Началом годового цикла народных праздников на Руси были «святки» или «коляда». В украинском и белорусском языках слово «колядки» соответствует русскому «святки» и означает праздничный срок от Рождественского до Крещенского сочельника. Время «от звезды и до воды», то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды. Колядками называли и сами святочные песни.
В XIX веке колядование превратилось в весёлый обычай, игру. Молодёжь с пением ходила от избы к избе, а хозяева награждали певцов яствами. Однако эта забава была некогда ритуальным обрядом. Коляда – праздник земледельческий. Основная часть колядных песен состояла из величаний с благопожеланиями хозяину, которые имели магический смысл: богатство, изображённое в песне, должно было способствовать реальному богатству в жизни.
Главным увеселением на святках было ряженье, состоящее в том, чтобы изменив свой облик, веселить или пугать окружающих. Участник обряда должен был обязательно скрыть лицо, чтобы остаться неузнанным. Использовали маску или другие способы: перекидывали вперёд волосы; прятались под полотном, ситом; раскрашивали себя до неузнаваемости – чернили лица сажей, дёгтем, мазали свёклой, белилами, обсыпали мукой. Особенным успехом пользовались пары и группы ряженых, исполнявшие сценки: лошадь с верховым седоком, медведь с вожаком.
Святочное ряженье уходит своими корнями в языческую древность. Это связано с поверьем, что черти, скитаясь по земле в течение восьми дней после Рождества Христова, могут замучить или увлечь человека, если их не обмануть, обрядившись в дьявольское обличье. Наиболее архаичными были антропоморфные маски козы, быка, коня. Силу и плодовитость животных старались передать земле. Рога на голове означали символ безбрачной любви. Поэтому ряженье сопровождалось играми, имеющими эротические мотивы. Это проявлялось в переодеваниях, непристойных жестах, исполняемых текстах. Церковь называла эти обряды «бесовскими» и предписывала «не хоронить на кладбище,… а на поле и в лесу тех, которые, играя на святках… убьются».
Широко известны по всей Руси святочные гадания. Это гадания на суженого перед зеркалом, на слух, по золе, с домашней птицей, с валенками, дровами, под подушкой. Гадания интересны вариативностью обрядов. Так, например, в одном гадании с зеркалом необходимо получить коридор отражением одного зеркала в другом (описываемый как «двери - двери- двери), в другом – в зеркале обязательно должна отражаться входная дверь.
Святочные песни, игры и гадания были записаны в разных областях и у различных слоёв населения. Данная тема отражена в литературе, хранящейся в отделе книжного фонда музея. Это различные виды изданий: научные статьи и книги, альбомы с иллюстрациями, публикации в журналах и сборниках, начиная с XIX века и по настоящее время.
Автор текста: Иванова Светлана Михайловна, заведующая библиотекой Российского этнографического музея.
Список литературы к книжной выставке «Святки»:
- Арутюнов Г. Русь обрядная; Пулькин В. Серебряные святки/ Народное творчество.- 1999. - №6.- С.2-3, 10-12.
- Забавы старины глубокой. Святки/ Народное творчество.- 2007. - №6. - С.18-23.
- Ивлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре. - СПб.,1994.- 235 с., ил.
- Игрища святочные/ Всеволодский В. (Гернгросс) История русского театра в 2-х т. Т.1. - Л.- М., 1929.- С.155-160.
- Лазарева Л.Н. История и теория праздников: Учеб. пособие. - Челябинск, 2010.- 251 с., табл.
- Любецкий С. Отголоски старины (Историческая мозаика). – М.,1867.- 152 с.
- Морфология обряда. Святочные игры и святочные гадания. - Иваново, 2010.- 216 с., ил. + диск
- Народные праздники, обряды, игры/ Игра и страсть в русском изобразительном искусстве.- СПб.,1999.- 359 с., ил.
- Никитина А.В. Свеча в обрядах перехода.- СПб.,2008. - 88 с.
- Очерки русской народной культуры. - М., 2009. -787 с., ил.
- Петрушевич А.С. Общерусский дневник церковных, народных, семейных праздников и хозяйственных занятий, примет и гаданий. - Львов,1866.- 104 с.
- Праздники и обряды как феномены этнической культуры: Материалы десятых Санкт-Петербургских этнографических чтений. - СПб., 2011.- 460 с.
- Приглашение к обеду. Поваренная книга русского музея. – СПб., 2013.- 251 с., ил.
- Русская свадьба Заонежья.- Петрозаводск, 2023.- 323 с., ил.
- Русские обычаи и обряды. Семейные обычаи. Календарные обряды. Подвижные праздники.- М., 2005.- 320 с.
- Русские праздники. – М., 2008.- 144 с., ил.
- Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып.1.- М.,1857.- 143 с.
- Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря: Иллюстрированная энциклопедия. - СПб., 2001.- 669 с. + 12 л. ил.
- Святочные и масляничные беснования.- М.,1894. - 32 с.
- Святочные развлечения. Колядки. Святочные гадания. Святочные песни и игры/ Большая книга рождества.- М., 2000. - С.697-730, ил., тексты с нотами, рецепты выпечки
- Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. Русский народ. Чернокнижие. Русские народные игры, загадки, присловья и притчи.- СПб.,1885.- 240 с.
- Тришкина Е. Новогодние колядки. Сценарий фольклорного праздника для старших классов/ Народное творчество. - 2005.- №1.- С.18-20.
- Шангина И.И. Русские традиционные праздники. - СПб.,2008. - 336 с., ил.
- Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники: Энциклопедия.- СПб., 2003.- 560 с., ил.
- Шангина И.И., Некрылова А.Ф. Русские праздники. - СПб., 2015.- 462 с., ил.+16 с. вкл.