Найти в Дзене
Юный историкъ

Иезуиты в Японии: сёгун против христиан

Оглавление

Многим известен самый влиятельный орден в истории. Но чем он так примечателен и причём тут Япония? Разберёмся вместе.

Символ ордена иезуитов
Символ ордена иезуитов

Кто такие Иезуиты?

Для начала стоит понять, кто такие иезуиты. Орден образовался в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой. Однако утверждён он был только в 1540 римским папой Павлом III. С этого момента и ведёт отсчёт деятельность "Общества Иисуса" (так себя называли сами последователи). Изначально целью ордена стало противодействие протестантам, получившим распространение во времена Реформации в церкви. Иезуиты несли слово божье еретикам, прославляя католическую церковь. Однако со временем цели и задачи ордена чуть-чуть изменились.

Для того, чтобы умело распространять католичество в мире, который в нём разочаровался, требовались новые методы, а следовательно и знания. Поэтому иезуитское воспитание перешло на новый уровень, отличный от любых других. Последователи ордена изучали науки, языки, вмешивались в систему образования и разработали совершенную методику, которая подготавливает совершенно образованных и слепо верующих в католичество людей. Только такие были способны выдержать все испытания верой и исполнить миссию церкви.

Порой некоторым последователям давали разрешение вести светский образ жизни, не раскрывая тайну принадлежности к ордену. Этакая первая спецслужба (кто знает, может и не первая). Настолько образованные и подготовленные миссионеры могли нести слово божье так, как было выгодно им, вольно трактуя Библию и учение Христа. А благодаря своей скрытности они нередко оказывались в высших кругах, пользуясь своим положением с невероятным мастерством. Поэтому уже в скором времени иезуиты настолько глубоко проникли во все правительственные органы, что могли управлять политикой и властью так, как им выгодно. Кроме того, чтобы держать народные массы в неведении, "Общество Иисуса" выступало против идей просвещения. Очень умно и очень выгодно. И вот такие бездушные машины для распространения влияния религии начали дурить мозги не только европейцам...

-2

Португальцы в Японии

В 1542 году португальский мореплаватель Фернан Мендеш Пинту приплыл к берегам Японии. С собой он привёз не только оружие...

На впечатлительных японцев страшные, плохопахнущие варвары, говорящие на непонятном языке, произвели необыкновенное впечатление. Особенно понравились японцам пушки и огнестрелы, которыми были вооружены иностранцы.

Постепенно корабли иностранцев стали приходить чаще, а вместе с ними и иезуиты. Японцы прозвали "Общество Иисуса" сектой Яссо. Но как бы их не называли, иезуиты пришли в восторг от нового плацдарма для распространения католичества. Люди здесь высоко ценят честь, многие хладнокровны, надменны, мстительны, возвышенны в душевном восприятии. Идеальные заготовки под иезуитских последователей. Так в Японии появились первые миссионеры, а вместе с ними и первые христиане-самураи.

Португальцы в Японии, 16 век
Португальцы в Японии, 16 век

Но почему враждебные к иностранцам японцы так спокойно приняли португальцев, а затем и испанцев в 1584 году? Как я писал в предыдущей статье, японцы очень плохо последнее время ладили с Китаем и Кореей. Дошло аж до того, что китайцы отказались торговать с японцами. А последним был жизненно необходим шёлк из Китая, который спасал от невыносимого зноя летом и от холодов зимой. Но это только маленькая часть необходимости. А вот когда приплыли иностранцы, которые умело пользовались слабостями своих подопечных, они тут же смекнули, как нужно выстроить дипломатию: мы вам - торговлю с Китаем, а вы нам - порты и возможность распространить христианство на вашей территории. Как-никак, а выгода весомая. Вот только японцы пока до конца не понимали, что делают эти безобидные миссионеры.

Три объединителя Японии (слева-направо: Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу)
Три объединителя Японии (слева-направо: Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу)

Когда к власти в Японии пришёл первый её объединитель Ода Нобунага, потомок Тайра-но Киёмори, то он сразу оценил выгоду, получаемую от дружбы с иностранцами. Их корабли привозили товары не только из Китая, но и из Макао, Индии, Филиппин и Малакки. А раз главным для иностранцев в Японии было распространение христианства, то он предоставил им в этом плане большие привилегии. Сам Нобунага был атеистом и религия для него много не значила. И вот тут-то португальцы и начали играть по-большому. Даймё, самураи, крестьяне - всех обращали в католичество. Но больше всего любили влиятельных князей, таких как Кониси Юкинага с полуострова Симабара, близ богатого порта Нагасаки. Прежде чем начались гонения на христиан, в Симабаре насчитывалось около 70 тыс. христиан. В провинции Омура - 50 тыс. А в самой резиденции Оды Нобунаги построили три церкви. Это был большой успех для миссии иезуитов. Князья центральных провинций, а также даймё из Аримы, Амакусе и Нагасаки принимали христианство, устраивали колонии катехизаторов (духовно-религиозных просветителей) и строили монастыри. Даже в столице, городе Киото, при Нобунаге было 20 тыс. христиан. Цели миссии достигались с огромной скоростью. Если бы иезуиты ещё больше внедрились в верхушку правительства, то в скором времени им бы не составило труда втянуться и в придворные интриги, как то было сделано уже в Европе. Взяв власть в свои руки, иезуитам удалось бы свободно ведать политикой правительства, превратив Японию в очередную колонию Римской церкви. А дальше - по проторённой дорожке.

Да вот только после смерти Оды Нобунаги к власти пришёл Тоётоми Хидэёси, властолюбивый и жестокий человек. Его симпатии к христианству не были столь обширны. Он наложил запрет на распространение христианства. Гонения стали ответом Хидэёси на экспансию (расширение зоны влияния) европейских государств. Он что-то начал подозревать. И 5 февраля 1597 года в городе Нагасаки были казнены 26 католиков-европейцев.

Казнь 26 мучеников в Нагасаки, 1597 год
Казнь 26 мучеников в Нагасаки, 1597 год

С уходом Хидэёси из жизни в 1598 году началась новая борьба за Японию. Противоборствующие стороны разделились на Западную (под предводительством Исиды Мицунари) и Восточную (Токугава Иэясу). После нескольких лет интриг и борьбы за престол в битве при Сэкигахаре в 1600 году Западную коалицию разгромил Токугава Иэясу. А в 1603 его провозгласили дай-сёгуном (великим сёгуном). И вот из-за этого человека у католиков начались крупные проблемы.

Против Токугавы в войне за престол принимали участие самураи-христиане (Кониси Юкинага). Хотя представителям католичества Токугава разрешал хоть половину Японии обратить в христианство, они начали войну против него на стороне Исиды Мицунари. Здесь товарищи иезуиты сильно просчитались. В итоге после победы при Сэкигахаре казнили не только Мицунари, но и Юкинагу. Вообще Токугава поощрял торговлю и хотел установить крепкие связи с Китаем и другими странами. Однако в 1600 году приплыли протестанты...

Капитан Уильям Адамс (нам более известен как Миура-сан, или Андзин-сан) обучает японцев, начало 17 века.
Капитан Уильям Адамс (нам более известен как Миура-сан, или Андзин-сан) обучает японцев, начало 17 века.

Протестанты в Японии

Это стало главной бедой для иезуитов. Голландцы и англичане обрели большее доверие, нежили лживые католики, ищущие только личной выгоды. Сильно насолил иезуитам и капитан Уильям Адамс, которого в Японии прозвали капитан Миура. Он стал самым влиятельным иностранцем в Японии благодаря Токугаве Иэясу, который сумел разглядеть необыкновенный талант в этом человеке. От Уильяма будущий сёгун узнал, что между христианами идёт бесконечная борьба, а борьбу эту развязали иезуиты, называвшие протестантов еретиками. Вообще, протестанты оказались гораздо более независимы от религии, нежили католики. Это могло значить, что в скором времени иезуиты развернут эту борьбу и в Японии. Этого ещё не хватало! Но христиане попытались исправить бедственное положение и организовали заговор против Иэясу. Но и он был раскрыт. Какая незадача.

Так при Токугаве Иэясу было полностью запрещено христианство, а тем, кто исповедовал чужую веру, надлежало отречься от неё.

Судьба Уильяма Адамса весьма уникальна, о нём в своём историческом романе "Сёгун" рассказал Джеймс Клавелл, английский сценарист и писатель, бывший в плену у японцев. В среде знакомых с произведением людей Адамс известен как Джон Блэкторн. Очень достойное чтиво, между прочим. Советую всем.

Но конец иезуитов пришёл уже после Иэясу. Его сын, сёгун Токугава Хидэтада, отправил в Европу миссию во главе с Хасэкурой Цунэнагой. Тот спустя семь лет привёз ценные сведения сёгуну. Выслушав его внимательно, Хидэтада принял решение навсегда избавиться от иностранцев в Японии. Но исполнил это лишь сёгун Токугава Иэмицу, окончательно выгнавший всех иностранцев из Японии после восстания христиан в Симабаре (1637 год). В 1641 году Япония закрылась для иностранцев на более чем два века - до 1853 года. Этот период назвали сакоку - "страна на замке".

Восстание в Симабаре, 1637-38 гг. Современная иллюстрация Такато Ямамото (у него много других интересных картин)
Восстание в Симабаре, 1637-38 гг. Современная иллюстрация Такато Ямамото (у него много других интересных картин)

А как же тогда торговали голландцы? Для них эта торговля была не самой приятной. По приезду их заставляли провести обряд фуми-э (попрание изображений Христа). А самих голландцев держали взаперти под жёстким надзором. Такое себе удовольствие.

В заключение

Так японцы избавили себя от внешней угрозы, на долгие столетия исключив вероятность войны с иностранцами. Но знал ли Иэясу, или его сын Хидэтада, или сёгун Иэмицу, что все их труды приведут в итоге не к закрытости, а к полной вестернизации их страны? Что будущее Японии на долгое время окажется в руках людей, находящихся за рубежом? И как их некогда могучая, бесконечная власть превратится в пыль - обыкновенное достояние истории. Как их же законы будут попирать, как некогда они заставляли попирать образы Христа. Как их же потомки будут стыдиться своего прошлого, усиленно пытаясь забыть, кто они есть на самом деле. И как в конце концов к ним придёт горькое, жестокое по своей сути прозрение... Могли ли они представить себе такое? Кто же знает это, кроме всеобъемлющей Истории, достоянием которой они остаются и по сей день.