Помните хрестоматийное стихотворение Александра Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?
«…Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь…
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они…
Источником для создания стихотворения поэту послужила летопись «Повесть временных лет». Киевский князь Олег был весьма популярен на Руси за храбрость и отвагу. В походе он встретил волхва и попросил его открыть тайну своей судьбы. Древнерусские волхвы – это таинственные мудрецы, способные видеть будущее. Кто знает, может, они и были последними представителями инопланетного разума, есть такая версия… Старец-волхв предсказал князю смерть от своего коня. Князь заменил коня, но предсказание, увы, сбылось!.. Ольга, как написано в некоторых списках летописи, была дочерью вещего Олега, хотя это не доказано. Про нее сняты несколько фильмов. Ее портреты есть в российских художественных галереях, фотопортрет ученые воссоздали по старинным летописям и найденным мощам княгини. Замужем она была за князем Игорем, родила ему сына Святослава. Недолго длился их земной рай. В 945 году Игорь поехал к древлянам собирать ежегодную дань. Сбор дани – действо, как правило, далеко не мягкосердое… «Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите вы с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом и сказали: «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя навстречу ему из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у города Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.»… Их сыну Святославу было о ту пору три года. Пока сын подрастет, Ольга взяла власть на себя и поклялась жестоко отмстить древлянам за смерть мужа. И отмстила по-женски, с хитростью и коварством. Древляне, казнившие Игоря по приговору веча, считали себя в своем праве. Князь древлян Мал отправил в Киев на ладье послов сватать вдову Игоря Ольгу. Послы заявили ей: «Бяше бо муж твой акы вълк, въсхыщая и грабя. А наши кънязи добры суть, иже распасли суть Деревьску землю...». Уговаривали ее выйти замуж за их князя. Мал хотел объединить земли, чтобы древлянское княжество стало самым могущественным. Ольга сделала вид, что согласна. Сама же велела выкопать большую яму. В ней и похоронила послов вместе с ладьей. Малу же отправила гонца с сообщением, что достойна лучших сватов из сильнейших мужей княжества. Мал согласился, и прислал новых сватов. Этих княгиня сожгла в бане, пока они мылись для встречи с ней. Затем княгиня приехала с дружиной к древлянам, чтобы по традиции справить тризну на могиле супруга. Во время тризны Ольга опоила древлян и велела дружинникам убить их. А сама вернулась в Киев и стала готовить поход на древлян… В поход княгиня с сыном и с дружиной выступила в 946 году. Древляне вышли против нее. В открытой схватке победу одержала дружина Ольги. Древляне бежали и заперлись в городах. Ольга осадила их столицу город Искоростень. Осада длилась все лето, но город не сдавался. Княгиня снова пошла на хитрость. При переговорах сказала знатным городским мужам: «Я уже отмстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, и в третий — когда устроила тризну по своем муже. Больше не хочу мстить, хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь». Древляне же спросили: «Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, потому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости». Древляне, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Княгиня велела своим воинам привязать к каждой птичке трут и серу. Когда стало смеркаться, она велела выпустить голубей и воробьев. Птицы улетели в свои гнезда и клети. Загорелись клети, сараи, сеновалы, не было дома и двора без огня. Ольга взяла город, старейшин забрала в плен, иных отдала в рабство дружинникам, остальных заставила платить дань. Единство государства было восстановлено. Детей казненного князя Мала, Добрыню и Малушу, Ольга взяла к себе на воспитание….
Княгиня миновала грань, после которой перестала быть мстительницей. «Повесть временных лет» характеризует ее теперь, как мудрого правителя обширного княжества. Ее выросший сын Святослав все свое время проводил в военных походах, и все внутренние дела государства приходилось решать ей. Она понимала, что прежние поборы (полюдье) с насилием и без нормы вызывают в людях недовольство, и грозят существованию самого государства. Она изменила систему сбора дани, начав с древлянской земли. Создала центры торговли и обмена товарами. Установила точный размер дани, дату выплаты, периодичность и установила специальные места – погосты, куда дань ежегодно должна была свозиться самим населением. Ее принимали представители княжеской администрации и отправляли в Киев. Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения налогами, что, в конечном счете, помогло навести учет и контроль доходов. Погосты стали финансово-административными и судебными центрами, опорой княжеской власти на местах… Памятуя о том, как легко горели деревянные крепости древлян, княгиня приказала строить свои дома из камня. Первыми каменными зданиями стали городской дворец и дом правительницы…
Проведя реформы на Руси, княгиня Ольга занялась внешней политикой. Ей надо было показать, что времена междуусобиц минули, и Русь силу не утратила, стала только крепче. Поручив Киев подросшему сыну Святославу, она летом 954 года отправилась с мирным визитом и большим флотом в Царьград. Это была дипломатическая миссия с демонстрацией военной мощи флота Руси на Черном море. Эффект был достигнут. Появление русского флота на Босфоре произвело фурор в Византии. Император Константин VII Багрянородный принял княгиню Ольгу по самому высокому рангу и дал в ее честь обед. В ходе бесед они подтвердили военный союз двух государств, заключенный еще князем Игорем. Этот союз отныне был направлен против хазаров и Арабского халифата, которые давили на Византию с Востока… Сильное впечатление произвело на Ольгу богатство христианских храмов и собранных в них святынь. Русская княгиня присутствовала на богослужении в лучших храмах Константинополя. И решила креститься. Тому были две причины. Политическая, облегчавшая дипломатические, союзные и торговые отношения с Византией и другими христианскими странами. И причина глубоко личная. Хотела снять тяжесть с души за смерть древлянских послов и сожжение их столицы… В то же время она сознавала и силу язычества, приверженность к нему своего народа… Таинство крещения было совершено в Софийском соборе. Крестным отцом княгини Ольги стал император, крестил ее Константинопольский патриарх Феофилакт. В крещении ей было наречено имя Елена в честь равноапостольной Елены… В летописи о ее пребывании в Царьграде добавлено, что Ольга была настолько хороша и умна, что император, хотя и был уже женат, решил на ней жениться. Но она указала на несоответствие её веpы веpе импеpатopа и высказала пожелание принять веpу будущего мужа. А когда таинство свершилось, тo объяснила Константину, что кpёстный oтец в православии считается близким poдственникoм, с которым брак невозможен. После этого император одарил её и oтпустил домой… После возвращения в Киев Ольга ввела запрет на браки между кровными poдственниками вплоть дo троюродного родства и на браки с иноверцами. Запретила бросать в беде вдoв и сирот, даже самые дальние poдственники были обязаны заботиться o них. Блудницы подвергались штрафу. За oскopбление знатной женщины, за клевету и ругань обидчик облагался еще большим штрафом. Права мужчин и женщин в суде уpавнивались, вдова или жена имела право обратиться за справедливостью к князю… Вскоре после возвращения Ольги из Царьграда в Киеве был заложен Храм Софии - Премудрости Божией. Освящен он был 11 мая 960 года. Этот день стал отмечаться в Русской Церкви как церковный праздник. Главной святыней Софийского храма был святой крест, принесенный новой христианкой Еленой из Царьграда. Ее благословил им Константинопольский патриарх. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля святым крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня». Это распятие Ольга увезла на Русь. При Ягайле в период Люблинской унии, объединившей в 1384 году Польшу и Литву в одно государство, Ольгин крест был украден из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая судьба его неизвестна…
Ольга пыталась склонить к христианству сына Святослава, но тот рос язычником. Он, как и его дружина, поклонялся Богу-громовержцу Перуну. В истории не сохранилась дата, когда княгиня передала правление государством сыну Святославу. Предположительно, это произошло в 960 году… Остаток жизни онa прожила, помогая неимущим, пpoпoведуя христианство. После смерти княгини, её тело было предано земле пo христианскому обряду. Ольга потребовала не устраивать языческие пляски и гульбища, и не насыпать над местом её упокоения холм… А главное дело ее жизни подхватил внук Владимир Святославич, который не только крестился сам, но и крестил Русь, за что был наречен Владимиpoм-крестителем. Мощи бабушки он переместил в церковь Святой Богородицы. Как написал преподобный Нестор Летописец, княгиня Ольга была «предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она первая из русских вошла в Царство Небесное, ее и восхваляют сыны русские – свою начинательницу, ибо и по смерти молится она Богу за Русь». Святой княгиня была признана в сеpедине XIII века…