Найти тему

Странности телеканала «Звезда» и береговые части Балтфлота

Случайно увидел небольшой фрагмент телепрограммы или документального фильма на телеканале «Звезда». Первое, что привлекло моё внимание и вызвало желание послушать далее, был рассказ о том, как в Таллине из моряков с кораблей Балтийского флота сформировали 1-ю особую бригаду морской пехоты, которая героически обороняла город. Затем с экрана поведали о том, как моряки сходили с кораблей и шли воевать в морскую пехоту, как немцы называли их «чёрной смертью», и при одном появлении на фронте моряков-балтийцев, впадали в панику и отступали. Было ещё про артиллеристов с «Авроры», но там в целом совпадало. Ещё успел услышать конкретные примеры моряков — один с крейсера «Киров», другой с линкора «Марат», которые с товарищами уничтожили какое-то немыслимое количество немецких танков и солдат.

Всё это было на фоне якобы военной кинохроники, в основном богато размешанной кадрами из черно-белых художественных фильмов, включая не особо уместный в данном контексте «Мы из Кронштадта».

Собственно, заниматься критикой подобных опусов нет смысла, я же упомянул потому, что этот просмотр подтолкнул меня к написанию данной статьи. Дело в том, что я давно хочу разобраться с составом береговых частей Балтийского флота. И не только как боевых или вспомогательных единиц в битве за Ленинград, но и как источника личного состава бригад морской пехоты для Ленинградского фронта. Поскольку в то, что на сухопутный фронт из экипажей кораблей Балтийского флота сошло аж 80 тысяч человек, поверить не мог из простой арифметики — всех экипажей кораблей флота было в несколько раз меньше.

Кстати, примеры людей, которые действительно служили на линкоре или крейсере, а потом попали в морскую пехоту, объяснить легко. В 30-е годы люди призывались на флот служили на боевых кораблях. В июне 1941 года многие из них были мобилизованы на флот, но попали не в экипажи боевых кораблей — там же служили другие срочники, а в разные запасные части. А из запасных частей мобилизованные и попали в морскую пехоту. Все просто, как Колумбово яйцо.

-2

К сожалению, архивных документов по составу и численности береговых частей флота на сентябрь 1941 года я пока не нашёл.

Потому пока хочу лишь сделать обзор по береговым частям на начало войны. Для этого есть перечень частей действующей армии. Ранее я уже публиковал статью по составу Балтфлота, но в ней речь шла про корабли, морскую авиацию и береговую артиллерию.

Однако, этим ведь перечень не ограничивается.

Давайте попробуем упомянуть все те части и подразделения, которые вспоминают крайне редко. И которые могли бы в случае необходимости воевать как пехота.

Во-первых, это отдельные местные стрелковые батальоны и роты, предназначенные в основном для несения караульной службы, охраны складов, штабов и важных объектов.

Местных стрелковых батальонов набирается семь: 31-й, 32-й, 42-й, 50-й, 51-й, Балтийского района и Ижорского сектора.

Местных стрелковых рот имелось шесть: 147-я, 153-я, 158-я, 302-я, 303-я и рота Северного сектора

Кроме этого имелся 41-й отдельный пулемётный батальон. Ещё батальон при складе № 146 (часто именуется 146-я батальоном), который в Большой Ижоре. Батальон был не маленький, в бой он вступил, имея 1250 человек личного состава. Его полностью включили во 2-ю бригаду морской пехоты.

Ещё стоит вспомнить про 4-й отдельный дисциплинарный батальон КБФ, судя по протоколам партсобраний, 16-го июля он ещё существовал.

Ещё имелась конвойная рота на станции Петергоф и Отдельная моторизованная стрелковая рота особого назначения (позже ставшая Отдельной стрелковой ротой отдела контрразведки «СМЕРШ» КБФ).

-3

Во-вторых, это инженерные, строительные, железнодорожные, аэродромно-строительные батальоны и роты

Выше упомянутые местные стрелковые роты и батальоны, в основном имели довольно слабый состав, из тяжёлого вооружения только небольшое число ручных, и ещё меньше станковых пулемётов. Потому всевозможные строительные батальоны и роты, вооружённые обычно одними винтовками, от них не очень сильно отличались. И в случае крайней необходимости могли сойти за пехоту.

Больше всего было строительных батальонов тринадцать — 43-й, 44-й, 45-й, 46-й, 47-й, 48-й, 51-й, 52-й, 91-й, 92-й, 93-й, 94-й и 115-й.

Имелось шесть инженерных батальонов — 33-й, 34-й, 35-й, 36-й, 37-й и 124-й

Один отдельный сапёрный батальон Выборгского сектора БО.

Железнодорожных батальонов было четыре — 10-й железнодорожный, 21-й и 186-й железнодорожно-восстановительные, 8-й железнодорожно-эксплуатационный.

Аэродромных батальонов было три — 9-й аэродромно-восстановительный, 10-й и 12-й аэродромно-строительные.

К этому добавим отдельные роты.

Три железнодорожных: 3-я, 6-я и 7-я.

Две сапёрных — 9-я и 10-я рота.

Одна понтонная — отдельная рота Выборгского сектора БО.

Одна строительная — 101-я.

Четыре аэродромные — 11-я инженерно-аэродромная, 4-я, 8-я и 18-я аэродромно-строительные.

Одна химическая — 4-я.

К этому ещё надо добавить двенадцать отдельных комендантских, караульных, конвойных и прочих отдельных взводов.

И в-третьих, упомянем про части связи и ВНОС, которые тоже, в случае нужды бросали в бой или использовали для формирования морской пехоты.

Всего имелось девять различных батальонов связи и батальон ВНОС ПВО Главной базы. К ним можно добавить десять отдельных рот связи.

Таким образом к началу войны на берегу в составе Балтийского флота имелось 36 батальонов и 19 рот, то есть почти четыре дивизии. И это без учёта войск связи, которых на дивизию ещё одну набирается.

Однако, всем понятно, что никаких дивизий из этих батальонов не сформировать, поскольку разбросаны они по берегам Балтийского моря и подчинены разных штабам. После начала войны большинство из этих частей вступали в бой, по мере приближения немецких войск к нашим базам флота, воевали как пехота и там же погибали.

Значительная часть этих войск из Таллина, и особенно с полуострова Ханко, была переправлена в Ленинград, где вошла в состав формируемых частей морской пехоты.

Но этим список не заканчивается, конечно. Мы ещё пока не дошли до тыла флота. Существовали различные команды и бригады для обслуживания и ремонта кораблей и портовых сооружений. Одних пожарных команд было шестнадцать к началу войны. Они тоже служили кадрами для морской пехоты. Из портовых и доковых команд был сформирована батальон для восстановления 1-й бригады морской пехоты, после прибытия её из Таллина в Ленинград, личный состав Петергофского десанта тоже набирали из этих служб.

А ещё были учебные части. Кроме семи военно-морских училищ, из курсантов которых формировались части для фронта, имелись: Объединённая школа береговой обороны и ПВО, Специальные радиокурсы разведывательного отдела, Школа боцманов, Школа оружия Учебного отряда КБФ, Школа подготовки младшего командного состава железнодорожных частей береговой обороны, Электромеханическая школа Учебного отряда КБФ, Школа связи Учебного отряда. Все они служили источником кадров для морской пехоты.

Но главным людским резервом были Балтийский и Кронштадтский флотский экипажи, Ленинградский полуэкипаж. Их почему-то люди далёкие от флота путают с экипажами кораблей, на самом же деле это были береговые части, которые готовили пополнение для флота.

Был ещё и отряд строящихся кораблей, личный состав которого в какой-то момент пошёл воевать в морской пехоте.

-4

Я думал дать информацию о распределении перечисленных выше частей по разным участкам береговой обороны. Однако, это уже сильно удлинит статью, кроме того, даже с первого взгляды выяснилось, что общего полноценного боевого расписания береговых частей КБФ не найти, а те, что есть, содержат ошибки.

Поэтому полному расписанию береговых войск я посвящу потом отдельный материал, куда включу уже и береговую артиллерию, войска ПВО и пр.

Предыдущую статью можно прочитать тут:

С какими силами Балтийский флот начал Великую Отечественную войну

Если у кого-то есть уточнения по приведённым мною данным, то присылайте на почту nwt@nweb.su, я буду рад исправить любые неточности.

-5