Окончание. Начало тут
Хотелось бы очень коротко ответить тем комментаторам, которые не видели фильм и, согласно "классике жанра", его "осуждают", экстраполируя на него свои впечатления от современного российского кино. Это не "чернуха", это фильм о любви, о любви в то самое, для кого-то "святое", для кого-то "лихое", для кого-то "веселое и необычное" время. Авторы фильма попытались оттолкнуться от всей тогдашней грязи и ужасов, не впускать в себя и не напускать на других депрессивное состояние. Любовь, и больше ничего, смешная, абсурдная, грустная.
Третья новелла "декамерона" "Странного времени" Натальи Пьянковой представляет маленький шедевр актерского дуэта Елены Майоровой и Олега Василькова.
Заходила дама в ресторан, ведь на свете раз жить.
Заказала дама сто грамм, захотела дама все забыть.
Вот именно так начинает уже свой рассказ о любви Борису и Санчжару их приятельница "принцесса Алла". О том, как она вчера влюбилась с первого взгляда. Алла в исполнении Елены Майоровой. Трогательное, стеснительное начало. Тридцать лет бабе, а она, как девчонка, влюбилась вчера в молоденького мальчика, да так, что совсем пропала.
Пошла вчера вечером одинокая, красивая Алла при всем параде в ресторан с двумя подружками развлечься и, если повезет, привести себе мужичка на ночь в свое "гнездышко".
А в ресторане, а в ресторане
А там гитары, а там цыгане.
И что душа захочет — выбирай
И где-то здесь начинается рай.
Или же - "рай для нищих и шутов". Ну, это у кого как получится.
Веселится Алла, попивает шампанское, лихо танцует, и постреливает глазками по сторонам в поисках подходящей кандидатуры. И кто же кинет в нее камень? "А кто не пьет?"
И заметила она молоденького мальчика, всего такого напряженного с глазами молодого волчонка. Он сидел один за столиком. Бутылка молдавского коньяка, шоколадка и пачка сигарет. Пьет, что называется "в одного", поигрывая зажигалкой. И через несколько столиков случайно встретились их взгляды. Его рассеянный и задумчивый.
И ее - очень внимательный и напряженный.
Все, пропала Алла!
Мальчика этого звать Петр. И он уже появлялся в фильме в первой новелле про Верочку. Тогда к Верочке и Леше пришли друзья и привели с собой еле держащегося на ногах от пьянки молоденького дембеля - старшего сержанта ВДВ. Вот это и был Петр.
А ночной ресторан шумит, народ расслабляется под слащавого Киркорова, шустро - бодренькую Долину, уныло-тоскливую Таню Буланову. Алла смотрит на мальчика, а мальчик на нее не смотрит. Даже отказался от предложения Аллы пересесть за их столик. А у Аллы появился солидный дядечка-ухажер.
А в таверне тихо плачет скрипка,
нервы успокаивая мне.
И твоя раскосая улыбка
в бархатном купается вине.
Вот, наверное, это и имел в виду Виталий Вульф, когда нелицеприятно выражался о фильме, которого тоже, скорее всего, не видел, как и многие наши комментаторы-критики,
"Она снималась в бездарном фильме режиссера Натальи Пьянковой "Странное время". Все актеры этого фильма снимались пьяными, в каком-то пьяном угаре".
Ну да, все очень реалистично, тем более что был применен "новаторский", по словам Натальи Пьянковой, метод, на площадке употребляли настоящий, а не бутафорский алкоголь. Хотя что тут "новаторского, и в "Иронии судьбы" Мягков, Ширвиндт, Бурков и Белявский для сугрева в сцене съемок в бане нелегально от Рязанова пили водочку. Но в этом фильме Наталья Пьянкова уже легально и легитимно разрешила пить, но без фанатизма.
В общем, Алла страдает от невнимания мальчика, тот тихо напивается. В атмосфере разлит угар доступности женщин и брутальности мужчин, ожидания нужных и не совсем возможностей, пробивают пока еще легкие разряды возможных пьяных конфликтов. И все это на фоне депрессивно-тоскливого исполнения Тани Булановой. Однако, тупик. Как же Алле пробиться к Петру?
Но тут Наталья Пьянкова делает ход конем, вернее мужем, - замечательным исполнителем настоящего французского шансона, актером, певцом, композитором Вадимом Пьянковым. Таню Буланову с ее причитаниями женщины трудной судьбы отключают из сети, и выходит на сцену певец живым голосом.
И исполняет великолепный медленный фокстрот, музыка Вадима Пьянкова, на стихи гениального вольного перевода Константина Михайловича Симонова знаменитого стихотворения Киплинга "Четыре цвета глаз". И вот весь этот предыдущий залихватски- заунывный кабацкий звукоряд исчезает, и герои погружаются в волшебство.
Пьяненький мальчик с зажигалкой выбирается из-за своего столика и присаживается у ног певца. Песня то о военном, который покидает Родину и любовь с серыми глазами, и уезжает в далекую Индию. По дороге и далее встречает черные, синие, карие глаза.
Как четыре стороны одного того же света,
я люблю, в том нет вины, все четыре эти цвета.
А мальчик то с глазами волчонка - у нас бывший военный, прошел или Афганистан, или первую Чечню. А сейчас в кожаной куртке со стволом за поясом. И Алла решается, подходит к Петру и заставляет танцевать с собой этот фокстрот.
Снята вся сцена в ресторане только с закадровым голосом Аллы, которая рассказывает Борису и Санчжару свою "лавстори", а весь визуальный ряд, как иллюстрация к ее рассказу.
Удалось Алле завладеть пареньком. Привела к себе. Вот ведь только незадача. И Алла, и Петр принимают друг друга не за того. Алла думает, что Петр хоть и мал ростом, но крепкий и взрослый мужчина, а Петр принял ее за проститутку. А на самом деле Алла - простая, одинокая баба, неожиданно для себя влюбившаяся в этого мальчика. А Петр вообще еще не познал до этого вечера женщин, чистый, девственный мальчик.
Тут еще какая особенность этого фильма. Уже во время съемок распространился слух, что между Майоровой и Васильковым возник самый настоящий роман, что вызвало ревность мужа актрисы художника Сергея Шерстюка и его неприязненное отношение к Наталье Пьянковой. По мнению мужа, его жена на съемах этого фильма попала в плохую компанию. На съемках ее споили, она впала в депрессию, в итоге трагическая гибель.
А уже после выхода фильма Наталья Пьянкова продолжала настаивать, что между Майоровой и Васильковым были любовные отношения. И дальнейшее развитие этой темы порождало еще большие слухи, что и смерть Майоровой через два месяца после премьеры фильма произошла вследствие какой-то вины со стороны Олега. Мол, она пыталась с ним связаться, за несколько часов до смерти, писала на пейджер ""Я умираю!" - а он не ответил.
Что там было или не было между ними могут знать только двое. Остался один. И Олег Васильков поступил, как настоящий мужчина. Он не стал спекулировать на этой теме, а очень достойно ее объяснил
— Как-то мне позвонили ребята с Первого канала, звали на ток-шоу, посвященное Лене. Сказали примерно то же, что и вы. Я им сообщил, что Наташа Пьянкова уже давно лечится в психиатрической клинике и полагаться на ее слова нельзя. На что они мне ответили, что именно сегодня брали у нее интервью в этой самой больнице. Ну что на это можно сказать?! Безоговорочно верят нездоровому человеку, содержащемуся в дурдоме! Я этим редакторам посоветовал пройтись дальше по палатам и, возможно, найти живописнейший материал для следующих передач.
Наташа Пьянкова устроила "черный пиар" своему фильму, где мы с Леной играли любовников. Ну, как не подогреть внимание к своему детищу. Лены давно нет в живых, и она не заслужила, чтобы ее так публично распинали: Елена Владимировна была замужней женщиной, безумно любила своего мужа и никакого романа между нами быть не могло. Роман у меня был с барменшей Наташей из ресторана киностудии. Она потом стала моей женой.
Другое дело, тогда, накануне сорокалетия, она находилась в глубочайшем кризисе среднего возраста. Лена нуждалась в бесплатных ушах, чтобы поделиться наболевшим. Она часами рассказывала мне о своих сложных взаимоотношениях с мужем, Сергеем Шерстюком. Несколько раз, когда она перебирала спиртного на съемках, я отвозил ее к ней домой. Был момент, когда я, двадцатисемилетний, полный сил и энергии, ее внимание расценил неправильно. Пошел в наступление, но был немедленно и жестко остановлен. Мне стало так стыдно, неловко… Но мы быстро забыли этот инцидент и дальше общались, как раньше. Сообщение с просьбой приехать Лена мне действительно отправляла, но за полтора года до гибели. Знаете, в целом вся эта история так притянута за уши…
Я не верю, что она покончила с собой. Майорова в театре все время играла какие-то трагические, мистические роли. Выдумывала себе такие же роли и в жизни. Вот и заигралась. Хотела поиграть с огнем, а с ним играть нельзя.
Наверное, и у Пьянковой своя правда, возможно со стороны отношения Майоровой и Василькова выглядели как полноценный роман, да и сам актер признался во время съемок режиссеру, что влюбился в Елену Владимировну. И у Василькова своя правда, лучше него никто не знает о его взаимоотношениях с актрисой.
На художественных достоинствах фильма эти внешние обстоятельства никак не сказываются. Майорова и Васильков должны были сыграть любовную, по нынешним временная даже не эротическую, на эротику не тянет, а именно любовную сцену, и они ее замечательно сыграли. Все так у Петра и Аллы перекрутилось. Петр стесняется проститутки, не знает, как себя вести с женщиной. Алла, чтобы не вспугнуть Петра, решает пойти ему на встречу, изобразить проститутку. Не понимает его стеснительности, которую он прячет за грубоватым и циничным отношением. А как с проституткой еще общаться то?
И вся эта сцена идет под сладко-сентиментальное пение любовного креольского шансона любимой певицы Майоровой Сезарии Эворы. В итоге между Петром и Аллой все происходит и мальчик, ставший мужчиной разочаровано замечает: "И это все?" Слишком уж быстро Алла накинулась на парня, и все быстро закончилось. Только тут Алла все понимает про Петра и просит прощения. Но она так и не сказала Петру, что любит его, и осталась для него всего лишь проституткой. Утром хлопает, как выстрел, дверь. Петр сбежал. Как и Верочка в первой новелле. И где теперь его искать? Бог весть.
Но финал у фильма оптимистичный. Зрителя возвращает вновь на крышу дома. Борис и Санчжар успокаивают расстроенную Аллу, которая переживает, что не успела признаться мальчику в любви, что найдут ей его. Никуда он теперь не денется. Трое стоят на крыше, смотрят в московское небо, где расцветает салют в честь праздника, звучит старинный вальс, все в надежде на новую, лучшую жизнь. Практически финал спектакля МХАТ Союза ССР им. Горького "Три сестры", прямая аллюзия. Роль Маши была самой последней работой Елены Майоровой в МХТ им. Чехова, спектакль был выпущен за несколько месяцев до ее смерти.
Музыка играет так весело, бодро, и хочется жить! О, боже мой! Пройдет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живет теперь. О, милые сестры, жизнь наша еще не кончена. Будем жить! Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем... Если бы знать, если бы знать!
Вот такие три байки студенческого общежития ВГИКа на ул. Бориса Галушкина, три любовные истории "странного времени", на Западе фильм назвали "Странное время свободы", представила в 1997 г. творческая команда, почти семья, режиссера Натальи Пьянковой. Фильм "странный" для основной массы того чернушного, кооперативного киномусора, что начал производить отечественный кинематограф с позднеперестроечных времен. Как тот цветок, что вырос из подзаборного сора.