«А вот, если не сложно, выскажите, пожалуйста, свое экспертное мнение. Как Вы считаете, может ли быть по-настоящему успешной финансово стоматология, владелец которой — не стоматолог?»
Задали в моем Телеграм-канале вот такой вопрос. Я его посчитал настолько интересным, что решил отдельную статью написать на эту тему.
В грамотно заданном вопросе всегда есть половина ответа. Так и тут, в вопросе «может ли быть успешной стоматология», замечено слово «финансово»! И это, по сути, есть уже большая часть ответа.
Современные крупные частные клиники давно уже превратились в фабрики по оказанию услуг. И чем больше такая фабрика, тем она должна быть эффективнее. Я много раз писал о том, что считаю это категорически неправильным и ведущим мировую медицину в пропасть. Врач должен лечить пациента и оказывать ему медицинскую помощь, а не услуги (пусть даже и платные)!
Но мое скромное мнение, как и мнение большинства адекватных врачей, к сожалению, мало кого в этом мире волнует. Клиника, особенно частная, создана для извлечения прибыли. Да, не для лечения людей, несения в массы медицинского образования и здоровья жителям страны. А именно, повторяю, для извлечения прибыли!
И с этого момента любая частная клиника (стоматологическая, офтальмологическая, гинекологическая — без разницы) становится обычным предприятием. А обязательно ли во главе предприятия, созданного для извлечения прибыли, ставить врача?! Нет, конечно! Это глупо и даже вредно. Врач — не специалист по выжиманию денег из покупателей и его излишне гуманитарное образование может даже вредно повлиять на оборот вверенного ему чьего-то свечного заводика.
Есть страны, где директором и владельцем клиники не может быть человек без медицинского диплома. У нас не так. У нас кто угодно может стать владельцем или директором медицинского предприятия. И только главный врач должен иметь медицинское образование и специализацию по организации здравоохранения.
Нужно ли говорить, что главный врач берет на себя только медицинскую составляющую работы клиники, а директор или владелец рулит деньгами.
Так вот, у нас в стране, как правило, почти все владельцы или директора — не врачи и никакого отношения к медицине не имеют. У простого врача чаще всего просто нет и быть не может столько свободных денег, чтобы построить целую клинику. Это либо богатые буратины, которые решили вложить деньги в стоматологию (все же слышали, что там большие доходы) и хотят извлечь из вложения максимально возможную прибыль, либо нанятые люди, работающие за долю от прибыли (а потому максимально заинтересованные в количестве этой прибыли).
Если предприятие очень большое, с миллиардными оборотами (а таких в Москве и Петербурге немало), то их директора даже теоретически не могут быть врачами. У них, как правило, какое-нибудь экономическое образование, причем полученное не в нашей стране по большей части.
К примеру, генеральный директор ООО «Севергрупп Медицина», председатель Совета Директоров сети клиник «Скандинавия» и «Скандинавия Ава-Петер», генеральный директор ООО «Ава-Петер» — молодая девушка, которая окончила бакалавриат экономического факультета МГУ им. Ломоносова, потом магистратуру школы бизнеса и права Гетеборгского университета (Швеция) и МВА Гарвардского университета (США).
Как видите, медициной тут не пахнет, но в какой-то момент девушка вдруг заняла целую кучу должностей в серьезном медицинском бизнесе и теперь им рулит. И это нормально, ее я привел просто для примера. Такой же принцип работает практически во всех крупных заведениях.
Когда-то один из моих пациентов, директор всего-навсего небольшого провайдера услуг интернета, вдруг оказался руководителем целого «Кировского завода». Знающие люди понимают масштаб этого предприятия.
Я его тогда спросил, а как эти вещи вообще могут быть связаны?! На что он мне ответил, что менеджеру все равно что продавать — интернет, тракторы, нефть или макароны. Главное — продавать эффективно. И он был абсолютно прав, только тогда еще медицину не считали такой же банальной продажной услугой!
Ну и вот. С тех пор, как медицина стала платным продуктом, эффективные менеджеры продают ее точно так же, как картошку на рынке или интимные услуги на дому. Им все равно. Главное — чтобы предприятие приносило деньги любой ценой! И оно прекрасно выдает обороты и прибыль. За счет низкой зарплаты врачей, «оптимизации процессов», увеличения нагрузки, уменьшения штата, урезания затрат на инструменты и материалы — НЕВАЖНО! Главное — результат!
И вот тут мы возвращаемся к вопросу. Может ли быть ФИНАНСОВО успешной стоматология (или любая другая клиника), у которой владелец не врач? Да, как видите, может и даже обязана. Та же «Скандинавия» приносит в год четверть миллиарда рублей чистой прибыли. Куда больше-то?!
Но будет ли такое «предприятие», а не место, где оказывают медицинскую помощь, эффективным с точки зрения медицины — вопрос совершенно другой. И вот тут мы можем начать сомневаться.
Немало примеров, когда разные деньговыжималки заставляют пенсионеров брать огромные кредиты, за которые им делают капельницы с витаминами и не оказывают никакой реальной медицинской помощи. Полно случаев, когда врачи выписывают пациентам не те процедуры, которые им нужны, а те, что дороже, чтобы сдать больше денег в кассу.
А сколько случаев, когда пациент в жизни не был в своей районной поликлинике, а потом с удивлением узнает, что ему там за последние пару-тройку лет оказали множество услуг и даже что-то оперировали, списав по ОМС немалые деньги за оказанные услуги?!
И хочется верить, что честное имя врачам все еще важнее денег. Что есть куча коллег, которые, несмотря на условия, в которые их ставят, пытаются именно лечить, а не продавать услуги. Что когда-нибудь у нас в стране восторжествует не ублюдочный бездушный капитализм, ставящий во главу угла деньги, деньги и ничего кроме денег, а здравый смысл и подлинную заботу о здоровье людей.
Но что-то пока этого светлого времени не видно даже на горизонте. Остается только ждать и надеяться, что клиники, возглавляемые эффективными менеджерами, будут эффективными не только финансово, но и в лечении своих пациентов.
Надеюсь, что на вопрос ответил достаточно полно и аргументированно.