В садике я больше всего не любила две вещи: обед - потому что суп был неимоверно тошнотворным, с крупно поломанными овощами и без единой картошечки, и спать днём. В старшей и подготовительной группах во время такого "сна" мы обычно болтали с соседями по кроватям, а некоторые "экстремалы" и вовсе бегали по группе - благо, "воспа" уходила чаи гонять. И вот как-то раз возвращается она пораньше и видит, что в её отсутствие мальчик Вася развлекает группу, бегая вокруг раскладушек в одних трусах. И воспитатель решила, что тот же мальчик может потешить всех, будучи и без трусов. И поставила его на оставшееся от тихого часа время в туалет абсолютно голого и, естественно, босого - на холодный кафельный пол. Когда мы пошли дружной толпой в туалет, этот бедолага стоял замёрзший, стыдливо прикрываясь рукой, а все тыкали в него пальцами и хихикали. Мне было его так жалко! И так хотелось треснуть всем, чтобы они заткнулись. Уже тогда я сделала вывод, что хороший воспитатель - это не тот, кто заплетает тебе косички, выгуливает и улыбается родителям два раза в день, утром и вечером. Тогда, в шесть лет, я поняла, что есть Воспитатель и Учитель, и есть "воспа" и "училка".
Класс наш был недружный: каждый сам по себе или группами по три человека. Жили по принципу "против кого дружить будем?" Конкуренция, зависть и - главный бич нашего класса - стукачество процветали. А взрастила всё это в нас наша первая учительница. Она всегда требовала, чтобы мы докладывали ей всё обо всех: кто списывает, кто чего забыл, у кого какие тайны.
И мы докладывали. Попросту говоря: стучали. Боже мой! Если б я знала, как трудно искореняются привычки и убеждения, привитые в детстве! Помню, во втором классе ребята объявили мне бойкот за то, что я нажаловалась училке, что мой сосед по парте не принёс на урок рисования краски и кисточки. Причём сами же эти ребята стучали друг на друга всегда и во всём. И периодически объявляли бойкот какому-нибудь очередному стукачу.
А постоянное сравнивание нас друг с другом (у Светы лучше, чем у Яны) привело к тому, что в старших классах мы ходили с разборками к учителям не с вопросом "Почему мне за контрольную «3»?", а - "Почему у Светы 4, а у меня 3, ставьте и ей 3, мы вместе решали". Наверняка у учительницы были самые добрые намерения: считается, что с помощью такой искусственно созданной конкуренции повышается мотивация, хочется добиться бОльших результатов. Но это не так. Это порождает зависть и агрессию..... Соревноваться нужно не с кем-то, а с самим собой.
Сейчас я взрослый человек со сложившимся мировоззрением, постоянно работаю над собой, искореняя то доброе и вечное, что так щедро насеяли во мне мои первые учителя.
Несмотря на то, что событиям моего детства уже много лет, а уровень образования шагнул далеко вперёд, система наказаний в садах и школах каких-либо изменений претерпела мало. А потому что дело не в системе и не в новейших технологиях, а в людях.
На группе, куда ходила моя дочь, был установлен жёсткий режим. Только попробуй опоздать хотя бы на 5 минут! Над ребёнком будут издеваться дети (дразнить), над родителем - воспитатель ("Не буду вашего ребёнка принимать!")
Таким образом воспитатель приучала детей к дисциплине, ко взрослой жизни.
Насмешки детей друг над другом не только не пресекались, но и поощрялись - также в целях улучшения дисциплины.
Завести дочь в группу утром было целой историей.
"Мамочка, пожалуйста, не отдавай меня", - плакала она, вцепившись в мои ноги.
К слову сказать, ни на одной из других групп такого не наблюдалось: естественно, ведь там были другие воспитатели.
Периодически дети оставались на группе одни, им не разрешалось трогать игрушки. Выходить в туалет во время тихого часа тоже запрещалось, отчего дети, не дотерпев, ходили прямо под себя (это 5-летние дети, на минуточку!).
Но родители почему-то молчали. Может, потому что воспитатель заплетала девочкам косички и улыбалась 2 раза в день - утром и вечером. А после того, как эта воспитатель отвела моего ребёнка на группу с карантином по скарлатине, оставила там и ушла домой, я решила, что моя дочь не заслуживает такого обращения, и написала заявление в управление образования и прокуратуру. И тут началась какая-то суета.
Другие родители составили письмо в защиту этой воспитательницы («Она же замечательная женщина!») и тоже отправили в Управление образования. Видимо, факты нарушений, изложенные мной и - самое главное - доказанные, им показались несущественными. Впрочем, многие рассуждали так: как бы хуже не было... Просто их дети не ломали руки от недосмотра воспитателя, не лежали в больнице с острой интоксикацией оттого что на группе красили батареи прямо при детях...
«Да я когда рассержусь дома, у меня часы могут остановиться или микроволновка изломаться!», - с гордостью говорит воспитатель детского сада. Заслуженный педагог РФ, на минуточку. Эта воспитательница устраивала проветривание группы методом сквозняка при детях, ходила больная на работу и по этой причине не гуляла с детьми.
А была ещё на моём веку учительница начальных классов, которая лупила детей линейкой по голове и говорила, что они ни на что не годные тупицы. Была и математичка с подёргивающимся плечом, которая, схватив пятиклассницу за волосы, несколько раз ударила девочку головой о классную доску, где было написано неверное уравнение. А восьмиклассник, ученик этой же преподавательницы, демонстрировал синяк на руке, полученный в борьбе за знания.
Из недавнего.
Учитель (а по совместительству психолог!!!) обсуждает ребёнка с его мамой и жалуется на него. Всё бы ничего. Но это происходит при всех. Этот же учитель в конце четверти всем ученикам даёт конфеты, а Васе не даёт: «А Вася конфет не получит, потому что он плохо себя вёл».
Мне казалось, что такие приёмчики - из далёкого советского прошлого. Что сейчас, в век повального увлечения психологией и педагогикой такие методы воспитания просто невозможно представить. Ан нет! И представить, и применить – всё реально!
Ну так вот, возвращаясь к нашим баранам.. В итоге моей борьбы за права своего ребёнка, я всё-таки перевела её в другую группу. И вскоре произошли позитивные изменения. Дочка стала спокойнее, раскрылась, стала обычным живым ребёнком, у неё появились подруги.
Что получается в жизни? Вот избили, к примеру, одноклассника. Избитого ребёнка стараются быстренько перевести в другую школу. Потому что их много, а он один – как изгой. То же самое в конфликте с педагогом: многие знают о его жестоком обращении с детьми, но молчат, дабы не раздувать конфликт и не усугублять ситуацию. И предпочитают убирать из учреждения детей, а не педагога. Родители попросту не хотят раздувать скандал, им проще тихо-мирно перевести ребёнка в другой коллектив и жить спокойно.
Хочется сказать одно: то, как педагоги обращаются с детьми, очень сказывается на детской психике. Одного 6-летнего мальчика в садике наказывали, заставляя сидеть под кроватью. Это наложило отпечаток на его психику: было много комплексов и проблем, в частности, у мальчика долгое время, уже в школе, было недержание. Только спустя годы он сказал матери: «Это ты виновата! Ты меня не защитила!»
И вот я задаюсь вопросом: «Доколе родители будут терпеть издевательства над их ребёнком, в страхе «как бы не было хуже»? (Да уж куда хуже-то?!)
Как долго мы будем позволять кому-то понижать самооценку нашего ребёнка и как далеко всё это зайдёт?
Хороших педагогов так мало, поверьте! (не тех, кто хорошо преподаёт предмет, а вот именно хороших с моральной и психологической составляющей). Поэтому так важно, чтобы ребёнок получал поддержку в семье.