Найти тему
Виктор Трибунский

Повышается ли успеваемость, если занятия в школе начинаются позже

Оглавление

Национальный фонд сна рекомендует подросткам спать от восьми до 10 часов в сутки, но этому мешает целый ряд факторов, в том числе раннее начало занятий в школе и сдвиги в циркадном ритме подростка – биологических внутренних часах, которые регулируют цикл сна-бодрствования и повторяются примерно каждые 24 часа.

По данным Centers for Disease Control and Prevention почти три четверти старшеклассников не высыпается.

Здоровый сон имеет решающее значение для физического, когнитивного и эмоционального развития подростка. Регулярное недосыпание может аукнуться в последующей жизни: от ухудшения успеваемости к моменту окончания школы до слабой психики во взрослом возрасте.

Как невролог, специализирующийся на нарушениях сна, я изучаю влияние сна на оптимальность работы тела и мозга и считаю распространение недосыпания среди подростков кризисом общественного здравоохранения. В своём штате я добилась переноса начала занятий в школах на 20 минут позже и останавливаться на этом не собираюсь.

Американская академия педиатрии рекомендует перенести время начала занятий в школе на 8:30 утра или позже.

В мире время начала уроков значительно различается - от 7 утра в Бразилии до 9 утра в Финляндии. Хотя у меня нет обширных данных об исследованиях связи между временем начала уроков и успеваемостью, но есть интересные цифры: Финляндия заняла второе место в списке стран с лучшей образовательной системой в отчёте Global Citizens for Human Rights за 2020 год, а Канада, где учебный день начинается в 8:30, - четвёртое.

Родители могут заметить, что их дети, всегда бывшие ранними пташками, по мере вхождения в подростковый возраст начинают засыпать все позже и позже. Это связано не только с типичным поведением этой возрастной группы, например, склонностью заигрываться в видеоигры допоздна, - скорее это биологическая реакция.

В подростковом возрасте изменение уровней гормонов наряду с созреванием тела и мозга приводят к естественному сдвигу циркадного ритма. Организм задерживает начало высвобождения мелатонина, гормона, обеспечивающего сонливость.

Подросток уже не может заснуть рано, что приводит к более позднему пробуждению. Подобные изменения, вступая в противоречие с социальными и культурными параметрами, такими как раннее начало занятий в школе, способствуют недосыпанию подростков.

Более 80% средних и старших классов государственных школ в Соединенных Штатах начинают занятия до 8:30 утра, из них 42% - раньше восьми часов и 10% - раньше 7:30. А если до школы нужно ехать, то порой ребёнок вынужден садится в школьный автобус уже в пять утра.

Далее я приведу четыре негативных исхода слишком раннего начала уроков в школе.

Ухудшение успеваемости

Многочисленные исследования связывают раннее начало занятий в школе с более низкой успеваемостью.

В ходе одного из них изучалась связь времени начала занятий в школе, количества выпускников и посещаемости на выборке из 30000 учащихся в 29 средних школах семи штатов. Было обнаружено улучшение показателей посещаемости с 90% до 93%, а также числа окончивших школу с 80% до 90%, спустя четыре года после переноса времени начала уроков на 8:30.

Известно, что недосыпание ухудшает память и способность к обучению, ослабляет концентрацию и креативность, снижает посещаемость и увеличивает число опозданий на первый урок – все предпосылки плохой успеваемости.

Ухудшение психики

Недавняя рекомендация главного хирурга США наделала много шума по поводу вредного воздействия социальных сетей на психику молодежи. Исследователи привели множество данных об их негативном влиянии, включая продвижение «идеальной фигуры», однако мало кто задумывается о простом, но действенном инструменте улучшения психического состояния - нормальном сне.

Во время быстрого сна – или состояния сновидений – воспоминания и свежие впечатления консолидируются, и мозг обрабатывает эмоции. Недостаток сна вообще увеличивает риск депрессии, тревожности и возникновения суицидальных помыслов, но особенно это выражено у подростков. Одно исследование показало, что каждый дополнительный час сна подростка на 11% снижает риск реализации последних.

Ухудшение здоровья и социального поведения

Сон имеет фундаментальное значение для физического состояния человека. Как у детей, так и у взрослых он играет ключевую роль в оптимизации основных функций организма. В фазе медленного сна – или глубокого сна – организм самовосстанавливается.

«Перезаряжается» иммунная система, а лимфатическая система, очищающая организм от метаболитов, уничтожает нейротоксичные белки, связанные с такими заболеваниями, как болезнь Альцгеймера.

При прочих равных условиях недосыпание ведёт к ожирению, диабету, сердечно-сосудистым проблемам, хроническим заболеваниям, физическим травмам и ослаблению иммунитета. Недосыпающие подростки чаще засыпают сидя и, что ещё хуже, за рулем. Дорожно-транспортные происшествия вследствие засыпания особенно распространены среди водителей-подростков.

Подпишитесь на Виктора Трибунского в Одноклассниках - это удобный способ получения анонсов публикаций.

Недосыпающие ученики более склонны к агрессии, затруднениям в социальном общении и рискованному поведению. Одно исследование показало, что длительность сна старшеклассников напрямую связана с опасными формами поведения, такими как злоупотребление психоактивными веществами, рискованное вождение, агрессивность и склонность к членовредительству.

Экономические издержки

Экономические последствия недостатка сна не так очевидны, но неоспоримы. Вопреки опасениям, что перенос начала занятий в школе на более позднее время увеличит транспортные расходы из-за изменения расписания автобусов, исследование, проведенное некоммерческой организацией RAND Corp. в 2017 году, показало, что экономические выгоды значительно перекрывают расходы.

По теме: Длительность дневного сна определяет его пользу или вред для здоровья

В частности было заявлено, что всеобщий переход школ на 8:30 утра приведет к увеличению экономики США на 8,6 миллиарда долларов буквально за пару лет. Так что инвестирование в более позднее время начала занятий в школе не является пустой тратой ресурсов, а довольно выгодно, к тому же оно обеспечит более здоровое грядущее поколение.

Автор: Joanna Fong-Isariyawongse, Associate Professor of Neurology, University of Pittsburgh.
Перевод:
Виктор Трибунский
Источник