К лету 1992 года обстановка на территории российского посольства в Афганистане сильно осложнилась. Две недели дипломаты жили в подземном бомбоубежище. Стало ясно, что требуется срочная эвакуация. Из опытных советских лётчиков сформировали экипажи на три Ил-76. Командовать экипажами министр обороны назначил командира военно-транспортного авиаполка из-под Новгорода – Евгения Алексеевича Зеленова. С лётчиками летел и 51 парашютно-десантный полк.
Окончательного приказа ждали на одном из узбекских аэродромов. 28 августа из Москвы пришло «добро» на вылет. Было достигнуто временное соглашение с талибами о прекращении огня в районе аэропорта Кабула. Зеленов сел первым. Следующими с интервалами в 22 и 35 минут другие два экипажа. И в это время начался обстрел.
Российские дипломаты были в аэропорту. Выяснилось, что предстоит также забрать посольства Индии, Китая, Монголии и Индонезии. Невозможно было оставить гражданских людей с женщинами и детьми в аэропорту, по которому уже долбили со всех окрестных гор. В ускоренном темпе начали погрузку. Первый самолёт взлетел удачно.
Командир экипажа Анатолий Копыркин уже выводил самолёт на взлёт, когда радист со второго экипажа передал, что в них попали. Вскоре топливо из бака хлынуло вниз и загорелось. Анатолий Степанович принял решение взлёт прекратить и подрулил к горящему самолёту.
Под непрекращающимся обстрелом Копыркин забрал к себе экипаж, часть дипломатов и ещё десяток десантников, которых взяли в качестве охраны. Перенесли и раненых борттехников с горевшего самолёта. Некоторые дипломаты лететь не решились, надеясь на бункер в аэропорту. С ними для охраны осталась и часть десанта. Им тоже удалось выбраться, но позднее и тоже с большими сложностями.
Самолёт был невероятно перегружен, но командир повёл его на взлёт. Уже у самой кромки полосы оставшийся с разбитыми шасси Ил-76 всё-таки оторвался от земли. Но даже в таких экстремальных условиях взлететь оказалось проще, чем сесть.
У буквально «забитого» людьми самолёта было два варианта посадки – на «брюхо» или на колёса шасси, из которых только два были «обутыми». Решили выбрать второй вариант. Зеленов вызвал спасательные службы и сел первым.
Теперь жизнь всех людей в идущем на посадку самолёте и самого экипажа зависела только от Копыркина. И Анатолий Степанович сотворил настоящее чудо, которому удивились даже конструкторы, приехавшие потом на аэродром. Коснувшись бетона, перегруженный Ил-76 загремел по полосе раскалёнными дисками. Когда самолёт остановился, от остатков шасси, повалил дым.
Никто из пассажиров не пострадал. Дипломаты, выбравшись из самолёта, бросились обнимать лётчиков. Многие, не стесняясь целовали землю.
Участники операции получили боевые ордена и медали. Званий Героя России были удостоены трое – полковник Евгений Зеленов, подполковник Анатолий Копыркин и старшина из десанта Сергей Арефьев, который спас своего раненого командира роты из горящего самолёта.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
Заслуженный военный лётчик России Анатолий Степанович Копыркин, родом из Свердловской области, села Берёзовка Артинского района уволился из Вооружённых Сил в 2008 году. В наши дни работает в Ространснадзоре, инспектируя соблюдение лётных стандартов в гражданской авиации.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.