Найти тему

«Святки» или «коляда»?

Началом годового цикла народных праздников на Руси были «святки» или «коляда». В украинском и белорусском языках слово «колядки» соответствует русскому «святки» и означает праздничный срок от Рождественского до Крещенского сочельника. Время «от звезды и до воды», то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды. Колядками называли и сами святочные песни.

Фотограф: Ольга Волкова
Фотограф: Ольга Волкова

В XIX веке колядование превратилось в весёлый обычай, игру. Молодёжь с пением ходила от избы к избе, а хозяева награждали певцов яствами. Однако эта забава была некогда ритуальным обрядом. Коляда – праздник земледельческий. Основная часть колядных песен состояла из величаний с благопожеланиями хозяину, которые имели магический смысл: богатство, изображённое в песне, должно было способствовать реальному богатству в жизни.

Ряженые «супруги». Фото. Деревня Климово, Горьковская обл. 1960
Ряженые «супруги». Фото. Деревня Климово, Горьковская обл. 1960

Главным увеселением на святках было ряженье, состоящее в том, чтобы изменив свой облик, веселить или пугать окружающих. Участник обряда должен был обязательно скрыть лицо, чтобы остаться неузнанным. Использовали маску или другие способы: перекидывали вперёд волосы; прятались под полотном, ситом; раскрашивали себя до неузнаваемости – чернили лица сажей, дёгтем, мазали свёклой, белилами, обсыпали мукой. Особенным успехом пользовались пары и группы ряженых, исполнявшие сценки: лошадь с верховым седоком, медведь с вожаком.

Х.-Г. Гейслер. Ряженые. 1800-е. Гравюра
Х.-Г. Гейслер. Ряженые. 1800-е. Гравюра

Святочное ряженье уходит своими корнями в языческую древность. Это связано с поверьем, что черти, скитаясь по земле в течение восьми дней после Рождества Христова, могут замучить или увлечь человека, если их не обмануть, обрядившись в дьявольское обличье. Наиболее архаичными были антропоморфные маски козы, быка, коня. Силу и плодовитость животных старались передать земле. Рога на голове означали символ безбрачной любви. Поэтому ряженье сопровождалось играми, имеющими эротические мотивы. Это проявлялось в переодеваниях, непристойных жестах, исполняемых текстах. Церковь называла эти обряды «бесовскими» и предписывала «не хоронить на кладбище,… а на поле и в лесу тех, которые, играя на святках… убьются».

Н.К. Пимоненко. Святочное гадание. 1888. Масло
Н.К. Пимоненко. Святочное гадание. 1888. Масло

Широко известны по всей Руси святочные гадания. Это гадания на суженого перед зеркалом, на слух, по золе, с домашней птицей, с валенками, дровами, под подушкой. Гадания интересны вариативностью обрядов. Так, например, в одном гадании с зеркалом необходимо получить коридор отражением одного зеркала в другом (описываемый как «двери - двери- двери), в другом – в зеркале обязательно должна отражаться входная дверь.

А.П. Рябушкин. Гадание девушек на святках. 1885. Рисунок
А.П. Рябушкин. Гадание девушек на святках. 1885. Рисунок

Святочные песни, игры и гадания были записаны в разных областях и у различных слоёв населения. Данная тема отражена в литературе, хранящейся в отделе книжного фонда музея. Это различные виды изданий: научные статьи и книги, альбомы с иллюстрациями, публикации в журналах и сборниках, начиная с XIX века и по настоящее время.

Автор текста: Иванова Светлана Михайловна, заведующая библиотекой Российского этнографического музея.

-6

Список литературы к книжной выставке «Святки»:

  1. Арутюнов Г. Русь обрядная; Пулькин В. Серебряные святки/ Народное творчество.- 1999. - №6.- С.2-3, 10-12.
  2. Забавы старины глубокой. Святки/ Народное творчество.- 2007. - №6. - С.18-23.
  3. Ивлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре. - СПб.,1994.- 235 с., ил.
  4. Игрища святочные/ Всеволодский В. (Гернгросс) История русского театра в 2-х т. Т.1. - Л.- М., 1929.- С.155-160.
  5. Лазарева Л.Н. История и теория праздников: Учеб. пособие. - Челябинск, 2010.- 251 с., табл.
  6. Любецкий С. Отголоски старины (Историческая мозаика). – М.,1867.- 152 с.
  7. Морфология обряда. Святочные игры и святочные гадания. - Иваново, 2010.- 216 с., ил. + диск
  8. Народные праздники, обряды, игры/ Игра и страсть в русском изобразительном искусстве.- СПб.,1999.- 359 с., ил.
  9. Никитина А.В. Свеча в обрядах перехода.- СПб.,2008. - 88 с.
  10. Очерки русской народной культуры. - М., 2009. -787 с., ил.
  11. Петрушевич А.С. Общерусский дневник церковных, народных, семейных праздников и хозяйственных занятий, примет и гаданий. - Львов,1866.- 104 с.
  12. Праздники и обряды как феномены этнической культуры: Материалы десятых Санкт-Петербургских этнографических чтений. - СПб., 2011.- 460 с.
  13. Приглашение к обеду. Поваренная книга русского музея. – СПб., 2013.- 251 с., ил.
  14. Русская свадьба Заонежья.- Петрозаводск, 2023.- 323 с., ил.
  15. Русские обычаи и обряды. Семейные обычаи. Календарные обряды. Подвижные праздники.- М., 2005.- 320 с.
  16. Русские праздники. – М., 2008.- 144 с., ил.
  17. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып.1.- М.,1857.- 143 с.
  18. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря: Иллюстрированная энциклопедия. - СПб., 2001.- 669 с. + 12 л. ил.
  19. Святочные и масляничные беснования.- М.,1894. - 32 с.
  20. Святочные развлечения. Колядки. Святочные гадания. Святочные песни и игры/ Большая книга рождества.- М., 2000. - С.697-730, ил., тексты с нотами, рецепты выпечки
  21. Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. Русский народ. Чернокнижие. Русские народные игры, загадки, присловья и притчи.- СПб.,1885.- 240 с.
  22. Тришкина Е. Новогодние колядки. Сценарий фольклорного праздника для старших классов/ Народное творчество. - 2005.- №1.- С.18-20.
  23. Шангина И.И. Русские традиционные праздники. - СПб.,2008. - 336 с., ил.
  24. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники: Энциклопедия.- СПб., 2003.- 560 с., ил.
  25. Шангина И.И., Некрылова А.Ф. Русские праздники. - СПб., 2015.- 462 с., ил.+16 с. вкл.