Найти в Дзене
GURAN

Советская армия в играх. №2 - «Operation Flashpoint : Cold War Crisis»/«ArmA : Cold War Assault» Часть вторая.

Данной статьёй я продолжаю анализ облика Советской Армии в игре «Operation Flashpoint: Cold War Crisis»/«ArmA : Cold War Assault».
В предыдущей части мы разобрали облик советской пехоты в игре, а в этой разберём стрелковое вооружение и колёсную технику советской стороны в игре.
Стрелковое оружие:
Патч 1.75 – дополнение «Сопротивление», содержит в себе не только новую кампанию, но и добавляет в игру новый вид стрелкового оружия – пистолеты и компактные пистолеты-пулемёты. В ранних версиях пистолетов в OFP не существовало, как класса. ТТ - Основным советским пистолетом в игре является ТТ, его игровое название – «Токарев Т33». Он прописан юнитам класса «Офицер (пистолет)». В целом модель выполнена вполне достоверно и соответствует пистолетам, произведённым после 1946 года. Сложно определить на базе какого именно пистолета, производства какой страны был сделан игровой ТТ, слева на кожухе-затворе имеются нечитаемые маркировки. При виде от первого лица модель более детализирована, на ней в

Данной статьёй я продолжаю анализ облика Советской Армии в игре «Operation Flashpoint: Cold War Crisis»/«ArmA : Cold War Assault».

В
предыдущей части мы разобрали облик советской пехоты в игре, а в этой разберём стрелковое вооружение и колёсную технику советской стороны в игре.

Стрелковое оружие:
Патч 1.75 – дополнение
«Сопротивление», содержит в себе не только новую кампанию, но и добавляет в игру новый вид стрелкового оружия – пистолеты и компактные пистолеты-пулемёты. В ранних версиях пистолетов в OFP не существовало, как класса.

ТТ -

Основным советским пистолетом в игре является ТТ, его игровое название – «Токарев Т33». Он прописан юнитам класса «Офицер (пистолет)». В целом модель выполнена вполне достоверно и соответствует пистолетам, произведённым после 1946 года. Сложно определить на базе какого именно пистолета, производства какой страны был сделан игровой ТТ, слева на кожухе-затворе имеются нечитаемые маркировки. При виде от первого лица модель более детализирована, на ней в частности присутствует фиксатор затворной задержки, которого нет на модели, отображаемой при виде от третьего лица.

Пистолет-пулемёт Sa Vz.61 «Скорпион» -

Является дополнительным оружием советских юнитов класса «Спецназовец (пистолет)» и основным оружием полиции республики Ногова. Казалось бы, налицо очередная ошибка разработчиков и в случае с советским спецназом на его месте должен быть Автоматический пистолет Стечкина (АПС) или Автоматический Пистолет Бесшумный (АПБ), ведь «Скорпион» не состоял на вооружении советского спецназа. Официально – действительно не состоял. Но использовался в спецназе КГБ СССР, а позднее ФСК РФ, в частности в управлении «А». А также имеются фото офицеров 670 ОРСпН ЦГВ, стреляющих из «Скорпионов». Так, что формально, да – разработчики снова добавили в игру то, что смогли смоделировать, но мизерная толика истины в том, что советский спецназовец вооружён Sa-61 есть.

Пистолет-пулемёт «Бизон-2» -

К версии 1.30 разработчики, похоже, задумались над отсутствием у советского спецназа в игре бесшумного оружия, тогда как у американских «BlackOps» изначально были ПП HK MP5SD6 с интегрированным глушителем и являлись их основным оружием. И вероятно желая устранить дисбаланс, в игру добавляют пистолет-пулемёт «Бизон-2» с глушителем и юнита-спецназовца, вооружённого им. Безусловно, это оружие для времени действия игры является анахронизмом – если целью авторов был именно противовес MP5SD под пистолетный патрон, то на период 1980-х гг. единственным имеющимся в войсках вариантом мог стать Автоматический Пистолет Бесшумный (АПБ) с установленным плечевым упором и глушителем. А если нужно было штатное бесшумное оружие, то на месте «Бизона» должен был быть автомат АКМ или АКМС с установленным Прибором Бесшумной Стрельбы ПБС-1.
Модель «Бизона» выполнена на гораздо более высоком качественном уровне, нежели большинство моделей стрелкового оружия в игре (исключая те, что также добавлены в версии 1.75) и остаётся только гадать, где сотрудники BIS так подробно рассмотрели данный образец. С учётом того, что шнековый магазин вмещает 64 патрона и таких магазинов один юнит может нести 10 штук – данное оружие становится самым смертоносным в игре, а бесшумность делает его ещё более желанным видом оружия. Единственным недочётом разработчиков является то, что при стрельбе из оружия вылетают гильзы не пистолетного калибра, а промежуточного – это обусловлено тем, что в параметрах игры для эффективного огня на средней дистанции ему прописано наследование параметров от автоматного патрона, а модель гильзы оставлена по-умолчанию. В сюжете игры данный ПП появляется лишь несколько раз – в кампании «Сопротивление» можно взять его в качестве трофея у бойцов СпН и скрытно проходить некоторые диверсионные миссии кампании станет на порядок легче.
Надо сказать, что
«Бизон» вернулся в «Arma 2», это подтверждает преемственность серии «Arma». А вот в реальности это оружие такой популярности не снискало ввиду сложности конструкции магазина, низкой его надёжности и неудобства заряжания.

АК-74

Основное оружие советской стороны в игре. Модель представляет собой сложный гибрид АК, АКМ и АК74:
1)Дульный тормоз автомата копирует АК-74.
2)Изгиб газовой камеры больше соответствует АКМ или в крайнем случае самым ранним АК-74. При виде от первого лица в определённых ракурсах можно заметить наличие в газовой трубке отверстий, характерных для автоматов АК.
3)Угол изгиба магазина соответствует магазину от АКМ, под патрон 7.62х39, нежели АК-74 под патрон 5.45.
4)Антабка с левой стороны ствольной коробки в районе перехода ствольной коробки в крепление приклада соответствует АК с облегчённой ствольной коробкой, который начал выпускаться с 1955 г.
5)Неокрашенная затворная рама. Этот признак характерен для ранних АК и некоторого количества АКМ, но не для АК-74. Данную особенность можно увидеть только при виде от первого лица в определённых ракурсах.
6)Приклад имеет продольную овальную выемку, соответствующую АК-74.
7)Рукоятка управления огнём, выполненная по всей видимости из полиамида чёрного цвета соответствует рукояткам АК-74, начавшим выпускаться с 1991 г.
При такой «солянке» невозможно определить, что послужило источником вдохновения для моделлера.
Ряд необходимых элементов конструкции на игровой модели автомата вообще отсутствуют. Некоторые элементы имеют разную детализацию при виде от первого и от третьего лица.
Также одним из недостатков, связанным с игровой условностью является наличие у игровых АК режима огня короткой очередью с отсечкой по 3 выстрела. Это обусловлено стремлением повысить эффективность огня ИИ и зачастую «боты» ведут огонь из автоматов именно в таком режиме, хотя режим полостью автоматической стрельбы сохраняется.

АКС-74У

Автомат Калашникова образца 1974 со складным прикладом, укороченный. Как бы ни так:
1)Короткий газоотводный узел, объединённый с основанием мушки похож на АКС-74У. Пламегаситель намного длиннее реального.
2)Короткое цевьё с одним окном и укороченная накладка на газовую трубку реальных протипов не имеют, за исключением самодельного укороченного автомата, обнаруженного мной на фото из Грузии 1991 г. (фото ниже).
3)Ствольная коробка с вырезом, характерная для автоматов АК, выпускаемых с 1951 г. Причём в игровой модели текстура ствольной коробки одинаковая с обоих сторон, только зеркально отражённая. На ней можно разглядеть даже какие-то маркировки, а в левом углу что-то похожее на эмблему завода ИЖМаш.
4)Магазин стальной под патрон 7.62х39 с коротким средним ребром жёсткости. В реальности это был бы поздний тип стальных лёгких магазинов, произведённых на ИЖМаше.
5)Рукоятка управления огнём соответствует рукояткам автоматов АК с 1955 г. и АКМ до второй половины 1960-х.

Разработчики, очевидно, не имели доступа к реальному АКС-74У и неизвестно, что послужило источником вдохновения для данной модели. Возможно даже игрушечный или страйкбольный автомат. Однако, мне удалось найти фото максимально похожего реального образца – у бойца одной из сторон гражданской войны в Грузии 1991 года. По некоторым элементам конструкции его автомат идентичен игровому АКС-74У.

К слову – у меня в детстве был похожий игрушечный автомат…


ПК

В игре основной советский пулемёт называется «ПК», хотя по факту, данная модель является Пулемётом Калашникова Модернизированным - ПКМ, судя по отсутствию оребрения ствола и нарисованному на текстуре приклада некоему подобию наплечника. Пламегаситель щелевой. Все элементы конструкции пулемёта выполнены достоверно, за исключением формы ручки для переноски - она излишне круглая и цельная, в отличие от реальной, у которой бакелитовые щёчки закреплены винтами с двух сторон металлической основы. Ручка игровой модели больше напоминает ручку чехословацкого пулемёта UK-59.

СВД -

Игровая модель Снайперской Винтовки Драгунова представляет собой оружие, на 99% закрытое маскировочной тканью. В целом основные элементы конструкции в модели угадываются. Единственной ошибкой разработчиков является то, что при виде от первого лица отсутствует мушка.

Что-же до непосредственно маскировки - фото советского периода с маскированием снайперами оружия найти не удалось, но в учебном фильме «Подготовка снайпера» конца 1990-х гг. это выглядит так:

Стоит отметить, что сетка прицела ПСО-1, установленного на СВД передана в игре достоверно и весь функционал прицела работает правильно. Но по субъективным ощущениям кратность увеличения и угол поля зрения несколько завышены относительно реального прототипа.

Сетка прицела ПСО-1 в игре.
Сетка прицела ПСО-1 в игре.

ГП-25

Название гранатомёта в игре BG-15, очевидно неправильный перевод индекса ГРАУ, присвоенного гранатомёту - 6Г15. Модель гранатомёта не имеет прицельных приспособлений и сделана на основе позднего варианта гранатомёта, т.к рукоятка цельная, тогда как у ранних ГП-25, применявшихся в СА на период действия игры в рукоятке имелось круглое отверстие. Стреляет гранатомёт в игре унифицированными гранатами, которые подходят и к американскому «одноклассник» M203, что конечно же не соответствует действительности.

Гранатомёт ГП-25 с индексом 6Г15 в реальности.
Источник - КалашниковМедиа.
Гранатомёт ГП-25 с индексом 6Г15 в реальности. Источник - КалашниковМедиа.

РГ-6 (6Г30) -

Гранатомёт револьверного типа был добавлен в игру с патчем 1.30. И являет собой очередной анахронизм - данный гранатомёт поступал мелкими партиями в подразделения МВД РФ с начала 1994 г. В игре он используется редко и как и его американский «одноклассник» MM1, был добавлен вероятно лишь для того, чтобы хоть как-то разнообразить арсенал. Модель выполнена на высоком уровне проработки и достоверности. В данном оружии даже реализована анимация движения барабана при стрельбе и перезарядке.

РПГ-75

В игре имеет обозначение «РПГ-7». Это одноразовая реактивная противотанковая граната чехословацкого производства, поступившая на вооружение ЧНА в 1975 году. В Советской Армии она быть никак не могла, разве только изучаться в подразделениях ЦГВ и уж тем более никак не могла выступать в роли штатного противотанкового средства на уровне отделения, тут должен был быть настоящий РПГ-7. Также в игре РПГ-75 (как и его американский «одноклассник» - M72 LAW) может перезаряжаться и использоваться повторно, что не соответствует действительности.

Чехословацкий десантник с РПГ-75. 
Источник: pinterest.com
Чехословацкий десантник с РПГ-75. Источник: pinterest.com

ПТРК АТ-4

В игре так называется противотанковый ракетный комплекс, модель для которого скопирована с Реактивного Пехотного Огнемёта (РПО-А) «Шмель». Снова разработчики ошиблись, поскольку РПО-А не предназначен для борьбы с танками, а под индексом АТ-4 в данном случае подразумевался ПТРК «Фагот» (3D модель в ресурсах игры так и называется - «AT-4 Spigot-B»), но из него невозможно стрелять с плеча. По логике, в роли носимого ПТРК в игре должен был быть 9К115 «Метис», конструкция которого позволяет вести огонь с плеча. Этот ПТРК появился много лет спустя в другом творении BIS - в «ArmA II».

ПЗРК «Стрела-2» -

Советский ПЗРК был реализован разработчиками вполне качественно и достоверно, с тем лишь исключением, что поведение ракеты в полёте было стандартизировано и не учитывало некоторых особенностей работы реальной ЗУР. А также недостатком, вызванным игровой условностью является то, что ПЗРК, как и одноразовые реактивные ПТ-гранаты можно перезаряжать.

Противотанковая мина ТМ-62 - советская противотанковая мина. По мощности советская и американская мина в OFP равны. Юнит «Инженер» несёт три таких мины, что в реальности достаточно проблематично ввиду большой массы и габаритов мины.
Стоит сказать, что в игре есть мина-объект, которая используется при создании минных полей в миссиях и в качестве мины-объекта используется только американская М19, советской мины-объекта в редакторе миссий нет. Из-за этого в большинстве миссий даже советские противотанковые минные поля заставлены американскими минами.

ТМ-62 установленная на грунт в игре.
ТМ-62 установленная на грунт в игре.

Колёсная техника:
УАЗ-469 -

«Тут у нас УАЗик едет по дороге. В одиночку. Похоже на разведчика. Он прибудет к тебе минуты через четыре. Приём!»

(с) Наблюдатель. Кампания – «Сопротивление».

Основной легковой автомобиль советской стороны. Используется для перевозки командного состава, иногда для разведки и патрулирования. В игровой модели УАЗа разработчики воплотили вариант с изменениями, внесёнными в конструкцию для эксплуатации в ЧНА. От советского данный вариант имеет следующие отличия: подфарники иной конструкции, унифицированные с чехословацкими автомобилями, катафоты установленные над задними фонарями, крепление для канистры с топливом слева от запасного колеса, светомаскировочное устройство иной конструкции, окрашенное в защитный цвет (в Советской Армии светомаскировочное устройство окрашивалось в чёрный цвет).
Очевидно, из соображений баланса из УАЗа убран задний ряд сидений, оставлено только одно переднее пассажирское и лавки над колёсными арками. Таким образом, количество перевозимых пассажиров сокращено до трёх, против семи в реальности с максимальным количеством посадочных мест.
Также УАЗ имеет две антенны сзади, что вероятно подразумевалось разработчиками, как признак командирской машины, однако в салоне автомобиля радиостанций нет.

Урал -

«Мы поедем впереди на Урале».

(с) Сержант Корнилов. Кампания – «Красный Молот».

Основной и единственный грузовой автомобиль советской стороны. Игровая модель сочетает в себе внешние признаки как военных Урал-4320, так и «народнохозяйственных» модификаций Урала:
1)Решётка радиатора от Урал-4320.
2)Деревянная платформа кузова, как у Урал-375Н, 377 и 4320-02.
3)Крыша кабины имеет «лючки» неизвестного происхождения. На существующих советских Уралах таких не встречается. У 375Д крыша гладкая, а на 4320 стоят огни автопоезда.
Также в глаза бросается разнотипность светотехники, как и на УАЗе - подфарники и задние фонари разных поколений. Также на "брызговиках" игровой модели установлены стоп-сигналы.
На переднем бампере слева и справа стоят знаки, обозначающие, что автомобиль перевозит негабаритный груз.
Трудно определить какая именно модель Урала послужила источником вдохновения для разработчиков.
Помимо пассажирского тентованного варианта в игре имеются ещё три вспомогательных - заправщик, машина технической помощи и машина с боеприпасами.
Урал-заправщик на самом деле не заправщик, а аэродромный пусковой агрегат (АПА). В реальности данная машина не предназначена для заправки топливом, но для удалённого запуска двигателей воздушных судов и подачи энергии к бортовым системам. В реальности в качестве топливозаправщиков должны были использоваться машины типа АТЗ-5 на базе Урала-375Д. Имеет способность заправлять любую игровую технику.

Машина технической помощи представляет собой то же шасси Урала, но с установленным на него КУНГом (Кузовом Универсальным Нормального Габарита). Модель кузова весьма похожа на таковой для ЗиЛ-131 (К-131), судя по отсутствию колёсных арок. Вероятно авторы пытались скопировать КУНГ Мастерской Технического Обслуживания МТО-АТ-М1 на базе ЗиЛ-131.
В игре машина имеет способность восстанавливать любую поврежденную технику.

Машина с боеприпасами - тот же тентованный Урал, но посадка пассажиров в кузов невозможна и на бортах имеется знак перевозки взрывоопасного груза. Имеет способность пополнять боекомплект любой игровой техники и перевозит боеприпасы к стрелковому оружию, которые может взять, как игрок, так и ИИ-союзники или даже противники при необходимости.

Урал с боеприпасами.
Урал с боеприпасами.
Урал-4320-02 с деревянной платформой кузова.
Фото из открытых источников.
Урал-4320-02 с деревянной платформой кузова. Фото из открытых источников.

OT-65 FUG -

Данный бронетранспортёр появился в версии 1.30 и являлся неким "противовесом" американскому HMMWV. Парадокс заключается в том, что во всех локализациях игры данную машину называют БРДМ, хотя с советской прародительницей у OT-65 много различий. В игре помимо водителя машина может перевозить ещё трёх бойцов. Также она способна преодолевать водные преграды вплавь, перемещаясь по воде за счёт вращения колёс.
В миссиях она присутствует редко и применяется главным образом в качестве декорации, нежели как дозорная или штабная машина.
OT-65 очередной пример "акынства" разработчиков - они никогда не поставлялись в СССР и не применялись в Советской Армии или в ведомствах. Ближайший реальный советский аналог игровой модели - БРДМ-2У.

МАЗ-543 "Эльбрус"/"СКАД" -

Пусковая установка оперативно-тактического ракетного комплекса 9К72 с ракетой Р-17 на шасси МАЗ-543.
Данный комплекс является секретным оружием генерала Губы в кампании "1985 : Новый кризис". Всего в игре встречается два таких комплекса, которые главный антагонист угрожает применить по независимым островам архипелага, если американские войска не будут выведены. В зависимости от действия игрока ОТРК либо уничтожены, либо ракеты достигают своих целей.

В игре все функции расчёта пусковой установки выполняет водитель - он может переводить установку в боевое и транспортное положение, а также запускать ракету. Но наводить ракету на цель невозможно - по факту эта машина выполняет лишь декоративную функцию (в аддонах и модах возможность наведения ракет на цель была реализована).

Поимо водителя в кабине установки могут располагаться ещё трое пассажиров.
Колёса, руль, приборы, модели сидений и звук двигателя взяты почти без изменений от Урала, так что об аутентичности модели говорить не приходится.


А как же сделал я, если бы делал модификацию, заменяющую анахронизмы и «акынство» на достоверные элементы?
В модификации 1985 Real Cold War Crisis (1985 RCWC) наша команда заменила всё стрелковое оружие и технику на аутентичную. Для этого частично были использованы аддоны сторонних разработчиков и собственные разработки.

УАЗ-469, Урал-4320, ОТРК "Эльбрус", БРДМ-2, БРДМ-2У в модификации 1985 RCWC v. 4.9.
УАЗ-469, Урал-4320, ОТРК "Эльбрус", БРДМ-2, БРДМ-2У в модификации 1985 RCWC v. 4.9.

В заключительной, третьей части разберём гусеничную бронетехнику, авиацию, плавсредства и кое-что ещё, относящееся к советской стороне в «Operation Flashpoint : Cold War Crisis», а также я расскажу о том, как эта игра повлияла на мою судьбу.

Спасибо за внимание!
Другие материалы рубрики смотрите
в подборке.
Также смотрите
другие подборки и рубрики на канале.

Источники и литература:
Armed Assault Wiki
community.bistudio.com
www.wikipedia.org
saper.isnet.ru
ak-info.ru
csla.cz
Подгорнов К.В - "Автоматы и ручные пулемёты Калашникова. Серийное производство. СССР и Россия : справ. - Санкт-Петербург : Издательство "Атлант", 2019.
Теплов А.В. (ред.). "Руководство по носимому противотанковому комплексу Метис (9К115)".
Военное издательство Министерства обороны СССР. 1980 г.

Благодарности:
Алексею Астанину - за помощь в подготовке материалов к статье.

Теги:
#са_в_играх
#советскаяармия
#советская_армия #армияссср
#клюква
#компьютерныеигры
#ofp
#operationflashpoint
#arma
#armacwa
#armacoldwarassault
#игры
#coldwar #холоднаявойна