Хороший аналитический вопрос при разработке стратегии должен требовать более глубоких уровней мышления, которые выходят за рамки простого обобщения фактов поверхностного уровня.
Вопрос должен быть:
1. Актуальным. Вопрос должен быть сосредоточен на том аспекте проблемы или вызова, который представляет наибольший интерес для организации. Сигнализировала ли недавняя отчетность о появлении проблемы или возможности? Например, могут ли недавние технологические разработки кардинально изменить рынок вашего продукта?
2. Своевременным. Существует ли событие, вынуждающее к действию, которое требует реагирования на проблему? Например, получили ли мы принципиально новое представление о переговорной позиции противника или конкурента? Потребует ли новое развитие событий принятия мер по предотвращению нежелательного состояния, пока не стало слишком поздно? Существуют ли критические временные рамки, за пределами которых проблема теряет актуальность?
3. Точно сформулированным. Сформулирована ли проблема точно, в контексте и с использованием понятного языка? Сформулирован ли вопрос чётко и с достаточной сосредоточенностью, чтобы стратег мог предпринять действия?
4. Осуществимым. Каковы последствия этой проблемы для нас? Что такое “ну и что”? Потребует ли эта проблема принятия мер? Есть ли очевидные последствия, если будем действовать или не будем действовать? Будет ли нанесен ущерб организации? Необходимо ли сосредоточить внимание на том, какие действия следует предпринять для предотвращения или смягчения риска? Сформулирован ли ответ таким образом, чтобы он предлагал несколько возможных направлений действий и выявлял возможности, но не предписывал политику или не предлагал, какой вариант предпочтительнее?
5. Предполагать более одного варианта ответа. Сформулирован ли вопрос таким образом, что ответ содержит более одной заслуживающей доверия альтернативы или направления действий? Можно ли ответить на этот вопрос с помощью ряда возможных гипотез, а не просто ответов "да" или "нет"? Лишен ли вопрос каких-либо скрытых предположений, которые могли бы побудить стратега предпринять опрометчивые действия, не подкрепленные фактами? Существуют ли ключевые неопределенности, которые могли бы сильно повлиять на результат?