Найти тему
Киберпоп ТВ

Грех и страсти человеческие

  • «Готовлюсь к первой исповеди. Иеромонах Макарий (Маркиш), насколько я понимаю, говорит, что страсть — это не грех, а что-то такое, что предваряет грех. Является ли страсть, по Вашему мнению, грехом? Нужно ли и можно ли исповедоваться в страсти?»

Что такое страсть?

Давайте по порядку. Есть некий человек, условно говоря, безгрешный. С чего начинается грех? Грех начинается с прилога. Это такая мыслишка, которая мелькнула внезапно («о, а что это такое?»). Что-то увидел человек, что-то его заинтересовало или мелькнула какая-нибудь греховная мысль. Это называется прилог. Сам по себе прилог грехом не является. Он вроде вражьих стрел, которые враг снаружи в нас мечет. Мало ли, что в голову придет? Идет человек, вдруг неожиданно у него мыслишка какая-то мелькнула. Если он выгнал ее тут же из головы, то ничего страшного: прилог был, но греха не было. Эти прилоги постоянно на какие-то мыслишки мелькают: то один, то другой, то так, то этак, то справа, то слева.

Прилогов бывает тысячи, но человек может на них внимания не обращать. А как только он зафиксировал внимание, подумал: «О, интересная мысль», — начал ее рассматривать — это уже пошел процесс приражения. Здесь грех начинает входить в душу. Человек заинтересовался, рассматривает этот грех. Кажется, а почему бы и нет? Вроде бы, интересная мысль, даже приятная, и, вроде, ничего страшного в ней нет. Чем больше человек рассматривает эту идейку, мыслишку, тем больше она ему нравится, привлекает всё больше и больше. Достаточно быстро всё это происходит, в секунды. Конечно, может длиться и долго, если речь идет о каком-то серьезном грехе.

Например, в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников вынашивает мысль: «А что, если убить старуху-процентщицу?» Сначала, может быть, эта мысль его даже пугала, а потом, чем дольше он об этом думал, тем больше ему эта мысль нравилась. Потом Раскольников даже счел себя обязанным пойти и убить старуху. Так идет процесс приражения. То есть грех входит в душу человека. Это уже является грехом. Потом человек идет и совершает его. Вот Раскольников пошел и старуху убил.

Или человек совершает какой-нибудь мелкий грех. Сам масштаб греха неважен, но важно, что деяние уже совершилось. Когда человек это деяние сделал, то грех себя уже проявляет в полноте. То есть пока грех потихонечку завоевывал сердце, душу и ум человека, тело греху еще было непричастно. Человек внутри себя думал, ковырялся, копался. Но физически он не закрепил грех действием своим. Грех рос только внутри человека. А когда человек действием закрепил, тогда грех достиг своего пика, совершенства. На этом процесс не останавливается. Если человек дальше продолжает совершать этот же грех, еще раз и еще, то у него вырабатывается навык ко греху. И тогда уже процесс от прилога до греха проходит вообще незаметно. Мысль мелькнула — человек сразу же сделал. Это всё происходит «на автомате». А потом это превращается в страсть. В страсти уже не человек совершает грех, а грех владеет человеком. Страсть — это полная болезнь души, когда человек становится рабом греху. Он уже не может с грехом ничего сделать, не может совладать с ним. Человек полностью этому греху подчинен, противостоять ему не способен. Вот что такое страсть.

К примеру, возьмем блудную страсть. Всем сразу ясно, о чем идет речь. Вот, например, некий молодой человек женат, но где-то на вечеринке ему девушка улыбнулась. У него мелькнула мысль, то есть появился прилог. Молодой человек стал с этой девушкой общаться, думая: «Ничего такого я не делаю, просто пообщаться хочу». А ему приятно, определенные эмоции это общение вызывает. Потом всё больше и больше он с девушкой общается. Молодой человек уже думает так: «Почему бы и нет? Да ладно, все такие. Мои друзья Вася, Петя вовсю гуляют. Я жену ведь свою люблю! Подумаешь, с кем-то побыл, ничего же страшного». И он, постепенно этими мыслями успокаиваясь, доводит себя до состояния блудной страсти. С кем не бывает: оступился, упал. Но потом ему стыдно, плохо. А чем дальше, тем больше. В конце концов он до такой степени доходит, что уже остановиться не может. Всё, это общение с девушкой его захватывает. Вот это и есть страсть.

Эти страсти есть: гордость, блуд, гнев, сребролюбие, тщеславие. Поэтому страсть — это не нечто, что предваряет грех. Страстью, наоборот, грех заканчивается. Страсть — это и есть самая большая проблема, потому что в той или иной степени страстишки во всех нас живут. В разном сочетании страсти формируют своеобразный облик человека. То есть один человек такой, этот — другой, но у человека есть определенный набор страстей, у каждого свой.

«Является ли страсть, по Вашему мнению, грехом?» Безусловно, но все-таки грех есть проявление страсти. Человек заболел гриппом. Проявляет грипп себя соответствующим образом: температура, недомогание, кашель, насморк, ломота. Сама по себе болезнь — это грипп, а всё, что я перечислил — симптомы болезни. Так вот, страсть — это болезнь. А грехи, которые вылезают — проявление этой страсти.

«Нужно ли и можно ли исповедоваться в страсти?» Конечно, так и происходит.

Еще для яркости могу привести страсть к алкоголю, алкогольную зависимость. Говорят: «Человек пристрастился к алкоголю». Он уже не может этому противостоять, ищет возможности, где бы найти спиртное, где бы выпить. Всю свою жизнь человек подчиняет этой страсти, этому пороку. Деньги, здоровье, семью... Главное для него теперь — это бутылка, спиртное, которое всё ему застилает. Оно и Бог, и мама родная, и всё остальное. Он всё откладывает ради алкоголя, для него это настоящий идол, кумир.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.