История советского дирижаблестроения буквально от начала до финала – это какая-то ядреная смесь безалаберности и отваги, замешанных с энтузиазмом и полным разгильдяйством. История одного из рейсов дирижабля «СССР В-2» «Смольный» - наглядный тому пример.
Сибиряк Коля Гудованцев родом из бедных переселенцев, был, как и многие молодые люди увлечен небом. Но его симпатии оказались не на стороне самолетов, Николая больше увлекали огромные, эффектные дирижабли. Он считал, что за ними будущее воздушного флота Страны Советов. И, как человек, увлеченный дирижаблями, он, конечно же, оказался на Дирижаблестрое, как раз в то время, когда там работал техническим руководителем Умберто Нобиле.
У Нобиле можно было много чему поучиться, несмотря на его неудачу с полетом на Северный полюс на «Италии». Но у Гудованцева с иностранным специалистом сложились «романтические» отношения на почве взаимной антипатии: один снисходительно относился к необразованному молодому энтузиазму, другой считал, что весь буржуйский инженерный и производственный опыт следует отправить на свалку, потому что мы, строя новое общество и работать станем по новому – по-большевистски.
Все эти «романтические» отношения с Нобиле не помешали товарищу Гудованцеву стать командиром одного из дирижаблей, построенного на Долгопрудной: «СССР В-2» «Смольный». Как командир этого дирижабля он побывал на Дальнем Востоке во время челюскинской эпопеи, потому что правительственная комиссия готовила для спасения людей не только самолеты, но и два дирижабля. Правда, разобранные дирижабли на Чукотку не попали, но опыт переброски команды и разобранной матчасти на большие расстояния советские дирижаблисты получили.
А потом, 6 сентября 1935 года случилась та история с безалаберностью и отвагой, о которой собственно и хотелось бы рассказать.
Дирижабль СССР В-2 совершал обычный агитационный полет. На стоянке в Сталино (нынешний Донецк) в не самую лучшую погоду – облака, сильный ветер, команда занималась швартовочными работами. При этом в кабину забирается то ли организованная экскурсия пионеров, то ли просто десяток отчаянных мальчишек. И за ними никто особенно не следит, команда занята своими делами.
Тут налетел шквал, который сорвал дирижабль вместе со всеми пионерами и четырьмя членами экипажа, которые почему-то сами ничего с техникой сделать не смогли. Казалось бы – катастрофа. Но НЕТ!
Потому что Николай Гудованцев, как настоящий советский Супермен, схватился за трос улетающего в небеса дирижабля! Точнее куда там киношному американцу! Вполне реальный советский герой не в кино, а на самом деле поднялся по тросу в кабину. Гудованцев добрался до нее, когда дирижабль находился на высоте более 100 метров, потом забрался внутрь, раздал пинков всем, кому следовало, объяснил, что кому делать, погасил панику и заставил всех работать. На высоте около 800 метров удалось запустить моторы, тем самым получив возможность управлять улетающей по воле ветра махиной.
Далее дирижабль несколько часов болтался в воздухе, пока не стих сильный ветер. Но в итоге смог совершить успешную посадку. Все пионеры и члены экипажа остались целы.
И безалаберно отнесшийся к технике безопасности товарищ Гудованцев мигом стал героем. И ничего не скажешь: он ведь на самом деле после своего разгильдяйства как командира совершил геройский поступок. Родина оценила его орденом Красной звезды.
В итоге, этот подвиг сыграл с товарищем Гудованцевым не самую лучшую роль. Потому что через несколько лет, он, как опытный командир дирижабля с большим налетом был назначен командиром «СССР В-6» в его последнем полете, когда планировали снять папанинцев, но в итоге врезались в неотмеченную на карте гору в районе Кандалакши. Но это – уже совсем другая, не менее сложная история своего героизма, энтузиазма и безалаберности.
-----------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.