Отечественный авторынок закончил 2023-й год на очень даже мажорной ноте. И готовит нам сюрпризы и в 2024-м году.
За прошлый год россияне купили автомобилей на 200-300 тысяч больше, чем за предыдущий год. Специалисты связывают это с тем, что отсутствие пандемии и стабилизация ситуации с национальной валютой сделали своё дело.
Также более благоприятные условия, нежели в период начала СВО, дали возможность некоторым гражданам, вероятно, тем, у кого были сбережения, всё же воплотить свою мечту.
Есть вероятность, что активизация продаж также связана и с работой нашего оборонно-промышленного комплекса. Ведь сейчас эта отрасль работает на полную катушку, а машины нужны как государству, так и его гражданам.
Да и ещё один плюс — расходники или запчасти для ремонта теперь без труда можно найти на маркетплейсах, а не бегать в поисках нужной детали по всему городу.
Кто захватил наш авторынок
Россияне стали чаще всего выбирать российские автомобили и китайские. Можно отметить такие марки: Lada, ГАЗ, УАЗ, Chery Group, GWM Group, Changan и Geely. А вот привычные для нас европейские "лошадки", хотя и пользовались спросом, но уступали «из-за соотношения цена — качество».
К тому же российских автолюбителей смущала ситуация с проблемным программным обеспечением, которое необходимо было постоянно обновлять. Аналогичная ситуация и с деталями для ремонтных работ.
Китай порвал всех?
Фактически все эксперты, опрошенные ForPost, подчёркивают, что китайцы опередили российские марки, невзирая на то, что наши отечественные компании нарастили производство. И не только лишь «АвтоВАЗ» уступил китайцам, но и западные бренды не могут с ними конкурировать.
Такая тенденция сохранится и в этом году. Хотя в прошлом и в 2022 по продажам Lada била рекорды, в том числе и за счёт поддержки, которую оказывает правительство.
Ходят слухи и о том, что могут вновь начать производство моделей «Ока». При этом рынок действительно нуждается в недорогих малолитражках. Потому спрос на недорогие и непрожорливые автомобили для города, если будет государственная поддержка, будет весьма высоким, считает генеральный директор компании «Автопрокат» (сеть автопрокатов в России и за рубежом) Дмитрий Матвеев.
Российских производителей ждёт успех, если они умудряются не перегибать с ценами. Ведь россияне не спешат покупать отечественную продукцию дороже, чем импортную, к которой они так сильно привыкли.
К тому же нужно понимать, что если до прошлого года у нас не насчитывалось и двух десятков китайских марок, то теперь их порядка шести десятков. И китайцы активно вытесняют наши марки с российского автомобильного рынка.
Будет ещё дороже?
Средний чек на новый отечественный автомобиль составляет уже 1,09 миллиона рублей. Это на 18,18% дороже, чем в начале года, когда он составлял 900 тысяч.
А вот средней чек иномарки и вовсе составляет около 2,33 млн рублей. В начале года её можно было купить на 200 тысяч дешевле.
Автомобили с пробегом поднялись в цене на 25,6%. Для понимания: рынок штормило и в позапрошлом году, но подержанные автомобили тогда подорожали только на 7,64%, новые российские машины — на 23,55%, а иномарки — на 43,2%.
Вот и получилось, что россияне задумались над вопросом, покупать ли заграничный секондхенд или купить российский, ну или китайский новый автомобиль.
Дороговизна автомобилей связана, конечно же, с долларом, а также с инфляцией. Да и закупать определённые запчасти нашим производителям приходится за рубежом, а там также растут цены. Ещё на ценниках отразится и МРОТ, который собираются повысить на 18,5%. Потому заводы будут повышать ценники, чтобы рассчитываться с рабочими.
Ну и как же без спекулянтов, которые наживаются как на продажах новых авто, так и на продажах запчастей к ним.
Что будет с продажами и ценами в 2024 году?
Продажи будут расти и в этом году. Они вырастут ещё где-то на 20%. В основном рост будет связан с тем, что Китай наращивает объёмы поставок. Благодаря этому будет перекрыт дефицит как в среднем, так и в бюджетном сегментах.
Но повлиять на ситуацию может ряд факторов: начиная от стоимости автомобилей, заканчивая санкциями и параллельным импортом. К тому же многие автосалоны сегодня заманивают российских покупателей скидками на китайские машины, а вот на европейские марки таких скидок нет.
Вместе с продажами будут расти и цены. Закрыть потребность в семейном авто можно будет с помощью кредитов. Однако на фоне высокой ключевой ставки прогноз стоимости авто сегодня негативный.
К примеру, автомобили ЛАДА, по оценкам экспертов, могут вырасти в цене уже этой зимой на три-четыре процента. А вот китайцы из-за переизбытка на рынке подорожать пока не должны.
Эксперты не едины во мнении, какую машину лучше купить в этом году. Однако выгоднее всего новое авто покупать в начале или в конце года, когда автосалоны предлагают россиянам скидки.
Но приобрести автомобиль по скидке можно и весной, ведь в марте-апреле в Россию планируют доставить крупную партию китайских машин, соответственно, старые модели станут дешевле на 15-20%.
Читайте по теме: Российский «Атом» собрал 36 тысяч платных предзаказов: что известно о электромобиле