«Эффект Ореола»
Когнитивное искажение, когда мы наделяем человека теми качествами, которыми он может и не обладать, если обладает другими, которые входят в ваше представление о таком типаже 😉
Это хорошо знать и вспоминать в нужное время.
Вот вы сидите в кафе, напротив вас сидит красивая девушка, которая хорошо и дорого одета, читает книгу и аккуратно завтракает. А за соседним столиком сидят две громкие девчонки, они смеются, матерятся и пьют пиво.
У вас складывается определённое впечатление и о компании, и о девушке. И если у вас спросить кто из них дочь премьер-министра, с большой вероятностью, вы скажете, что это та красивая и хорошо воспитанная девушка. А по факту она окажется вебкамщицей и к министру вообще отношения не имеет🤷♀️
Нет оснований так считать, но приятная внешность и манеры вам симпатичны и вы предрасположены считать именно так и если вам сразу не открыть правду, то через пару минут она понравится вам ещё больше, так как вы наделили ее новым качеством, заполнив пробел своей догадкой.
Так мы наделяем качествами людей опираясь на несколько определяющих.
Мужчину, с которым только что познакомились, например, наделяем лидерскими качествами, если он идёт с прямой спиной и его речь чёткая и приятная, мы сами заполняем неизвестные и считаем его уже таким, хотя это совершенно не факт, а некоторые потом ещё и удивляются «Как это не так, был же таким?!?» Ну да был, пока это было в ваших фантазиях😄
Вот ещё Эффект Ореола. Этот эксперимент проводил американский психолог Соломон Аш. Он показывал описания двух человек группе студентов. Я вам их тоже размещу, не спешите и решите кто вам нравится больше.
«Алан: умный – старательный – импульсивный – требовательный – упрямый – завистливый.
Бен: завистливый – упрямый – требовательный – импульсивный – старательный – умный».
Заметили ли вы, что в описании к каждому человеку использовались одинаковые слова. Но черты написанные первыми стали решающими в вашем отношении к ним.
✔️Зачастую мы судим о людях по внешнему виду. Как думаете получают ли более высокие оценки дети внешне приятные?
✔️ По краткосрочному общению, например в рабочей обстановке. А потом может оказаться, что этот человек периодически бьет жену и это не укладывается в голове, хороший же человек.
✔️ В рекламу привлекают знаменитостей и людей обладающих кредитом доверия, который переносится и на рекламируемый продукт.
Поэтому задавайте вопросы, критическое мышление к первому впечатлению и знание об когнитивном
искажении «Эффект Ореола» точно поможет быть максимально объективными😉