

-4

Оказывается, вовсе не обязательно быть друг другу родственниками, чтобы дружить, чтобы поддерживать хорошие отношения, общаться. Вот что подчеркивает автор. И главный выразитель этого - герой замечательного актёра Евгения Леонова.

-5

Поэтому главная идея фильма "Старший сын" - доброта. И мало в каких фильмах можно увидеть идею доброты в таком ярком виде. Из советских отмечу "Служебный роман", "Афоню". Из американских - "Красоту по-американски", "Магнолию" (не все, но некоторые эпизоды).

Идеология

Некоторые зрители считают, что авторы фильма (точнее, прежде всего сам Александр Вампилов) просто пропагандировали идеи социализма-коммунизма. О том, что все люди братья, причём даже не только родственники.

Другие видят здесь христианское воззвание "возлюби ближнего твоего". Причём твой ближний, опять же, это не обязательно родственник. Это тот, кто хочет быть твоим ближним, а главное - кого ты сам считаешь таковым.

Игра актёров

Считаю что все актёры в фильме "Старший сын" сыграли хорошо, даже отлично.

Наталья Егорова прекрасно сыграла Нину - это привлекательная, но строгая девушка. Девушка с твёрдым характером, к которой можно и нужно подобрать особый подход - что и сделал "старший брат" Володя.

Кстати, её персонаж по характеру очень похож на Наталью (Светлана Крючкова).

-6

Михаил Боярский здесь - типичный "мушкетёр", гиперактивный весельчак, прекрасно контрастирующий с остальными героями.

Хорошо сыграл и Владимир Изотов. Его Василий ("младший брат") - одна из "жертв" невзаимной любви в советском кино, наряду с Сергеем Лавровым ("В моей смерти прошу винить Клаву К.") и Митей Лопухиным ("Сто дней после детства").

Как и другие, он страдает от своих сильных чувств, однако ведёт себя несколько иначе. Он угрожает сбежать из дома, а также поджигает дом своей возлюбленной - в отличие от Сергея (который размышляет об уходе из жизни), и от Дмитрия Лопухина (он выбирает философско-психологическое решение проблемы неразделенной любви: "давай просто запомним это лето").
-7

У Василия - очень наивная, несколько истеричная реакция на насмешливое поведение и "измену" Натальи. Но и такое поведение по-своему логично, хоть и психологически неграмотное.

Николай Караченцов прекрасно сыграл фальшивого старшего сына, который становится всё менее и менее фальшивым. 

- Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын.
-8

И настоящий мастер-класс показал, конечно же, великолепный актёр Евгений Леонов. Трудно представить кого-нибудь вместо него в этой роли. Его Сарафанов - доверчивый, добрый, наивный, любящий.

Каждый человек родится творцом, каждый в своем деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нём, осталось после него.

Похожие произведения

Вопрос к читателям: писал ли Александр Вампилов другие произведения, похожие в идейном плане на пьесу "Старший сын"? Из экранизаций я смотрел только фильм "Утиная охота", но там тема совсем другая (изображение деградации личности на фоне алкоголизма). 

Очень интересно узнать, насколько "Старший сын" похож на другие пьесы А. Вампилова.

А что вы думаете о фильме "Старший сын"?

Кстати, здесь его можно посмотреть в очень хорошем качестве: