Найти тему

Как понимать ивритскую речь на слух?

Аудирование это один из самых трудных навыков в изучении иностранного языка. Чтение, говорение и даже письмо многим ученикам даётся легче, чем аудирование.

Если мы видим этикетку или вывеску, нам ее вполне реально прочитать. Никто не торопит, не требуется немедленный ответ, нет страха сделать ошибку и опозориться.

Если нужно записать что-то небольшое, адрес клиники, или написать записку ребенку в школу - мы скорее всего тоже справимся. Можно воспользоваться словарем, спешить некуда.

Если надо спросить, где автобус на Тель-Авив, мы скорее всего соберемся с духом и зададим вопрос. А дальше что делать, когда нам начинают отвечать, а мы не понимаем? Ладошки потеют, в голове туман от первого же непонятного слова. Дальше - понятное дело обморок, реанимация, ну вы и сами лучше меня знаете. Не мне вам рассказывать.

Самый трудный навык для любого ученика это разговор по телефону. Мы не видим собеседника, не можем опереться на язык жестов, мимику и невербальную коммуникацию там, где не расслышали на слух. Страшный сон.

Почему так происходит и что с этим делать? Это лечится вообще?

Если я даю ученикам два задания на дом - прочитать текст и посмотреть короткое видео. Как вы думаете, какое задание они точно сделают (или сделают в первую очередь)?

Конечно текст! Хотя, казалось бы, ковыряться в буквах дольше и сложнее, чем посмотреть 4 минуты развлекательного контента. Но эти два задания на отработку разных навыков - чтение чаще всего "прокачено" лучше, чем аудирование (понимание на слух). Поэтому прочитать - это более понятная задача, включается визуальный канал восприятия, и мы находимся на "своей", знакомой территории.

Послушать беглую израильскую речь и хоть что-то понять - это уже задача со звездочкой. Поэтому на уроках я стараюсь говорить только на иврите, упрощая фразы под уровень ученика.

Но навык аудирования нужно целенаправленно отрабатывать.

Самый простой путь "из глаз в уши" - это сначала читать ТЕКСТ, потом СЛУШАТЬ его ДВАЖДЫ, сначала с текстом перед глазами, а затем без него. Мы идем от сильного навыка (текст) к слабому (аудио), укрепляя последний.

Как это можно осуществить в "домашних условиях"?

Делюсь лайфхаками - как тренировать аудирование в “домашних” условиях.

Если вы находитесь в Израиле, то самый верный способ - подслушивать))) Беседуют израильтяне за соседним столиком в кафе - прислушайтесь, если выхватите какую-то знакомую фразу или слово - вы уже молодец!

Проще всего слушать речь, не обращенную к вам - то есть когда от вас не требуется все понять и мгновенно ответить. Меньше градус напряжения, и в любой момент можно “сбежать”.

-2

Слушайте фоном радио и телевизор - пусть израильская речь звучит в разных стилях, разговорная на улице и более высокая из телевизора.

Ваша речь неразрывно связана с аудированием, то есть то, как много и часто вы говорите на иврите, или хотя бы звучите (читаете вслух, к примеру), влияет на то, как вы понимаете речь на слух.

Отсюда делаем вывод - как можно больше звучать самим на иврите: все что видим/пишем/читаем/слышим на иврите - ПРОГОВАРИВАЕМ ВСЛУХ! Ведь когда мы говорим - мы же себя тоже слышим! Эврика))))

Услышали какую-то фразу, поняли ее - повторите вслух! Тихонько, для себя. Но не про себя!

Прочитали этикетку или вывеску - произнесите вслух!

Вам задали вопрос - повторите его на иврите! Вам секундочка на подумать над ответом, а на самом деле - большой вклад как в аудирование, так и в вашу разговорную речь!

-3

Очень хороший тренажер для аудирования - это песни! Всегда можно найти слова и прочитать глазами текст, потом вы начинаете слышать этот текст, и, как правило, не один раз. И подпевать! То, что надо!

И конечно лексика. Без словарного запаса никуда! Каждый день учим по 5-7 новых слов. Выберите комфортное количество, чтобы не сильно напрягаться. Чтобы было легко, вкайф. И те, слова, которые вам нужны!

Чем больше слов знаем - тем больше их слышим в речи и понимаем!

Вообще-то говоря, аудирование это пассивный навык, он намного легче, чем активное говорение, например. Но если мы не знаем слов - как же мы поймём, что нам говорят.

-4

Давайте подытожим:

  • Все, что делаем на иврите - делаем ВСЛУХ! Звучим как можно больше.
  • Подслушиваем, не стесняясь, чужие разговоры, слушаем новости на иврите, музыку, фоном всегда звучит иврит.
  • Разбираем тексты песен и слушаем их много раз, подпеваем.
  • Учим каждый день несколько новых слов (каждый день!).

Удачи в развитии ивритского слуха! У вас точно все получится!