Маат – сложное синкретическое понятие в мировоззрении древних египтян, означающее правду, справедливость, божественный закон, полноту бытия, истину, правильность, порядок. Это божественная сила, божественный принцип, устанавливающий правила гармоничного существования людей, богов, космоса и всего живого в мире. Солнце утром всходит и вечером заходит – это маат, космический порядок. Нил течет с юга на север – это маат, порядок в природе. Человеком маат считался тот, кто живет по совести и правде, не нарушая личные границы окружающих, не причиняя зла. Маат можно сравнить с нашим пониманием добра.
Зигфрид Моренц даёт такое определение маат: «Маат — это надлежащий порядок в природе и обществе, который установил творец, а посему всё, что правильно и точно; вместе с тем это закон, порядок, справедливость и правда».
«Слово Маат (женского рода) передает идею разумного порядка, управляющего всем и охватывающего мир людей, вещей, природы и космических явлений, или, говоря иными словами, идею смысла творения, той формы, которую оно должно было обрести по мысли Бога-Творца». (Ассман Я.)
В мифологии и религии Маат почитали как богиню мирового порядка; она олицетворяла физические, нравственные и духовные законы. Богиня Маат всегда сопровождала бога Ра, великий владыка мироздания не мог существовать без маат. Богиня Маат была супругой бога мудрости и знаний Тота. Это она определила путь великого Ра на небосклоне при сотворении мира. Изображали богиню с пером на голове.
Обратите внимание на различное написание в статье этической категории маат (пишется с маленькой буквы) и богини Маат (пишется с большой буквы).
Там, где нарушались принципы маат, происходило разрушение. Считалось, когда Творец и Владыка мира гневается, он забирает маат с земли, и хаос приходит на смену порядку: начинаются распри, деградация людей и цивилизаций, мир демонизируется. Противоположность маат – исефет: беспорядок, болезни, смерть, несправедливость, нищета, страдания и т.п.
В гимне «Прославление Создателя» говорится:
«Этот бог, владыка маат, он умиротворяется в ней.
Образ владыки промыслов, процветающий законами».
Без маат мировой порядок был невозможен. Древние люди понимали это и старались не отступать от этики и морали.
На стеле в гробнице Амонемхета размещен рассказ о визире Усере, в нем мы находим такие строки:
«[Делал] начальник города визирь Усер
любимое всеми [богами],
соблюдая закон[ы], утверждая предписания,
[заботясь об] их храмах,
улучшая их жертвоприношения,
распределяя их жертвенную пищу,
[преподнося] им маат, любимую ими».
Визирь Усер, по словам его слуги и писца Амонемхета, соблюдал закон и предписания, данные богами, дабы не нарушить порядок и божественные принципы, и преподнести маат как дар, то есть соблюдал чистоту характера и жил по совести.
Творить маат в мире людей можно было через справедливые суды, изобилие и обеспечение всех необходимых потребностей. Когда египтянин чувствовал полноту бытия, ему не приходило в голову творить зло. Маат по отношению к богам выражалась в виде умилостивления богов через жертвоприношение; по отношению к умершим – через кормление.
Носителями и владыками маат считались фараоны, цари, как воплощение бога на земле, божественные наместники. Маат обязывала правителя достойно и справедливо относится к своим подданным: честно распределять ресурсы между гражданами, мудро судить, пресекать любую несправедливость и не потакать злу, заботиться о благоденствии. Законы и право страны создавались на основе принципов маат – божественного космического закона.
Соблюдать маат должны были все египтяне – от могущественных царей до низших слоёв населения. Несоблюдение божественных законов могло вызвать гнев богов и неблагополучие и неприятности как в жизни отдельного египтянина, так и в судьбе целой страны.
***
Автор статьи: Светлана Гамова. При копировании материала указание авторства и ссылка на источник обязательны. Пожалуйста, уважайте мой труд.