Недавно прочитала, что наши таланты собираются ставить ремейк фильма Гайдая "Бриллиантовая рука". Поскольку все-таки посмотрела фильм "Иван Васильевич меняет все", пришла в тихий ужас - только бриллиантов нам теперь и не хватает. Но что поделаешь, если бриллианты - лучшие друзья актеров и продюсеров. Статью о фильме "Иван Васильевич" написала давно, но как-то сразу не выставила. Понимаю, что это никого не остановит, но, как говорится - все, что могу лично.
Телевизор вообще-то не смотрю, но решила понаслаждаться новым "Иваном Васильевичем". Наслаждение, прямо скажем, так себе, от слова "лажа", но удивило большое количество поклонников нового фильма. То ли уже успели проводить старый год и сделали это от души, то ли за тридцать лет так уже людей оболванили, что всякую ахренею, извините, телефон ужасно искажает слова - ахинею (наконец-то) за "легкую остроумную пародию" (именно так именовали сей опус обожатели) принимают.
Причем насчет жанра разразились нешуточные литературоведческие споры в сети. Знатоки с видом превосходства задавали убойный вопрос: "Вы что, разницу между пародией и ремейком не понимаете?" Да, таким волю дай, они спьяну в два счета объяснят разницу между фабулой и сюжетом. Конечно, высокий профессиональный уровень литературоведческих знаний здешних комментаторов, как и умение с ходу определить разницу между ремейком и пародией (были и другие определения: капустник, шоу, комедия и т.д.) не могло не порадовать и даже удивить, но зачем нам надо знать жанр фильма? Как говорил классик - все жанры хороши, кроме скучного. Ведь главное - фильм должен быть веселым,остроумным и зрелищным! А вот это, к сожалению, и не получилось.
Почему же все-таки фильм не удался? Тут необходимо сразу заметить, что я излагаю исключительно свое собственное мнение, которое может не совпадать ни с мнением редакции, ни с мнением читателей, ни вообще с чьим-либо мнением. Несогласие - в разумных пределах и исключительно в литературной форме, можно выразить в комментариях. Итак ...
Актерский состав. Кроме двух-трех актеров, не на ком и взгляд остановить. Собственно говоря, и актеры-то, в прямом смысле этого слова, почти не были заняты в фильме. Наверное, авторам фильма не стоило все же зацикливаться на завсегдатаях ТНТ, ведь исполнителям предстояло выдержать конкуренцию с очень серьезными, талантливыми артистами, виртуозами в своем роде. Но, к сожалению, у многих наших современников, приглашенных заменить Яковлева, Куравлева, Этуша, не обнаружилось ни мастерства, ни харизмы, ни обаяния, ни даже элементарных навыков работы над ролью.
А и зачем работать? Все уже сделано до нас. Видимо, организаторы надеялись на то, что исполнители будут просто повторять найденные советскими актерами образы, вплоть до мимики, жестов и интонаций. Но оказалось, что этого мало. Не помогло. Получились не яркие персонажи, а какие-то марионетки, одетые в такие знакомые всем костюмы, но абсолютно пустые внутри. Полые. Неплохо смотрелись только Марина Кравец (немного не хватило стервозности), Никита Кологривый и Павел Воля.
У Тимура Батрутдинова не получилось перевоплотиться в Ивана Грозного - он так и остался управдомом в обеих ролях.
Не совсем понятны оказались и некоторые особенности кастинга. Мне лично кажется, что Картункова была бы очень органична в роли Ульяны Андреевны, но создатели фильма предпочли многочасовой грим Бузовой (где-то в сети болтается съемка этого грима - один в один фильм ужасов о пришельцах, меняющих облик). Подозреваю, что все эти мучения были придуманы ради шутки о певице.
Сама же Бузова вполне могла бы сыграть царицу, но полагаю, авторов привлек унылый сюжет о ЗОЖ и Картункова с морковкой наперевес. Фаллический символ ЗОЖ и шутка о телеге с причиндалами должны были, наверное, придать легкий эротический флер этой сцене, но зверское выражение лица Картунковой, которому и настоящий царь Грозный позавидовал бы от души, мягко и ненавязчиво перевело фильм на рельсы хоррора - это когда смотришь фильм и каждую минуту восклицаешь - какой ужас! Как уже было замечено давным-давно: любим мы создавать дополнительные трудности и артистично их преодолевать.
Максим Лагашкин слишком выпячивал животик, а Мартиросян слишком "выпучивал" глазки.
И здесь мы логически подошли к еще одной важной ошибке, которая сыграла свою роковую роль. Эту ошибку можно обозначить одним словом - "слишком". У создателей фильма не сработало чувство меры. Все было чересчур "слишком". Царский пир с медведем и цыганщиной мог бы получиться очень милым и заводным, а получилось "свинство вульгарис". Слишком увлекся Иван Васильевич в сцене дарения трусов с царской задницы пятой точки, а Блиновский - с раздеванием посла. Да и сама фамилия Блиновский, вернее Блиновская, претендующая на юмор, а еще больше на сатиру, выглядела какой-то натужной и несмешной. Блин далеко не первый в этом фильме, но упорно комом.
Следующий номер нашей цирковой программы - юмор. Авторы фильма, видимо, решили своим юмором уморить зрителя "вусмерть". Есть такое народное выражение - умереть со смеху. Видимо, авторы взяли его на вооружение. Но количество шуток почему-то упрямо не хотело переходить в качество юмора. Вот так спустя тридцать лет создатели фильма разоблачили очередной марксистско-ленинский миф.
Шутки из фильма Гайдая ушли в народ, стали крылатыми фразами. Их знают практически все. Часть этих выражений принадлежит автору пьесы об Иване Васильевиче - Михаилу Афанасьевичу Булгакову. Часть - авторам сценария фильма Леониду Иовичу Гайдаю и Бахнову Владлену Ефимовичу. Иногда Гайдай дописывал шутки Булгакова, ориентируясь на современные ему реалии. Например, у Булгакова - этот святой человек запил... У Гайдая - я бросила этого святого человека со всеми удобствами. У наших новоделов - я бросила этого человека - айтишника с льготной ипотекой. Смешно, аж жуть!
И остальные шутки в подобном духе.
Уйди, старушка, - я в печали. - Уйди, старушка, я не в ресурсе.
Но ты пока меня не выписывай - но ты пока от меня не отписывайся.
Думаю, каждый оценит чувство юмора Гайдая и наших современников.
Скандал - это активность в соцсетях, инфоповод и хайп.
Эта шутка уже лет двадцать повторяется во всех желтых изданиях, но авторов это не смутило. Плагиат - сущность современного искусства.
Это будет вызов как минимум для бюджета Министерства культуры и Фонда кино.
Остальные шутки подобного же уровня.
В чем же здесь дело? Почему шутки Булгакова и Гайдая выстрелили, а шутки ТНТ-эшников нет? Я могу написать много красивых слов о том, что шутка - это выражение противоречий, нелепостей действительности, закономерностей, которые в жизненных перипетиях увидел писатель, сумел их понять и оформил свою мысль в точном и бьющем в цель определении. Но может, просто полуторачасовой фильм - не фасон и не размер Комического клуба? Размер ведь имеет значение?
Перескажу историю о Гайдае, которую встретила в воспоминаниях о нем.
В молодости у Гайдая был фирменный вопрос, которым он проверял качество комедий:
- А понятно ли это будет старушке из Йошкар-Олы?
При чем тут старушка и при чем Йошкар-Ола - не важно. Но главное - это работало.
Работало, потому что Гайдай был гений. Потому что он думал о своих зрителях. Потому что творил ради них. И его фильмы были не только всем понятны, но и нащупывали основные закономерности нашей жизни, о которой рассказывали смешно и талантливо, поэтому и были любимы зрителями. Они дали верную картину России того времени.
Создатели современного фильма не думали ни о ком - ни о старушке из Йошкар-Олы, ни о врачах и учителях, ни о рабочих и пенсионерах. Они думали только о своих гонорарах. Шутки писали на коленках, сюжет высасывали на ходу из пальца, все остальное притягивали за уши с потолка.
И последнее - авторы по сути сняли три фильма - ремейк на "Ивана Васильевича", фильм о путешествии во времени и рекламный фильм о колбасе. Три в одном, как это сейчас модно. Но фильм не вынес креативности создателей и рухнул под тяжестью неповоротливых шуток и бестолковой разнузданности, которую авторы сделали основой фильма.
Что понравилось. Эпизод с Людовиком и песня на французском языке. Очень удачный клип - стильно и элегантно снят: балет и шахматы - мило! В области балета мы пока ещё впереди планеты всей)) Неплохо спел песню Музыченко.
Пожалуй, и все. Пожалуй, маловато.