Новогодние праздники - время, когда я смотрю кино. Есть у меня такой to watch list, в который я время от времени добавляю фильмы. А потом, когда появляется свободное время, этот список достаю.
Внезапно впечатлил фильм, от которого я этого не ждала совсем. «Родители строгого режима». В моём to watch list он значился, как лёгкая семейная комедия. Я такое кино не люблю и смотрю совсем редко, обычно вполглаза, в полудрёме. Раз в год максимум. Когда совсем-совсем не хочется загружать мозг. Обычно из-за актёров, работы которых не пропускаю, даже проходные. Тут Фрейндлих. И Адабашьян.
В итоге мне после этой «лёгкой» комедии дня два было нестерпимо тяжело. Нет, я, конечно, смогла разглядеть эпизоды, задуманные режиссёром, как смешные. Синопсис фильма сводится к тому, что мэр города, погрязший в коррупции и баллотирующийся на новый срок, настолько разочаровывает родителей, воспитавших его в советских ценностях, что они его усыпляют, привозят к себе домой и помещают под домашний арест, чтобы перевоспитать, в основном поркой, руганью, шантажом, как первоклашку. Казалось бы, должно быть смешно. Но мне смешно не было совсем.
Родители, закрывшие взрослого сына в самодельную тюрьму, чтобы, наконец, воспитать, потому что не смогли это сделать до 15 лет… (считается, что примерно с 13-15 лет, то есть, с подросткового возраста наше воспитательное влияние заканчивается, что выросло, то выросло) - несмешно. Мать, секущая здорового мужика по голому заду, пока он «так удобно застрял» - несмешно. Абьюз, повторяющийся от сцены к сцене в обе стороны и с обеих сторон, от родителей к сыну и от сына к родителям: прогулка сына на цепи, швыряние еды в родителей, обезвреживание сына электрошокером, грубости и полное неуважение сына в адрес родителей, выстрел солью сыну в ливерную часть с последующей кровавой раной… несмотря на сопровождение всех этих сцен весёлыми песенками нашего детства и явный оммаж известному «я тебя породил, я тебя и убью», всё это - несмешно.
На протяжении всего фильма меня не оставлял вопрос, что должно было происходить в этой семье, когда сын ещё не стал наглым, зажравшимся, коррумпированным мэром, чтобы всё внутрисемейное общение было только таким. Точнее, вопрос звучал иначе: «Я правильно понимаю, в итоге нам покажут, что кто-то из родителей допустил кучу воспитательных ошибок в погоне за собственными амбициями, которые хотелось реализовать через детей?» Да. Так и есть. В самом конце именно это и показали. Всё банально и незатейливо - авторитарная мама, которая не давала воздуха ни мужу, ни сыну, поставила свой комфорт, свои интересы, своё видение мира и свои ожидания от окружающих во главу угла. Ну и сын, который к своим 30 годам, с учётом его возможностей мог бы уже отнести свои детские травмы на терапию и перестать сублимировать. Как говорится, всё, как психолог прописал. Но не это оставило тягостное впечатление. Нет, не это. Это было ожидаемо.
Меня совершенно раздавил конец. Кино, как и любой сторителлинг, предполагает, что главный герой проходит так называемый путь героя. Его ещё называют трансформационной аркой. Жанр лёгкой комедии диктует, что эта трансформация идёт в позитивном ключе, все плохие становятся хорошими, признают свои ошибки, благодарят судьбу за уроки, дальше живут новую жизнь, зритель остаётся с надеждой и верой в то, что изменения к лучшему возможны.
А тут…
Я думаю, я была последняя, кто фильм посмотрел, вышел он год назад, поэтому это уже не спойлер. В общем, нам будто бы предлагается открытый конец. Мама, увидев сына, инсценировавшего повешение, падает (видимо, от инфаркта). Дальше сын с отцом долго по бездорожью везут её в клинику, где нет нужных лекарств и оборудования, ведь в городе, благодаря мэру, царит коррупция. Отец, услышав, что здесь жену спасти нельзя, а до Москвы она не долетит, просто молча разворачивается и уходит. Последний кадр — сын, снова победивший на выборах мэра, принимает очередных застройщиков, принёсших взятку. Взятка находит своё место на столе. Мэр переглядывается с собакой родителей. Титры.
Почему-то в интернетах пишут, что это и есть открытый конец, ведь взятку он может и не взять.
А по мне - это был самый что ни на есть закрытый и трагичный конец. Я думаю, оба родителя умерли. Про маму это было озвучено: в своём городе помочь невозможно, до Москвы не довезти. Думаю, кадр с медленно уходящим отцом, фигура которого постепенно становится едва различима вдалеке коридора, явно напоминавшего тоннель - это тоже метафора смерти. Да и собака родителей не просто так обитает теперь в кабинете мэра. Думаю, что никакой трансформации, никакой арки главный герой не прошёл. Ведь основным требованием родителей, основным конфликтом всего фильма был его отказ от участия в следующих выборах. Но мэр на выборы пошёл и победил. Значит, весь фильм, все родительские потуги, катарсис, когда герои высказали друг другу всё, вообще всё, ради чего затевалась эта история, всё зря. Думаю, что деньги он, конечно же, возьмёт.
Пытаюсь понять, почему такое тягостное чувство оставила эта история. Фильм откровенно не обладает никакой художественной ценностью, совершенно слабые диалоги, игра актёров, даже Фрейндлих и Адабашьяна, на троечку, не продуманный сценарий с дырами. Видимо, вот из-за этого всего. Ты остаёшься с ощущением, что тебе показали никакой не фильм. И не должно было там быть сильных диалогов и продуманных сценариев. Нам показали жизнь. Не знаю, намеренное это решение создателей, или просто так получилось.
В реальной жизни всё так бы и было. И ровно так бы и кончилось. Наши родительские амбиции, наши потуги навязать детям наши стандарты и наше представление о «хороших детях». Ребёнок, старающийся быть лучше всех. И ещё лучше. И ещё лучше. Чтобы мама похвалила. Или папа. В какой-то момент эти выросшие дети могут даже не понимать, что в своём стремлении быть лучше всех уже давно перешли черту. Сколько таких выросших детей я встретила за время своей корпоративной жизни. Бесконечная карьерная гонка, амбиции, новые статусы и размеры бонусов. Часто к 40 годам полное выгорание, алкоголизм, в лучшем случае, кушетка психотерапевта, где человек наконец признаётся сам себе, что всё это время что-то доказывал родителям. Сколько историй, показанных в фильме, я знаю от наших чиновников (часто тоже коррумпированных), от олигархов. У многих точно так же где-то там в детстве авторитарная мама или деспотичный отец. Нет, это не оправдывает этих потерявших человеческий облик людей. Просто это многое объясняет в мотивах. То же самое происходит и на более мелком уровне. Вот весь декабрь страна обсуждала феномен подростковых группировок на фоне «Слова пацана». Я жила в городе, где количество группировок и уровень жестокости были не меньше, чем в Казани. Восемь человек из моего класса входили в группировки. В живых осталось двое. Интересно, что практически всех их объединяли деспотичные родители и нередкое насилие в семьях, где-то физическое, а где-то моральное на уровне навязывания собственного представления о том, каким должен быть «идеальный сын». Это тогда насилием вовсе не считалось. Да и сейчас нормы насилия по отношению к детям очень размыты… Интересно, как под моей прошлой статьёй про нетактичные вопросы и реплики родственников были комментарии о том, что ничего нетактичного в описанных ситуациях нет.
Но вернёмся к фильму. Самое грустное, что часто именно так и заканчивается в итоге жизнь. Очередное родительское потрясение. Инфаркт. Уход одного родителя. За ним другого. И всё. Семьи как и не было… Знаю несколько десятков таких семей с похожей историей. И всё как будто зря и вся жизнь не имела смысла. А выросший ребёнок уже точно такими же методами воспитывает своих новых детей. Порочный круг, из которого словно нет выхода.
Уже несколько дней после фильма анализирую свою семью. Передавливаю ли я своим видением того, какими должны быть дети? Даю ли я им воздух? Есть ли у них пространство собственного выбора? Не грозит ли им зайти слишком далеко в доказательстве родителям, что они «самые лучшие»? Не будет ли и мой уход и вся семейная жизнь такой же бессмысленной, как в «лёгкой семейной комедии»? Есть о чём подумать.
PS да, кстати, как и откуда я себе в to watch list записала, что это лёгкая комедия, уже не вспомнить, видимо, таким был чей-то отзыв. В Википедии всё же жанр обозначен, как трагикомедия.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.