Проследить историю винной этикетки не так просто, как может показаться. Несмотря на то, что вино в древних времен является не просто объектом гастрономии, но и культурным наследием, свидетельством развития различных технологий, срок его жизни достаточно невелик. Однако несомненно, что этикетка имеет древние корни, и является результатом долгого развития винодельческой традиции.
Глядя в далекое прошлое мы встречаем этикетку не как рисунок, а как элемент резьбы или гравировки. Первыми этикетками были надписи на амфорах, глиняных сосудах, которые римляне использовали в качестве емкостей для перевозки вина.
Один из древнейших остатков, который специалисты полагают артефактом этого рода, является фрагмент надписи на амфоре датируемой 51 годом до нашей эры, со следующей надписью: "Vesvini / Imp-Vespa-С ° S", что как предполагается означает «вино Везувия, имущество императора Веспасиан». На другом кувшине есть слова «Lun-Vet/A-III-R/X/M/Valeri Abinnerici / Cornelia», или «Старая Луна, возраст три года, красное, производства Валерио Абиннеричи и Корнелия».
В других местах, в частности в Галлии в это время вино переходит из рук в руки в бочках, что значительно упрощает процедуру маркировки, до простых надписей мелом или углем.
С течением времени использование стеклянной бутылки становится все менее дорогим и как следствие все менее редким. Благодаря монаху бенедиктинцу дому Пьеру Периньону, развивавшему метод шампанизации вин в бутылках, этот вид посуды прочно входит в мир вина.
Маркировка бутылок первое время осуществляется с помощью небольшой деревянной дощечки или свернутого пергамента, которые привязывают к шейке бутылки куском веревки. Существует такая этикетка довольно долго, до середины восемнадцатого века, однако поворотный момент наступил в 1796, когда чех Алоис Сенефельдер (Aloys Senefelder) изобрел литографию. Технология предполагала изготовление наброска на камне, с которого при помощи чернил, накатанных роликом, можно было получить значительное количество копий одного и того же изображения.
Сформировавшаяся к этому времени стекольная промышленность позволила значительно увеличить дальность перевозок вина без заметной потери качества, что привело к увеличению потребления вина и сделало производство вина не просто «местным» промыслом, но вывело его на региональный и международный уровень. Следствием этого стало появление в продаже вин других областей и стран, что вызвало к жизни необходимость маркировки бутылок производителем, для обеспечения продаж.
Сначала этикетка представляла собой бирку с указанием только названия вина, оформленная в исключительно в классическом или готическом стиле, богато украшенную, но которую производитель или торговец изредка добавляли свое имя и год урожая.
По мере совершенствования новых методов печати, появления глубокой литографии, этикетки становятся все сложнее.В Италии старейшие этикетки принадлежат производителям Пьемонта и Сицилии. Вплоть до девятнадцатого века они никак не отражают качество вина, но реализуют широкие возможности для фантазии художников, черпающих вдохновение из сцен сельской жизни, или воспроизводят геральдические символы, если винопроизводство является семейным бизнесом
На протяжении многих лет качества вина постоянно растет и производители хотят похвастаться своими достижениями, почетными дипломами, призами и медалями, завоеванными их винами. В память о великих событиях печатаются этикетки для украшения бутылок, посвященные важным персонажам или событиям.
В начале нашего века этикетки расцветают пейзажами, колоритными изображениями флоры и фауны, обрамляются богатым орнаментом. По крайней мере, до середины ХХ века, когда законы большинства стран установили, что ярлык должен быть более педантичным, и содержать значительное количество четко регламентированной фактической информации.
В настоящее время этикетка вина призвана не только нести декоративную функцию, но и определяет характеристики вина, регион происхождения, тип, алкогольную крепость, год урожая и множество других параметров.