Найти в Дзене
Познающий

Эксперимент с «невидимой гориллой»: каковы пределы нашего внимания?

Оглавление

Эксперимент «Невидимая горилла» — одно из самых популярных психологических исследований 1999 года, которое подтверждает наличие у нас когнитивных предубеждений и ограничения нашего внимания.

Этот ставший уже классическим исследовательский проект показал, что избирательное внимание влияет на различные аспекты нашей жизни: от принятия решений до личной безопасности.

Эксперимент с невидимой гориллой

В конце прошлого века психологи Дэниел Саймонс и Кристофер Шабри провели эксперимент, в котором у участников была задача подсчитать количество передач, сделанных одной командой, игнорируя передачи другой команды. Простая задача, требующая некоторой концентрации. Попробуйте и вы.

И так, перед вами то самое видео.

Посчитайте сколько передач сделают игроки в белых футболках.

Ну что?

Какой результат?

Странного ничего не заметили?

Вас не смутила горилла?

Пересмотрите видео ещё раз.

Невероятно! Неправда ли? Как можно было не заметить гориллу?

Подводя итоги, исследователи обнаружили, что, несмотря на появление довольно заметной гориллы, около 50% участников её не заметили.

Это явление известно как слепота невнимания и возникает, когда человек настолько сосредоточен на конкретной задаче или стимуле, что упускает из виду другие неожиданные стимулы в окружающей его среде.

Избирательное внимание: чему нас учит эксперимент «Невидимая горилла»?

Эксперимент «Невидимая горилла» учит нас, что человеческое внимание избирательно и ограничено.

Мы не можем обработать всю представленную нам информацию сразу, поэтому нам приходится избирательно уделять внимание чему-то одному, тем самым отфильтровывая всё остальное. Благодаря этому мы имеем возможность сосредоточиться на важных задачах.

Стоит уточнить, что избирательное внимание не является признаком некомпетентности или отсутствия интеллекта ведь данные ограничения присущие всем людям.

Эксперимент радиолога

В исследовании, проведённом учёными-психологами Трафтоном Дрю, Мелиссой Во и Джереми Вулфом, 24 опытных рентгенологов попросили изучить компьютерную томографию легких пациентов в поисках узлов, которые могли бы указывать на рак легких.

Однако в серии снимков исследователи вставили небольшое изображение гориллы.

Несмотря на то, что горилла в 48 раз больше обычного узла, 83% рентгенологов её не заметили, так как были сосредоточены на выявлении раковых узлов.

7 способов справиться со слепотой невнимания

  • Повышение осознанности: осознайте, что ваше внимание имеет ограничения и что вы можете что-то упустить, даже если считаете, что сосредоточены.
  • Практика осознанности: выполняя упражнения на осознанность, вы сможете лучше понять, на чём сосредоточен ваш ум, и, таким образом, улучшить концентрацию и самосознание в долгосрочной перспективе.
  • Разбивка задач на более мелкие части: разделив задачи на более мелкие и более управляемые части, вы сможете более эффективно распределять внимание и, как следствие, снизить вероятность упустить из виду важные детали.
  • Перерывы: делать перерывы так же важно, как и быть сосредоточенным на работе. Регулярные перерывы могут предотвратить умственную усталость, которая может усугубить слепоту невнимания.
  • Сотрудничество: работа в команде может помочь компенсировать индивидуальные ограничения внимания; различные точки зрения повышают вероятность выявления критической информации.
  • Ограничение отвлекающих факторов: создайте среду, в которой внешние отвлекающие факторы сводятся к минимуму, что позволит вам более эффективно сосредотачиваться на поставленной задаче.
  • Приоритезация задач: ранжируйте задачи по важности и соответствующим образом распределяйте своё внимание, чтобы в первую очередь решать наиболее важные.

Понимая, как работают избирательное внимание и слепота невнимания, мы можем лучше осознавать наши когнитивные искажения и работать над противодействием любым возможным неблагоприятным последствиям.

Конечная цель — признать, с одной стороны, пределы нашего внимания, а с другой стороны, по мере возможности устранять их.