События лета 1939 года - лайнер "Сент-Льюис" с беженцами на борту прибыл в США. Однако, получив отказ властей был вынужден отправится в обратный путь, в Европу, где совсем скоро началась Вторая мировая война...
***
Когда в июне 1939 года "Сент-Луис" совершал круиз у берегов Майами, его пассажиры могли видеть мерцающие огни города. Но Соединенные Штаты не были указаны в первоначальном маршруте судна, и у его пассажиров не было разрешения на высадку во Флориде. Когда более 900 пассажиров-евреев с тоской смотрели на мерцающие огни, они вопреки всему надеялись, что им удастся сойти на берег.
Эти надежды вскоре были разрушены иммиграционными властями, отправившими судно обратно в Европу. А затем почти треть пассажиров "Сент-Луиса" были убиты.
Большинство из 937 пассажиров лайнера были евреями, пытавшимися бежать из нацистской Германии
Хотя Вторая мировая война еще не началась, в Германии уже закладывалась основа для Холокоста, где еврейский народ сталкивался с притеснениями, дискриминацией и политическими преследованиями. Но хотя опасность, с которой столкнулись пассажиры, была очевидна, иммиграционные власти сначала Кубы, затем Соединенных Штатов и Канады отказали им. Для многих на борту "Сент-Луиса" этот отказ стал смертным приговором.
Путешествие состоялось в тот момент, когда преследования евреев в Германии достигли апогея. После прихода к власти Адольфа Гитлера в 1933 году Германия приняла ряд законов, которые изолировали евреев от повседневной жизни, ограничивая их способность свободно передвигаться, закрывая их предприятия и сокращая возможности получения образования. В ноябре 1938 года “Хрустальная ночь", организованный государством погром, известный как "ночь разбитого стекла", превратил еврейские предприятия, дома и места отправления культа в руины.
Для многих евреев "Хрустальная ночь" стала четким сигналом к отъезду
В то время нацисты подталкивали немецких евреев к эмиграции, и опасность, с которой сталкивались евреи в других частях Европы, побудила некоторых найти способы навсегда покинуть континент. Еврейский народ на борту "Сент-Луиса" принял трудное решение начать новую жизнь за тысячи миль от родного дома. Пунктом назначения судна была Куба, где большинство пассажиров планировали жить в ожидании въезда в Соединенные Штаты.
"Сент-Луису", на борту которого развевался нацистский флаг, потребовалось две недели, чтобы добраться до Гаваны. Но рейс не закончился на кубинской земле. Скорее всего, кубинские официальные лица отказались позволить пассажирам сойти на берег. Хотя большинство пассажиров приобрели кубинские визы в Германии, Куба решила аннулировать все, кроме 28-ми.
Пассажиры ждали на борту целую неделю. С течением времени они впадали во все большее отчаяние. Один пассажир, Макс Леве, перерезал себе вены и прыгнул за борт - он был госпитализирован в гаванскую больницу. Пассажиры сформировали комитет и попросили президента Кубы Федерико Ларедо Бру, а затем президента США Франклина Д. Рузвельта предоставить им убежище. Когда стало ясно, что Куба безразлична, если не враждебна, к беженцам, корабль направился в Соединенные Штаты.
Там они тоже не нашли убежища. Попытка причалить в Майами была отклонена иммиграционными властями, а отчаянная телеграмма некоторых пассажиров Рузвельту была проигнорирована. Хотя американский дипломат пытался договориться с Кубой о приеме беженцев, сами США не желали открывать свои двери. Пассажирам пришлось бы соблюдать существующую систему квот, которая допускала в Соединенные Штаты только около 27 000 человек из Германии и Австрии.
Представитель Госдепартамента телеграфировал пассажирам, сообщив им, что они “должны дождаться своей очереди в списке ожидания и пройти квалификацию для получения иммиграционных виз, прежде чем их смогут впустить в Соединенные Штаты”. Хотя Рузвельт рассматривал возможность согласованных действий по спасению еврейских беженцев за год до отплытия "Сент-Луиса", в конце концов он отказался от этой идеи, потому что знал, что это будет политически непопулярно.
6 июня, через двадцать четыре дня после того, как "Сент-Луис" покинул Европу, он развернулся, чтобы вернуться в Европу. Его сопровождало судно береговой охраны США, высматривавшее отчаявшихся пассажиров, которые могли спрыгнуть с корабля.
“Сейчас бесполезно обсуждать, что можно было бы сделать”, - написал неназванный автор редакционной статьи в "New York Times". “Похоже, сейчас им ничем не помочь. ”Сент-Луис" скоро вернется домой со своим грузом отчаяния".
Беженцы также подали заявление на получение гражданства в Канаде, но премьер-министр страны отказался рассматривать эту идею
“Если бы эти евреи нашли дом в Канаде, - сказал министр иммиграции Фредерик Блэр, - за ними последовали бы другие корабли... Где-то должна быть проведена граница”.
По возвращению "Сент-Луиса" в Европу, некоторые страны действительно предложили принять некоторых иммигрантов. Объединенный еврейский распределительный комитет, который помогал в переговорах с Кубой, пообещал денежную гарантию для каждого беженца в обмен на 181 место в Голландии, 224 во Франции, 228 в Великобритании и 214 в Бельгии.
Но не все беженцы были приняты, и большинство европейских стран были оккупированы нацистской Германией во время Второй мировой войны. Некоторым пассажирам в конечном итоге удалось получить другие визы, но многие были вынуждены вернуться домой.
Отказ мира принять отчаявшихся беженцев с "Сент—Луиса" стал смертным приговором для 254 беженцев - примерно половины от числа тех, кто вернулся на европейский континент в 1939 году. Многие, кто не умер, были интернированы в концентрационные лагеря, как Макс Корман, который использовал уроки, извлеченные на корабле, чтобы помочь организовать заключенных концентрационного лагеря Вестерборк в Нидерландах.
После Холокоста выжившие беженцы с "Сент-Луиса" настаивали на том, чтобы помнить о пережитых ими испытаниях
Соединенные Штаты изменили свою политику в отношении беженцев после Второй мировой войны и начали принимать больше беженцев, чем любая другая страна в мире.
В 2012 году Государственный департамент Соединенных Штатов официально извинился перед выжившими на корабле, а в 2018 году премьер-министр Канады Джастин Трюдо последовал его примеру. Но память о тех, кто погиб, по-прежнему является болезненным напоминанием о том, что может означать отказ корректировать иммиграционную политику в свете преследований и миграционных кризисов. “Мы были никому не нужны”, - сказала пассажирка "Сент-Луиса" Сьюзан Шлегер репортеру "Miami Herald" в 1989 году.
Автор: Виктор Тревел