Найти тему

Ингмар Бергман. Фанни и Александр.

Между Богом и Дьяволом
Между Богом и Дьяволом

Еще один пятичасовой шедевр кинематографа, которому можно посвятить целый день новогодних каникул. В некоторых источниках этот фильм рекомендуется как "новогодний" или "рождественский" - не верьте им. Да, действие первой части происходит на Рождество, но больше в этом фильме ничего новогоднего нет. В этом фильме происходит то же столкновение Бергманом, как и в Седьмой печати институтов Церкви и Театра. Судя по отзывам, мало кому удалось проникнуть в суть авторского повествования, мы поделимся теми идеями, которые нашли мы.

Богатые краски, сильные сочетания, обильные декорации.
Богатые краски, сильные сочетания, обильные декорации.

Фильм состоит из пяти частей и повествование образует естественную арку: Рождество, Гнев, Разрыв, Лето, Демоны. Фильм имеет необыкновенный размах, и чтобы описать свои идеи Бергман обращаетя к Гёте, Достовескому, Манну, Шекспиру, перемешивая это в сложносочиненное повествование. Первое, что замечаешь, конечно, авторская работа с колористикой и декорациями. Фильм начинается с богатых интерьеров собранных на основе красного и зеленого, в середине кадр полностью теряет свою насыщенность и становится бедным, минималистическим и черно-белым, заканчивается же повествование кадрами в нежных и тёплых тонах. Временами автор погружает нас в красные трансцендентные переходы между сценами, позже этот приём возьмет Дэвид Линч, чтобы описать своего метафизического Дьявола.

Бедность, духовная бездуховность, отсутствие цвета и красок.
Бедность, духовная бездуховность, отсутствие цвета и красок.

Смысл фильма довольно прост, автор прямо излагает мораль в конце и она заключается в собственном отсутствии. Жизнь нам дана чтобы её жить. И больше не для чего. Когда мы начинаем искать ее смысл, мораль, усложнять, придумывать законы и правило - мы сами усложняем себе жизнь, она становится невыносимой. Режиссер отказывается от морали, просто показывая нам жизнь и человека в своем естестве, показывая что это явления сами по себе настолько интересные, что наблюдать за ними можно бесконечно. Конечно, в этом ему помогают актеры с их непревзойденной игрой. У Бергмана, думается, даже бревно могло бы сыграть в театре. Интересно было бы увидеть фильм Бергмана с Киану Ривзом и Кристен Стюарт в главной роли.

Эмилия Бергманорожденная. Персонаж списан под копирку в Игре престолов.
Эмилия Бергманорожденная. Персонаж списан под копирку в Игре престолов.

Очень крутая аллюзия на фашистов, служанка, один в один кукольный рисованный фюрер, прислуживает тому, кто зовется Епископом. Епископ, тиран и деспот, раскрывает нам очень много граней. Это человек уверенный в своей правоте, морали, знающий что такое правда и что такое добро и зло. Заставляющий всех жить по его закону. Когда Епископа просят отречься - он отвечает, что "доставлять муки людям это смысл его жизни". Ключ персонажа: "Счастье - это жертва. Любовь - это страдание." Пастору противопоставлен сомневающийся Александр, словами которого говорит автор: "Человек настолько мал и ничтожен в сравнении описываемых явлений, что не способен отличить промысел Бога от промысла Дьвола, добро от зла, мораль от аморальности, правду от лжи." Что-то из Булгакова, не так ли.

Дети и фашизм.
Дети и фашизм.

Автор говорит о настоящей вере в Бога, а не в людей, говорящих от его имени. Словами персонажей: "кто-то молится Богу, а кто-то взывает к пустоте". Прямым текстом говорится о невозможности описания этого чувства - "осязаемо, но непостижимо". Мир - это трущобы, на которые опускается ночь; Зло подобно цепному псу, взявшему след и никому его не избежать; Жизнь - это игра и радость, данная чтобы ее жить, а постижение ее смыла и морали - большая печаль (что-то из Эклизиаста); Люди должны быть понятными, жизнь должна быть простой и скучной - тогда мы обретаем гармонию.

Аллюзия на Дэвида Боуи.
Аллюзия на Дэвида Боуи.

Наш герой движется по арке, мимо смерти, иллюзии бога, чтобы встретиться с самим Люцифером (представленным андрогенным существом; встреча происходит на рассвете, когда на небосводе остается всего одна звезда, тот самый Люцифер - "Дарящий Свет"), чтобы состоялся главный диалог картины:

- Я решу твои большие проблемы одним движением руки и все пройдет как страшный сон. За это я заберу всего-ничего, малый пустяк - твою детскую непорочность.
- Но я не хочу! Нет!
- Это уже не имеет значения, ведь дорога привела тебя ко мне и ты уже здесь.

О других фильмах Ингмара Бергмана: