25,3K подписчиков

Автобус, которому не поставили памятник

2,3K прочитали
Недавно российский ресурс quto.ru провел опрос среди своей многочисленной аудитории. Предлагалось ответить на вопрос: какой из автобусов советской эпохи они считают самым классным.

Недавно российский ресурс quto.ru провел опрос среди своей многочисленной аудитории. Предлагалось ответить на вопрос: какой из автобусов советской эпохи они считают самым классным. Получили, в принципе, ожидаемый ответ – ЛИАЗ-677. Эти автобусы были одними из самых массовых до конца советского периода истории практически во всех городах России. Их количество на маршрутах регулярных и нерегулярных перевозок за все время выпуска превысило 200 000.

Здесь нужно сделать оговорку. Дело в том, что в советской плановой распределительной системе были свои особенности, поскольку производителей пассажирской техники было несколько, то и распределение носило сугубо географический характер. Республики Прибалтики, например, получали преимущественно импортную технику – венгерские автобусы Ikarus и чехословацкие троллейбусы Skoda. Как показано на снимке с улицы латвийской столицы. По этой же техникой снабжались города Украинской ССР и республик Закавказья.

Венгерский Икарус-260 и троллейбус Skoda на улице в Риге
Венгерский Икарус-260 и троллейбус Skoda на улице в Риге

А вот более-менее крупные города Российской Федерации и их пассажирские предприятия преимущественно снабжались техникой производства РСФСР – автобусами Ликинского завода и троллейбусами завода имени Урицкого (г.Энгельс, Саратовской области). Потому в памяти возрастных читателей автобусы советской эпохи и ассоциируются с ЛИАЗом. Правда, следует отметить, что и в другие союзные республики эта российская техника все же поступала. Например, костяк парка в Белорусской ССР и Молдавской ССР также составляли троллейбусы ЗиУ.

Недавно российский ресурс quto.ru провел опрос среди своей многочисленной аудитории. Предлагалось ответить на вопрос: какой из автобусов советской эпохи они считают самым классным.-3

Мы не зря вспомнили об автобусе Ликинского завода. Для своих лет эта техника, как сегодня бы сказали, позиционировалась как большой городской класс. На ее плечи легла вся тяжесть городских перевозок в большинстве городов РСФСР. Достаточно просто проиллюстрировать соотношение техники в парках. Перед вами фото привокзальной площади крупнейшего города за Уралом – Новосибирска образца начала 80-ых годов прошлого столетия. На точность хронологической даты указывают «раскопки» будущей станции метро «Площадь Гарина-Михайловского», которая приняла первых пассажиров в 1987 году.

Конечная остановка на площади Гарина-Михайловского в Новосибирске. Фото начала 80-ых
Конечная остановка на площади Гарина-Михайловского в Новосибирске. Фото начала 80-ых

На этой репрезентативной фотографии хорошо видно, что автобусный парк крупнейшего города-миллионника за Уралом в модельном раскладе состоял преимущественно из большого городского ЛИАЗ-677, которых на снимке 25 штук, одноклассников Икарус-260 – 2 единицы, автобусов особо большого класса Икарус-280 - 2. Есть также два автобуса Львовского завода, отличающихся белого цвета крышей.

Конечно, нельзя полностью привязывать тот автобус только к паркам городов РСФСР, какие-то небольшие партии этой пассажирской техники попадали и в другие союзные республики. Тут важно понимать соотношение. Ликинский автобусный завод был рассчитан в те годы на выпуск 10 000 автобусов в год. А, например, мощности заводов Икарус в социалистической Венгрии на 12 000. Но эта страна поставляла производимую продукцию не только в СССР, но и практически во все социалистические страны.

Недавно российский ресурс quto.ru провел опрос среди своей многочисленной аудитории. Предлагалось ответить на вопрос: какой из автобусов советской эпохи они считают самым классным.-5

Всегда почему-то возникает вопрос: почему в советской стране, где господствовал принцип приоритетного развития общественного транспорта, «законодателем мод» выступала импортная венгерская техника? Почему длительное время на маршрутах регулярных перевозок работали автобусы, оснащенные маломощным прожорливым бензиновым двигателем? Почему дизель для автобусов появился только после того был построен КАМАЗ? Вопросов к состоянию дел в советском автобусостроении «воз и маленькая тележка». Вдобавок, почему на 10 лет затянулся переход к более мощным и современным автобусам с дизельным двигателем (речь о ЛИАЗ-5256).

Результаты опроса quto.ru, о котором говорится выше, впрочем, вполне закономерны. Многие соотечественники помнят эти советские автобусы, не один раз участвовали в штурме в часы пик.

Недавно российский ресурс quto.ru провел опрос среди своей многочисленной аудитории. Предлагалось ответить на вопрос: какой из автобусов советской эпохи они считают самым классным.-6

Такое не забудется до конца жизни. Также эти автобусы запомнились тем, что в салоне в морозы было достаточно тепло, в отличие от салонов венгерских Икарусов. Многие находили самое комфортное место на задней площадке за дверью, огороженной поручнями. А еще одно любимое место пассажира расположено в салоне в передней части, возле окна кабины водителя.

Недавно российский ресурс quto.ru провел опрос среди своей многочисленной аудитории. Предлагалось ответить на вопрос: какой из автобусов советской эпохи они считают самым классным.-7

Сегодня уже в ряде городов автобусы ЛИАЗ-677 установлены на пьедесталы, потомкам на память и напоминание о славной былой странице развития общественного транспорта страны. Такие автобусы-памятники установлены в 26 городах страны.

ЗИЛ-158 класс 9-метровых автобусов вместимостью 60 пассажиров
ЗИЛ-158 класс 9-метровых автобусов вместимостью 60 пассажиров

Но тут следует сделать одну ремарку. Дело в том, что ЛИАЗ-677 изначально готовился как большой городской автобус. Он должен был заменить автобус среднего класса ЗИЛ-158. В начале 60-ых выявилась потребность в такой машине. Дело в том, что транспортная проблема в городах страны начала усугубляться. Из построенных в большом количестве спальных микрорайонов нужно было в часы пик вывозить большое число горожан и «сто пятьдесят восьмые» уже не подходили для выполнения данной функции.

Венгерский Икарус-620 и советский ЗИЛ-158
Венгерский Икарус-620 и советский ЗИЛ-158

К сожалению, в советской кинематографии об этой проблеме зафиксирован только эпизод в комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Узкий дверной проем мешает главному герою попасть в очередной автобус, еще одна проблема – узкий проход в салоне ЗИЛ-158. Потому страна нуждалась в городском автобусе большого класса.

Салон ЗИЛ-158, рассчитан на 60 пассажиров
Салон ЗИЛ-158, рассчитан на 60 пассажиров

Приступили к проектированию ЛИАЗ-677 в 1960 году, в 1962 году был представлен экспериментальный экземпляр, а серийное производство началось в 1967 году. Наш канал рассказывал о «детских болячках» и трудностях эксплуатации этой машины.

Длина автобуса ЛИАЗ-677 составила свыше 10,5 метров. Две четырех створчатые двери, сзади – большая накопительная площадка. В городском варианте удалось сделать широкий проход в салоне.

Икарус-620
Икарус-620

Дело в том, что двумя годами ранее в Венгрии, начался серийный выпуск автобуса Икарус-620. В Советский Союз первые 92 экземпляра были импортированы в 1959 году. Всего же было ввезено 4 927 таких автобусов в 60-ые годы прошлого века.

Наш канал считает, что компоновка салона Икарус-620 самым непосредственным образом повлияла на компоновку салона большого городского ЛИАЗ-677. Благодаря трёхрядной компоновке и большим накопительным площадкам в салоне Ikarus 620 могло разместится около 80 пассажиров при 20-23 посадочных местах. По этим качествам 620 модель значительно превосходила однотипные советские автобусы ЗИЛ-158 и ЛАЗ-695.

Салон Икарус-620
Салон Икарус-620

Именно под влиянием Икарус-620 советские проектировщики создавали свой первый большой городской автобус. Такая же большая накопительная площадка сзади и возле передней двери. Трехрядная компоновка салона, позволяющая сделать широкий проход. Четырехстворчатые двери с поручнем посредине, позволяющие быстрее производить посаду/высадку пассажиров.

Салон ЛИАЗ-677
Салон ЛИАЗ-677

Это были прогрессивные для того времени решения. Так что смело Икарус-620 можно называть предтечей советского ЛИАЗ-677. Но вот что печалит, что в нашей стране нет ни одного памятника венгерскому автобусу Икарус-620, нет ни одного ходового образца такого автобуса. А зря.

Недавно российский ресурс quto.ru провел опрос среди своей многочисленной аудитории. Предлагалось ответить на вопрос: какой из автобусов советской эпохи они считают самым классным.-14

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz