История, конечно, о всем известной сказке «Красная шапочка».
Честно говоря, до знакомства с работами Мишеля Пастуро*, я никогда не задумывалась о роли цвета в произведениях литературы. Хотя он является одним из самых понятных и легко воспринимаемых семантических сигналов.
Так почему же шапочка была красной?
Версий есть много, начиная от исторической (одевать детей в красное — это древняя традиция, распространённая в деревнях) до психоаналитической (красный цвет имеет коннотацию сексуальности, а девочка в сказке — на пороге полового созревания).
Но Мишель Пастуро считает, что нужно смотреть на весь цветовой контекст сказки.
Девочка в Красной шапочке несёт Белое масло и встречает Чёрного волка. Колористика сказки построена на так называемых первоцветах: красном, белом, чёрном — считается, что это были первые цвета, активно используемые людьми в быту на территории современной Европы**.
Немного истории
Отношение к цвету в древних цивилизациях существенно отличалось от нашего: в частности, долгое время существовала теория, что греки гомеровской эпохи вообще плохо различали цвет, так как в дошедших до нас трудах практически не было прилагательных, определяющих оттенки.
Впоследствие учёные опровергли эту теорию, доказав, что греки цвета различали, но в повседневной жизни у них не было потребности для их точного определения и называния. Цвет не имел значения — гораздо важнее был материал, текстура, плотность и так далее.
Есть предположение, что такая низкая роль цвета в обществе была обусловлена отсутствием устойчивых красителей.
Первым известным красителем на территории Европы, качественно окрашивающим ткани (и в следствие того получившим наибольшую популярность), — стал кармин.
И он придавал материалам различные оттенки красного: от кирпично-алого до бледно-розового.
Итак
Долгое время хромантическая семантика древнего человека определялась следующими цветами:
- белый — неокрашенный чистый материал очень качественной обработки
- красный — окрашенный материал
- чёрный — неокрашенный грязный материал или ткань грубой выделки.
На протяжении многих веков эти цвета выстраивали основные символические контрасты:
- белое с чёрным (чистое с грязным; светлая дорогая ткань против грубо обработанного материала)
- белое с красным (окрашенное с неокрашенным; нейтральное против яркого)
— которые нашли своё отражение не только в изобразительном и прикладном искусстве (шахматы), но и в литературе. Возможно, именно поэтому в известной басне Чёрная ворона роняет Белый сыр, который уносит Красная лисица, а в сказке про Белоснежку Чёрная мачеха-колдунья даёт Белокожей девушке Красное отравленное яблоко.
____________________
* историк-медиевист, известный своими трудами по истории цвета в европейских странах
** здесь и далее рассказ об истории цвета на территории европейских государств. История цвета азиатских государств существенно отличается. Так, например, в Европу синий цвет «пришёл» только в XII веке н. э., в то время как у шумеров уже в I веке до н. э. были знаменитые ворота Иштар, облицованные эмалью глубокого синего цвета.