Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Почему дряхлеют мозги и как этого избежать

Почему дряхлеют мозги?

Аспект А. Прекращение тренировки.

Самая тяжелая проблема старости - всяческие деменции. По сути, мозг человека деградирует. И это очень печально, ведь мозг не заменишь, как почку. И без него никак. Без глаза или руки можно. А без мозга - нет.

Ясен пень, что причина деменций - всяческие амилоиды, которые образуются в мозгах. Вопрос только в том, почему это происходит после 80 лет, а не раньше? Может, потому, что пока человек работает, используя свой мозг, организм успешно справляется с амилоидогенезом. А когда чел отправлен на свалку, организм «машет рукой», и неиспользуемые мозги очень быстро «прокисают».

Мозг работает, когда человек:

  • решает реальные задачи/проблемы, в которые он вовлечен (не кроссворды);
  • мыслит самостоятельно (не пассивное усвоение информации);
  • воплощает собственный творческий замысел (не рисование картин по номерам).

Реальная работа мозга лучше всего обеспечивается в сферах науки и искусства. Есть статья о профессиях долгожителей: ученые – академики, скрипачи – пианисты, художники – скульпторы, поэты – писатели…

А после выхода на пенсию, когда человек перестает выполнять привычные профессиональные функции, мозг начинает отмирать за ненадобностью.

Образно говоря, если мозгами не пользоваться, они засохнут.

Как сохранить мозг от высыхания:

  1. Выбрать деятельность, которая не предполагает прекращения деятельности с возрастом (отправки на пенсию).
  2. Научиться рисовать, музицировать. Для себя. Хотя бы на уровне детской музыкальной/художественной школы. При музицировании и рисовании мозг решает задачу перекодировки. Причем в разных контекстах.
  3. Освоить вид спорта, требующий кординации. Какую-нибудь спортивную гимнастику, тайцзицюань, например. Не монотонный (типа бега).
  4. Ключевой принцип: разные контексты и многогранность. Не специализация.

Аспект Б. Прекращение подкрепления.

Увлеченность – тонус души. Плюс душа подпитывается признанием от других людей, за результаты деятельности.

Любое дело со временем становится рутинным и наскучивает, увлеченность проходит. Признание тоже заканчивается, когда человека отправляют на пенсию.

Иссякает подпитка души (увлеченность и признание), душа дряхлеет.

Чтобы были возможны увлеченность и признание, у человека должен быть соответствующий потенциал.

Обычный порядок таков.

  1. Общество/государство создает в человеке потенциал 1 раз. На этапе образования (школа, ВУЗ). Оставшуюся часть жизни человек этот потенциал реализует, принося пользу обществу. Обычно у человека одна профессия, и нет серьезного хобби.
  2. Когда появляется молодая замена, человека отправляют на пенсию. А по сути на свалку. Как «морально устаревший» автомобиль.
  3. Отправленный на свалку субъект быстро теряет тонус, начинает ощущать себя никому не нужным, дряхлеет и умирает. Превращаясь из мыслящего и чувствующего субъекта в объект - разлагающийся в могиле труп. Если, конечно, его не кремируют.

Есть профессии, в которых человек работает до конца жизни. Художники, музыканты, писатели, ученые. Эти профессии связаны либо с творчеством, либо с самостоятельным мышлением. Эти люди, по идее, индивидуальности. Их результаты значимы и получают признание, пока они живы. Заменить их невозможно. А заменить стандартно-безликого работника на аналогичного – вполне.

Чтобы избежать подобной участи, нужно осознанно создавать потенциал. Который позволит быть увлеченном и получать признание, независимо от возраста.

Вот некоторые принципиальные моменты.

1) Обдуманно выбрать область деятельности.

  • Должен быть хоть какой-то личный интерес.
  • Без необходимости в дорогостоящем оборудовании (типа физик-ядерщик), и допусков к работе (типа нейрохирург).
  • Возможность создания демонстрируемого результата (книга, картина, научная теория), а не просто режима функционирования (делаю операции на мозгах, одна за другой).
  • Должно быть удовольствие от результата. Как говорят в НЛП, «положительная кинестетика» (дофаминовое подкрепление).
  • Должна быть возможность в будущем учить других. Передавая им свой реальный опыт, а главное – продуктивные внутренние состояния и установки. Не просто пересказывать ранее усвоенное (как многие учителя в школах).

2) Таких сфер должно быть оптимально 3. В одной сфере подустал-истощился – переключаешься на другую. Потом снова к первой вернешься. 1-2 сферы маловато, больше 3 много – не хватит внимания. (Некоторые, кстати, еще молодости выбирают любимую работу плюс 2 серьезных хобби).

3) Сначала разобраться самостоятельно, насколько возможно. Потом взвешенно выбрать учителя. Идти не на «программу» (курс обучения), а к человеку. У которого можно перенять установки и внутреннее состояние, а не просто «техники».

4) Не обесценивать, говоря что «это для себя», т.е. можно не заботиться об уровне мастерства.

5) Не ждать, что от занятий будет только удовольствие. Будет и сопротивление, надо продолжать. В школе и ВУЗе тоже есть сопротивление, так бывает, когда осваиваешь новое.

Статья написана мною примерно в 2019 году, опубликована на моем сайте Antibydluzer.Ru.

Фото из коллекции бесплатных изображений Pixabay.Com.

Автор: Алексей Тукмаков
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru