Почему дряхлеют мозги?
Аспект А. Прекращение тренировки.
Самая тяжелая проблема старости - всяческие деменции. По сути, мозг человека деградирует. И это очень печально, ведь мозг не заменишь, как почку. И без него никак. Без глаза или руки можно. А без мозга - нет.
Ясен пень, что причина деменций - всяческие амилоиды, которые образуются в мозгах. Вопрос только в том, почему это происходит после 80 лет, а не раньше? Может, потому, что пока человек работает, используя свой мозг, организм успешно справляется с амилоидогенезом. А когда чел отправлен на свалку, организм «машет рукой», и неиспользуемые мозги очень быстро «прокисают».
Мозг работает, когда человек:
- решает реальные задачи/проблемы, в которые он вовлечен (не кроссворды);
- мыслит самостоятельно (не пассивное усвоение информации);
- воплощает собственный творческий замысел (не рисование картин по номерам).
Реальная работа мозга лучше всего обеспечивается в сферах науки и искусства. Есть статья о профессиях долгожителей: ученые – академики, скрипачи – пианисты, художники – скульпторы, поэты – писатели…
А после выхода на пенсию, когда человек перестает выполнять привычные профессиональные функции, мозг начинает отмирать за ненадобностью.
Образно говоря, если мозгами не пользоваться, они засохнут.
Как сохранить мозг от высыхания:
- Выбрать деятельность, которая не предполагает прекращения деятельности с возрастом (отправки на пенсию).
- Научиться рисовать, музицировать. Для себя. Хотя бы на уровне детской музыкальной/художественной школы. При музицировании и рисовании мозг решает задачу перекодировки. Причем в разных контекстах.
- Освоить вид спорта, требующий кординации. Какую-нибудь спортивную гимнастику, тайцзицюань, например. Не монотонный (типа бега).
- Ключевой принцип: разные контексты и многогранность. Не специализация.
Аспект Б. Прекращение подкрепления.
Увлеченность – тонус души. Плюс душа подпитывается признанием от других людей, за результаты деятельности.
Любое дело со временем становится рутинным и наскучивает, увлеченность проходит. Признание тоже заканчивается, когда человека отправляют на пенсию.
Иссякает подпитка души (увлеченность и признание), душа дряхлеет.
Чтобы были возможны увлеченность и признание, у человека должен быть соответствующий потенциал.
Обычный порядок таков.
- Общество/государство создает в человеке потенциал 1 раз. На этапе образования (школа, ВУЗ). Оставшуюся часть жизни человек этот потенциал реализует, принося пользу обществу. Обычно у человека одна профессия, и нет серьезного хобби.
- Когда появляется молодая замена, человека отправляют на пенсию. А по сути на свалку. Как «морально устаревший» автомобиль.
- Отправленный на свалку субъект быстро теряет тонус, начинает ощущать себя никому не нужным, дряхлеет и умирает. Превращаясь из мыслящего и чувствующего субъекта в объект - разлагающийся в могиле труп. Если, конечно, его не кремируют.
Есть профессии, в которых человек работает до конца жизни. Художники, музыканты, писатели, ученые. Эти профессии связаны либо с творчеством, либо с самостоятельным мышлением. Эти люди, по идее, индивидуальности. Их результаты значимы и получают признание, пока они живы. Заменить их невозможно. А заменить стандартно-безликого работника на аналогичного – вполне.
Чтобы избежать подобной участи, нужно осознанно создавать потенциал. Который позволит быть увлеченном и получать признание, независимо от возраста.
Вот некоторые принципиальные моменты.
1) Обдуманно выбрать область деятельности.
- Должен быть хоть какой-то личный интерес.
- Без необходимости в дорогостоящем оборудовании (типа физик-ядерщик), и допусков к работе (типа нейрохирург).
- Возможность создания демонстрируемого результата (книга, картина, научная теория), а не просто режима функционирования (делаю операции на мозгах, одна за другой).
- Должно быть удовольствие от результата. Как говорят в НЛП, «положительная кинестетика» (дофаминовое подкрепление).
- Должна быть возможность в будущем учить других. Передавая им свой реальный опыт, а главное – продуктивные внутренние состояния и установки. Не просто пересказывать ранее усвоенное (как многие учителя в школах).
2) Таких сфер должно быть оптимально 3. В одной сфере подустал-истощился – переключаешься на другую. Потом снова к первой вернешься. 1-2 сферы маловато, больше 3 много – не хватит внимания. (Некоторые, кстати, еще молодости выбирают любимую работу плюс 2 серьезных хобби).
3) Сначала разобраться самостоятельно, насколько возможно. Потом взвешенно выбрать учителя. Идти не на «программу» (курс обучения), а к человеку. У которого можно перенять установки и внутреннее состояние, а не просто «техники».
4) Не обесценивать, говоря что «это для себя», т.е. можно не заботиться об уровне мастерства.
5) Не ждать, что от занятий будет только удовольствие. Будет и сопротивление, надо продолжать. В школе и ВУЗе тоже есть сопротивление, так бывает, когда осваиваешь новое.
Статья написана мною примерно в 2019 году, опубликована на моем сайте Antibydluzer.Ru.
Фото из коллекции бесплатных изображений Pixabay.Com.
Автор: Алексей Тукмаков
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru