Найти тему
Танки АМ

БМП-2Д: с учетом опыта "Афганской войны"

Фото: Robert Nickelsberg/ Gettyimages
Фото: Robert Nickelsberg/ Gettyimages

В ходе боевых действий в Афганистане, Ограниченный Контингент Советских Войск (ОКСВ) применял штатные образцы бронетехники, включая боевые машины пехоты БМП-1 и, чуть позднее, БМП-2. Последние заслужили положительные отзывы военнослужащих , главным образом, за счет более эффективного комплекса вооружения. Стабилизированная в двух плоскостях 30мм автоматическая пушка 2А42 и спаренный 7,62мм пулемет ПКТ имели расширенный диапазон углов вертикального наведения , что повышало эффективность борьбы с высокорасположенными целями ( боевые действия велись, преимущественно, в горной местности). В тоже время , имелись нарекания по уровню защищенности БМП от огня стрелкового оружия ( и , естественно, РПГ и БЗО), а также противоминной стойкости. Требования к броневой защите БМП-2 в целом были аналогичны предъявляемым к БМП-1 ( лобовая проекция корпуса и башни должна была держать бронебойно-зажигательный снаряд калибра 23мм с дистанции 500метров; бортовая- 7,62*54мм пулю Б-32 с дистанции 75метров). При этом ,толщины броневых листов, по сравнению с БМП-1 были уменьшены примерно на 20 процентов за счет применения новой броневой стали ТМО (термомеханическая обработка) повышенной твердости. В итоге удалось сэкономить примерно 400кг веса, при противопульной стойкости на уровне БМП-1. Сделано это было с целью сохранения требуемых показателей плавучести машины. Противник, наряду с легким стрелковым оружием достаточно активно использовал крупнокалиберные пулеметы ( 12,7мм ДШКМ, 14,5мм ПКП и тп), что позволяло эффективно поражать БМП-2 ( и другую легкобронированную технику) в любые проекции корпуса и башни в широком диапазоне курсовых углов. С целью повышения защищенности БМП , в КБ "Курганмашзавода", совместно с НИИ Стали, в 1980...81 годах был разработан комплект дополнительной броневой и противоминной защиты, предназначенный для установки на БМП в условиях войсковых ремонтных предприятий. Оснащенные такими комплектами БМП-2 поступали в ОКСВ с 1982 года под обозначением БМП-2Д ( "Д"-доработанная). Аналогичные комплекты устанавливались и на БМП-1, однако , по неизвестным причинам, они были не так распространены как на "двойках".

БМП-2Д в Техническом Центре Парка "Патриот". Машина выпущена в июле 1982 года.
БМП-2Д в Техническом Центре Парка "Патриот". Машина выпущена в июле 1982 года.

Борта корпуса усилены дополнительными стальными экранами толщиной 6мм; в верхнем поясе борта экраны крепятся на бонках с зазором относительно основной брони. Экраны нижнего пояса крепятся к надгусеничным полкам.

-3
-4
Наклонные элементы экранов нижнего пояса имеют толщину более 10мм.
Наклонные элементы экранов нижнего пояса имеют толщину более 10мм.

Наклонные листы крыши корпуса ( на базовых образцах имеют толщину всего 5...6мм) усилены стальными броневыми накладками толщиной 6мм. Днище корпуса усилено дополнительными противоминными поддонами, установленными под рабочими местами механика-водителя и командира. Они представляют собой каркас из металлического швеллера или уголков, на котором крепятся дополнительные 10мм стальные броневые листы ( основное днище выполнено из броневых листов толщиной 6мм). Причем, лист защищает не только днище, но и нижнюю часть борта ( редан). Сидение мехвода крепится не непосредственно к днищу, а к специальной поперечной балке.

Противоминные поддоны днища корпуса
Противоминные поддоны днища корпуса

Кормовая стенка башни ( толщина-10мм) усилена дополнительным дугообразным стальным броневым листом толщиной 6мм.

Дополнительный бронелист в кормовой части башни.                                                                                Машина из Центрального Музея Вооруженных Сил.
Дополнительный бронелист в кормовой части башни. Машина из Центрального Музея Вооруженных Сил.

Проведенные мероприятия обеспечили защиту бортовой проекции корпуса от бронебойных пуль Б-32 калибра 12,7*108мм , а кормовой части- от пуль калибра 7,62*54мм с любых дистанций и под любым курсовым углом. Обеспечивалась стойкость при подрыве мин с массой ВВ до 1,2кГ под днищем машины и до 2,5кГ -под опорным катком. Конечно, подрыв противотанковой мины машина не выдержала бы, но противник применял в большом количестве и противопехотные мины, а также самодельные взрывные устройства различной конструкции.

К сожалению , работы по усилению защищенности крыши корпуса и башни,а также кормовой части корпуса не проводились. Однако, даже выполненные мероприятия позволили добиться сокращения потерь экипажей БМП в 1,5...2 раза. Кроме того, можно отметить достаточно высокую оперативность проведенных доработок. Боевая масса БМП-2Д возросла до 14,5…15 тонн и машина утратила плавучесть. Впрочем, в условиях Афганистана, плавучестью вполне можно было пренебречь.

Как водится , в качестве дополнительной защиты, экипажи часто использовали подручные средства- всевозможные мешки с песком, запасные гусеничные траки, опорные катки, ящики, баки с водой и маслом и т.д. После окончания боевых действий и вывода частей ОКСВ в пункты постоянной дислокации, дополнительные защитные комплекты с большинства машин были демонтированы. Тем не менее, в некоторых странах- бывших республиках СССР ( например, в Киргизии) , аутентичные БМП-2Д еще сохранились.

-11