Найти тему
Светлана Горячева

Как можно научиться рисовать во взрослом возрасте. Картины Раисы Рудь

Нежные розы из собственного сада.
Нежные розы из собственного сада.

Я сегодня расскажу про одну из своих любимых учениц, на примере которой можно увидеть, что в жизни всегда есть место искусству - и даже занятия живописью в качестве хобби не только приносят много радости, но и позволяют достичь довольно высокого уровня мастерства.

Знакомы с Раисой мы, страшно сказать - больше двадцати лет.

Молодым университетским преподавателем я подрабатывала в вечерней группе одной тольяттинской художественной школы. Туда ходили и школьники, и вполне взрослые люди, в свободное от работы время изучающие рисунок и живопись. Некоторые были старше педагога, но это никого не смущало. Человек, который решил рисовать - уже перешагнул через целую кучу предрассудков на пути к своей мечте. И с такими мотивированными учениками необыкновенно приятно иметь дело. Там, в художке, мы и встретились с Раисой первый раз.

Потом наши пути разошлись - я уехала на год в Петербург, ей тоже некоторое время было не до рисования. Однако потом Раиса делала попытки меня разыскать, чтобы продолжить обучение - и чудесным образом оказалось, что ровно в тот самый момент я открыла свою маленькую художественную студию для занятий живописью. Так что звёзды сошлись как надо - чему я очень рада. Наверное, наше общение в настоящий момент больше похоже на дружеское - и всё же, как преподаватель, я не могу не гордиться прогрессом и успехами ученицы на пути освоения секретов масляной живописи)

Раиса любезно разрешила показать тут её работы разных лет.

Некоторые натюрморты мы писали в студии - те, кто следят за моими публикациями, наверняка заметят что-то знакомое.
Некоторые натюрморты мы писали в студии - те, кто следят за моими публикациями, наверняка заметят что-то знакомое.

В картинах есть одна общая черта - стремление к точности. Мало кто способен так подробно передать каждый изгиб лепестка и узоры на ткани. Наверное, накладывает отпечаток профессия - инженер-проектировщик. Иногда приходится даже "учить плохому" - некоторой беглости, пренебрежению второстепенными деталями, стиранию чёткости и определённости границ.

Ещё пионы из студии. По этому натюрморту у меня есть мастер-класс в подборке с мастер-классами.
Ещё пионы из студии. По этому натюрморту у меня есть мастер-класс в подборке с мастер-классами.
А это пейзаж по мотивам впечатлений от поездки в Суздаль. Обычно мы вместе пишем натюрморты - но иногда бывают и исключения.
А это пейзаж по мотивам впечатлений от поездки в Суздаль. Обычно мы вместе пишем натюрморты - но иногда бывают и исключения.
Натюрморт с сиренью. По этой постановке тоже есть мастер-класс - и его даже перепостила группа в ВК, посвящённая наследию Девятова Михаила Михайловича.
Натюрморт с сиренью. По этой постановке тоже есть мастер-класс - и его даже перепостила группа в ВК, посвящённая наследию Девятова Михаила Михайловича.

Раиса привозит нам цветы из собственного сада - но и сама дома ставит отличные постановки, которые пишет самостоятельно. Она отлично ориентируется в разных околохудожественных процессах в социальных сетях и делится с нами полезной информацией. Работа, хозяйство и семейные дела многим не оставляют достаточно времени на любимое хобби - но даже и в этом случае любознательный и неравнодушный человек будет двигаться вперёд и осваивать новые знания и умения.

Самой искренней и бескорыстной любовью любят искусство именно художники-любители. Они не стремятся никому ничего доказать и готовы учиться. Они - самые заинтересованные посетители музеев и галерей. Иногда это приносит плоды даже в следующих поколениях - когда-нибудь я расскажу про своего дедушку, благодаря которому начала рисовать. Но и в повседневную жизнь рисование добавляет смысла и красоты.

Один из домашних натюрмортов Раисы.
Один из домашних натюрмортов Раисы.
Ещё один на похожем фоне.
Ещё один на похожем фоне.
Осенний букет.
Осенний букет.
На мой взгляд, лучший фон для букетов - это пространство сада. Учебная постановка сразу превращается в картину, в художественный образ, в котором есть глубина и настроение.
На мой взгляд, лучший фон для букетов - это пространство сада. Учебная постановка сразу превращается в картину, в художественный образ, в котором есть глубина и настроение.
Розочки, написанные в студии. В таких маленьких букетиках есть особая прелесть)
Розочки, написанные в студии. В таких маленьких букетиках есть особая прелесть)
Космея тоже смотрится очень мило.
Космея тоже смотрится очень мило.
Ещё космея.
Ещё космея.
Одуванчики.
Одуванчики.
Ещё одуванчики.
Ещё одуванчики.
Летние букеты на солнышке.
Летние букеты на солнышке.
Снова пионы.
Снова пионы.
И ещё.
И ещё.
Черёмуха.
Черёмуха.
Другой вариант фона и освещения.
Другой вариант фона и освещения.
Ещё один белый букет.
Ещё один белый букет.
Очень нарядные флоксы и петунии.
Очень нарядные флоксы и петунии.
Розы и гортензии, фрукты и ягоды, летняя сказка.
Розы и гортензии, фрукты и ягоды, летняя сказка.
Земляничка.
Земляничка.
Внезапные экспериментальные маки, написанные в совсем другой манере.
Внезапные экспериментальные маки, написанные в совсем другой манере.
Кажется, дома уже не хватает стен для картин)
Кажется, дома уже не хватает стен для картин)

Что можно посоветовать тем, кто хочет наверстать недополученное в юности по части рисования?

Первое - найти своего преподавателя. Хорошо, если вам нравятся его картины и подходит методика обучения. Желательно, чтобы занятия были очными, а подход индивидуальным. Хорошо, если педагог не только рассказывает, как надо делать правильно - но и много показывает на практике. И ещё важна систематичность занятий. Разовые мастер-классы бывают весьма увлекательными и познавательными - но в реалистической живописи есть вещи, которым нужно учить долго и последовательно - целостное восприятие, отношения и касания - умение правильно видеть натуру формируется постепенно, не с наскока.

Второе - попасть в группу единомышленников. В коллективе процессы обучения запускаются более эффективно. Происходит обмен информацией, сравнение результатов - возникает состязательный фактор, мотивирующий и стимулирующий.

Третье - пользоваться возможностями дистанционного обучения. Множество материалов находятся в свободном доступе в сети интернет, их изучение здорово расширяет кругозор, помогает выбрать собственный курс и сформировать предпочтения.

Четвёртое - посвятить досуг искусству. Походы в музеи, на выставки и лекции - отличная форма светской жизни, которая помогает сориентироваться в многообразии художественных направлений, развивает эрудицию и вкус.

И главное - ничего не бояться. Рисовать может каждый, кто по-настоящему этого хочет. Для этого не надо быть фанатиком или пускаться в пучины богемной жизни. Просто потихонечку делать своё дело и получать от этого удовольствие)