В очередной раз в центральную Россию пришли аномальные морозы. Во многих городах центральной полосы столбики термометров опускались ниже -35 и даже -40 градусов. Такие морозы это испытание для автомобилистов и серьёзная угроза автомобилям.
Многие автомобилисты думают, что запустить двигатель это главная проблема. Но это совсем не так. Для тех, кто думает, что главное запустить двигатель, мой совет - не трогайте машину, дождитесь тепла, иначе поездка может обойтись в серьёзную сумму, которая будет в разы выше оплаты такси даже по новогодним ценам, или вовсе убить машину.
Для тех, кому необходимо ехать и поездку нет возможности отложить, данная статья. Сначала рассмотрим основные способы запуска двигателя, а затем опасности, которые могут произойти дальше и как их можно избежать.
Запуск двигателя при экстремальных температурах на улице
Лучшее решение проблемы это профилактика, которая заключается в предварительной подготовке. Любой запуск двигателя при температуре ниже - 25 градусов нанесёт вред машине.
Перед наступлением холодов и сильных морозов, обязательно убедитесь в надёжности аккумулятора, аккумулятор должен быть заряжен. Конечно, плотность электролита уже много лет никто не меряет, но хотя бы на срок службы ориентироваться надо. Не забывайте и про масло в двигатель, при очередной замене, ближе к зиме, поинтересуйтесь, какое масло для вашего двигателя зимой будет иметь меньшую вязкость. Разница может быть существенной. Для выбора масла нужно посмотреть кинематическую вязкость при 0 градусов (обычно в характеристиках масла указывается вязкость при 0 и при +100 градусах), чем ниже она будет, тем легче будет осуществляться пуск двигателя в морозы.
Тёплый гараж есть далеко не у всех, поэтому про него говорить нет смысла.
А вот регулярная работа машины позволит избежать большинства проблем. Нет никакой проблемы выходить раз в 5-6 часов и просто прогревать двигатель до рабочей температуры. А если ещё и заранее позаботиться о месте стоянки машины, чтобы машина стояла во дворе, среди других машин, а не на открытой площадке на всех ветрах, будет совсем замечательно. Использование автоодеяла тоже не будет лишним. Ещё лучше, если с трёх сторон от машины будут сугробы, которые обычно образуются от чисти парковочного места, они будут хорошо защищать от ветра и двигатель будет остывать дольше. Не забываем и про то, что машина должна стоять так, чтобы в случае чего её можно было отбуксировать или "прикурить".
О том как "прикурить" любой автомобиль без риска испортить электронику, читайте тут.
Неплохо будет и аккумулятор на ночь занести домой. Всё это очень здорово, если есть возможность всё сделать заранее, тогда и двигатель запустится легко. Но что делать, если машина уже простояла 1-2 дня без запуска, а на улице -30?
Если дизельный двигатель - даже не пытайтесь ничего сделать. Только ждать тепла, иначе можно завести, но через пару километров где-то встать, и хорошо если в городе. На каждой трассе в такие морозы стоят "дизеля" и не знаю чего делать.
С бензиновым двигателем гораздо проще. Выключаем все электропотребители (вентилятор отопителя, фары, музыку, фонари освещения салона), выжимаем сцепление и пробуем заводить. Нагрузка на стартер и аккумулятор будет высокая, поэтому каждые 30 секунд работы стартера нужно делать паузу на минуту, чтобы стартер успевал остывать и не сгорел. Если после третьей попытки двигатель не завелся и даже нет намёка, что со следующей попытки запустится - надо греть двигатель, иначе аккумулятор сядет или закидает свечи и тогда завести будет ещё тяжелее.
Способов подогреть двигатель очень много. Достаточно подогреть масло в поддоне буквально на 5-10 градусов. Самое главное не использовать открытый огонь. Выбор способа будет зависеть от того, возможно ли подвести электричество. С электричеством гораздо проще. Можно подключить небольшой обогреватель, например такой.
Такой обогреватель можно поместить под двигатель, после чего как следует накрыть капот, решетку радиатора и закрыть пространство под мотором от ветра. Такой маленький обогреватель, за 30-40 минут работы прогреет двигатель и всё подкапотное пространство до 0 градусов и двигатель запустится без проблем. Вместо обогревателя можно использовать даже обычный фен для волос, он тоже справится. Важно только обращать внимание на первые минуты работы этих устройств, они изначально могут издавать трест.
Если электричество подвести не получится, то можно воспользоваться помощью другого автомобиля и подогреть двигатель выхлопными газами. На выхлопную трубу работающего автомобиля надевается шланг и направляется на поддон двигателя неработающего, всё также закрывается от ветра и остывания. Способ "так себе", очень долгий.
Гораздо проще также укутать всё одеялами, тряпками, закрыть от ветра картонками и под переднюю часть автомобиля подкладывать горячие предметы, например, бутылки с кипятком, постоянно их меняя, или кирпичи, которые постоянно греть на костре. Способы тоже проблемные, но если очень надо, то как вариант подойдёт.
Очень хорошим способом будет использование трубы и горелки (балончик с насадкой), суть способа заключается в том, что огонь идёт в трубу (не менее 2 метров), а из трубы выходит горячий воздух и направляется на поддон двигателя. Двигатель прогревается очень быстро и машину таким способом можно завести в любой мороз.
Опасности езды при сильных морозах
Как уже писал выше, запуск двигателя это только часть проблемы. Помимо двигателя есть ещё целая куча шансов повредить машину. После запуска двигателя не надо спешить, и дать двигателю полностью прогреться, чтобы помимо двигателя прогрелось масло в гидроусилителе, тормозная жидкость в контуре сцепления и тормозах. Проверить факт прогрева можно поворотом руля (если масло не прогрелось, то руль будет крутиться тяжело) и выжимом сцепления (педаль будет плохо возвращаться, если жидкость холодная).
Стёкла и зеркала требуют особого внимания. Обдув стекол лучше включить сразу, как запустился двигатель, а не ждать, пока он прогреется и из дефлекторов отопителя салона пойдёт тёплый воздух, это может привести к трещинам стекол из-за перепада температур. Обратите внимание и на зеркала, очень часто под зеркальными элементами образуется лёд, и если попытаться их настроить, то они могут просто лопнуть.
На современных автомобилях, в большинстве случаев, установлены газо-масляные амортизаторы, масло в которых также густеет и они становятся очень жёсткими. Если передние амортизаторы ещё как-то нагреваются от тепла двигателя, то задние нет. И если сразу ехать на полном ходу, то от кочек амортизаторы может пробить и они потекут, это частая проблема в морозы, поэтому первые километры нужно проехать на небольшой скорости, чтобы масло в амортизаторах не было таким густым. Разумеется и загружать машину в морозы не стоит, чтобы также не повредить амортизаторы.
Сыграть злую шутку может и соль, которая имеет свойство скапливаться на подкрылках и порогах автомобиля. Если, при морозах до -20 градусов, соль отлетает от подкрылков при контакте с колесом (удар на кочке), то после -20 эта соль превращается в один сплошной кусок льда и на хорошей кочке колесо может ударить так, что отлетит не соль, а подкрылок, или даже погнётся крыло, особенно велик риск таких повреждений при полной загрузке машины.
Соль на порогах также становится льдом, что существенно снижает расстояние от порогов до дорожного покрытия, и если это покрытие имеет неровности, то эта замёрзшая соль будет их задевать, и отлетать от ударов она будет не всегда, иногда будет отлетать вместе с краской с порога, а иногда пороги будут деформироваться.
Примёрзшие стеклоочистители и порча шлицевых соединений на электромоторах, замёрзшая стеклоомывающая жидкость, также частые проблемы. Не стоит забывать и про лёд на дорогах в сильные морозы, так как смесь соли и песка, которой посыпают дороги, перестаёт выполнять свою функцию.
Важный момент: Обязательно поинтересуйтесь, можно ли "прикурить" ваш автомобиль и можно ли это делать от него, а также можно ли снимать аккумулятор при работающем двигателе. Если не уверены, то лучше это не делать.