Мама позвонила сразу после обеда, и теперь Лиза совсем не могла работать – все думала, как сообщить эту новость Олегу.
Дело в том, что отец Лизы и ее младший брат, который пока жил с родителями, затеяли в их трехкомнатной квартире ремонт. Мама заявила, что она этого не перенесет, что ей уже не по возрасту каждый день мыть полы после побелки, переставлять вещи с места на место и что здоровье не позволяет ей дышать пылью.
В общем, мама на время ремонта едет к Лизе и Олегу. А это не меньше трех недель.
Конечно, теща и раньше приезжала навестить их, это были краткосрочные визиты не чаще двух раз в год, и Олег как-то притерпелся к ним.
В эти дни он старался как можно меньше бывать дома, а к упрекам тещи относился как к чему-то неизбежному, типа дождя с холодным ветром в осенний день.
А тут почти целый месяц.
Придя домой, Лиза не стала сразу сообщать мужу новость. Они спокойно поужинали, Лиза принесла в комнату любимый чай Олега – с ароматом бергамота и цитрусовых. И только после этого, сев на диван рядом с мужем, сказала:
– Я понимаю, что эта новость тебя не обрадует, но к нам на некоторое время приедет моя мама.
– Надолго? – спросил Олег.
– Пока папа с Ромкой сделают ремонт.
– Понятно, значит, надо срочно эвакуироваться, – ответил муж.
– Олег, это все-таки моя мама. Я же не убегаю из дома, когда к нам приезжает Софья Андреевна, – обиделась Лиза.
– Конечно, она ведь не ходит за тобой целый вечер и не учит тебя мыть посуду или гладить белье. Кроме того, она в каждый свой приезд водит девочек или в цирк, или на спектакль в ТЮЗ, или в парк на аттракционы. Ты же сама как-то призналась, что тебе со свекровью очень повезло.
– А я и сейчас этого не отрицаю, но ведь и моя мама не зверь, от которого надо срочно прятаться, – ответила Лиза.
– Ладно, ничего уже не изменить, – сказал Олег. – Когда она приезжает?
– В воскресенье вечером.
Первые три дня Валентина Прокофьевна вела себя спокойно – зятя никакими вопросами не донимала, никаких советов ему не давала. Лиза даже немного выдохнула в надежде, что в этот раз все пройдет хорошо.
Но когда она на четвертый день вернулась с работы, по квартире разливался аромат горохового супа с копченостями, смешанный с запахом печени и гречки – Валентина Прокофьевна решила помочь дочери и приготовила не только ужин, но и обед на следующий день.
И все было бы хорошо, но теща прекрасно знала, что ни одно из приготовленных ею блюд зять не ест со времени армейского прошлого.
– Мама, зачем ты это сделала? Я ведь не просила тебя о помощи! Ты же знаешь, что Олег этого не ест, – возмутилась Лиза.
– Хорошо, печень я купила, но гречка и горох были у тебя в доме. Зачем ты держишь эти продукты, если твой муж их не ест? – поинтересовалась мать.
– Потому что я иногда варю себе и детям маленькую кастрюльку горохового супа – на один день. А девочки любят гречневую кашу с молоком. А ты наготовила еды в промышленных масштабах. День-два мы, конечно, сможем это есть, а все, что останется, придется выбросить, – объяснила дочь.
Лиза поставила на плиту кастрюлю, чтобы сварить рис, достала из морозилки рыбное филе и положила его на сковородку. Когда Олег пришел с работы, ужин для него был уже готов. Но, конечно, он все понял.
На следующий день поведение Валентины Прокофьевны изменилось: днем она вела себя как обычно – возилась на кухне, встречала из школы внучек, кормила их обедом и следила, чтобы семилетняя Полина и десятилетняя Катя сделали уроки, смотрела по телевизору какие-то сериалы.
Но как только зять приходил домой, в женщину как будто черт вселялся.
– Лиза, вешалка для одежды у вас в прихожей прибита очень высоко. Неужели ты этого не замечаешь? Даже мне неудобно ею пользоваться, не говоря уже о детях. Кто такой косорукий прибивал вам эту вешалку?
– Мама, вешалка висит так, как нам удобно – мы с Олегом высокого роста. А для девочек справа есть другая – она им по росту, – отвечала Лиза.
– Дочь, вы совершенно не умеете экономить деньги. Многое в квартире можно делать своими руками, а вы вызываете мастеров. Вот у Светы Владик сам меняет краны, ставит хомуты на полотенцесушитель, а у вас труба потекла, и вы вызываете сантехника. А это, между прочим, лишние расходы. Разве твой муж не может сделать все сам? Он что, совсем безрукий?
– Мама, Олег тоже сам чинит и меняет краны, но, чтобы заменить трубу, надо отключить весь стояк, а это делается в подвале, куда без сантехника не попасть. Кроме того, Олег – архитектор, а твой второй зять как раз-таки сантехник.
–Вот я и говорю, что твоей сестре больше повезло с мужем. Вы десять лет за свою трешку ипотеку выплачивали, а Владик Свету сразу после свадьбы в собственную двухкомнатную квартиру привел, – продолжала Валентина Прокофьевна.
– Мама, эта квартира Владику досталась в наследство от бабушки, а мы сами купили свою трешку и уже выплатили ипотеку.
Подобные разговоры теща начинала заводить за ужином, потому что Олег, чтобы не слышать всего этого, сразу после ужина старался уходить в спальню и там включал телевизор.
– Вот посмотри: он ни с тобой, ни с детьми не общается. Поел – и сразу к телевизору. Ты никогда не задумывалась о том, что у него есть другая женщина? – продолжала спрашивать мать.
– Мама, а тебе не пора домой? Папа вчера звонил, сказал, что они ремонт закончили. Так что ты можешь возвращаться.
– Я с ним сама сегодня разговаривала. Они еще мебель не всю расставили по местам и карнизы не повесили. Я ему сказала, какие шторы куда повесить. И вообще, я хочу приехать в полностью готовую квартиру. Так что я у вас еще поживу. Сегодня тридцатое, завтра Новый год. Если я сейчас домой приеду, надо будет готовить, убирать. Лучше я всю праздничную неделю у вас побуду. Встречу с вами Новый год, а числа десятого января уеду.
Когда Лиза сообщила мужу о планах матери, он расстроился:
– И что, ничего нельзя сделать?
– Я уже отцу звонила, чтобы он уговорил ее уехать. Все бесполезно. Если только собрать ее вещи и силой отвезти на вокзал.
– Тогда уеду я. Завтра после работы сразу поеду к родителям в поселок. Отдохну на природе, помогу отцу – он говорил, что надо кое-что по дому сделать. Вернусь только тогда, когда твоя мать уедет.
Конечно, такая ситуация Лизе не нравилась, но она вполне понимала мужа, которому надоело выслушивать оскорбления тещи в собственном доме.
Новый год Лиза встречала с матерью и девочками. Дочери сидели за столом скучные и почти сразу после боя курантов пошли спать. Через некоторое время Лиза тоже отправилась в спальню. Зато Валентина Прокофьевна просмотрела чуть ли не все новогодние передачи.
Утром дочери спросили Лизу, когда вернется отец:
– Папа обещал с нами на каток сходить и с горки на лыжах покататься, – сказала Полина.
– До горки надо на машине ехать, так что это только с папой. А на каток я вас свожу. Давайте завтра прямо с утра и пойдем, – предложила Лиза.
– Не пойдем, – ответила Полина. – Ты кататься на коньках не умеешь, а детей без родителей только с двенадцати лет пускают.
– А правда, что папа не вернется, пока бабушка не уедет? – поинтересовалась Катя.
– С чего ты взяла? – испуганно спросила Лиза.
– А я слышала, как он тебе говорил в коридоре перед отъездом, – ответила Катя.
– Я знаю, папа уехал, потому что бабушка его постоянно ругает, – добавила Полина.
– Так, чтобы я этих глупостей больше не слышала! – строго сказала Лиза. – Папа поехал, чтобы помочь по хозяйству дедушке Степану.
Прошел еще один скучный вечер.
А на следующий день, когда Валентина Прокофьевна вернулась с утренней прогулки, она увидела в комнате свой собранный чемодан.
– Лиза! Что это такое? Ты меня выгоняешь? – воскликнула мать.
Лиза, прибежавшая на ее крики, удивилась:
– Мама, я этого не делала.
– Это мы с Катей собрали твои вещи, бабушка, – сказала Полина. – Мы хотим, чтобы папа вернулся, нам без него скучно. А ты у нас уже долго отдыхаешь.
– Да, воспитала ты деток! Родную бабушку из дома гонят! Вот Светочкина Даша меня всегда с радостью встречает! И Владик мне тоже рад.
– Мама, так и поезжай к Владику и Свете! – не выдержала наконец Лиза.
Валентина Прокофьевна вызвала такси и уехала на вокзал.
Вечером Лизе позвонил отец:
– Что у вас там случилось? Мать приехала злая, как фурия. Проклинает и тебя, и Олега, и даже внучек.
Лиза не стала ничего скрывать и, обрисовав всю ситуацию, добавила:
– Передай маме, что приезжать к нам она теперь может только по приглашению. Но в ближайшие три года мы вряд ли захотим ее увидеть.
Следующим утром Полину и Катю разбудил голос отца:
– Кто со мной на каток? Быстро собирайтесь!
Автор – Татьяна В.