Найти тему

Как авторы ходят по малой нужде. Малая проза в Дзене

Оглавление

Ну что, прозаики, дёрнем по маленькой? Малая проза - один из самых популярных жанров сетевой литературы. В жанре небольшого рассказа можно написать пост в соцсетях или текст для Дзена. Эксперты по текстам отмечают, что миниатюрный сторителлинг был главным трендом 2023 года и остаётся в топе на 2024 год.

В литературоведении маленькие рассказики называются микрорассказами, флэш-фикшн и микрофикшн. Они очень популярны в Дзене, но далеко не все авторы малой прозы мастерски владеют этим жанром. Как филолог и писатель с 30-летним стажем я решила поделиться с вами опытом и рассказать, как грамотно написать короткий рассказ по правилам литературного мастерства.

Я расскажу вам об удачах и ошибках авторов малой прозы на примере автора, который пишет рассказы в Дзене.

Малая проза - это сколько слов?

Точный объём малой прозы в современной литературе определить пока невозможно.

В англоязычной прозе объём текста определяется числом слов. Малая форма на английском языке - тексты до 300, до 500 и даже до 1500 слов.

В русскоязычной прозе объём текста обозначается числом знаков. А ещё российские авторы изменяют текст машинописными страницами. Объём одной страницы - 1800 знаков. В нашей родной литературе разные эксперты предлагают считать малой прозой тексты до 2000 знаков, до 3 страниц (5400 знаков) и до 5 страниц (9000 знаков).

Сетевые авторы предлагают считать малой прозой текст, который убирается на монитор и не требует вертикальной прокрутки.

Как вы видите, границы очень нечёткие. Но начитанные авторы и читатели определяют рассказ в жанре малой прозы интуитивно. Это такой рассказ, который меньше, чем типичный рассказ в национальной литературе этого периода.

Три отличия малой прозы от классического рассказа

Профессиональные писатели знают, что написать микрофикшн гораздо сложнее, чем рассказ классического объёма. Флэш-фикшн - это очень мало слов, и каждое слово необходимо оттачивать, как клинок.

В малой прозе должен быть концентрат приёмов и изобразительных средств. Это трудоёмкая работа. Из собственного опыта знаю, что обычную статью 7000 знаков можно написать за час, а над микрофикшн можно работать несколько дней.

Вот главные правила малой прозы, которые должен знать автор:

1. Минимум слов для достижения максимального результата. При редактировании важно убирать все слова, которые не несут семантическую или эмоциональную нагрузку. Каждое слово должно работать на решение художественной задачи. Никакой воды!

2. Сжатый сюжет, отказ от подробных описаний, фокус внимания - на внутренней динамике повествования. Всё то же самое, что в классическом рассказе, завязка, развитие и финал, только быстрее.

3. Только один ключевой момент! В классическом рассказе может быть ложный финал и неожиданный поворот. В коротком рассказе автор описывает небольшой, но очень яркий эпизод. Очень эффектно выглядит в жанре флэш-фикшн неожиданная развязка или открытый финал, который автор предлагает придумать читателям.

Рассказ "Взгляд в будущее", канал "Фрекен Бук и фрекен Бяк"

Предлагаю вам рассмотреть очень короткий флэш-фикшн. Всего символов 1264, без пробелов 1084, количество слов 181.

"После встречи Нового года перед Йулькой неожиданно замаячил призрак еë безнадежной и нищенской старости, представляющийся ей в виде беззубой старухи со сломанным ëршиком в руках. Стиральная машинка поломалась, для постирушек приходится ковылять к речушке и делать прорубь. Газ и электричество давно отрезали, поэтому прынцесса по вечерам зажигает огарок самодельной свечи, греет озябшие руки над его дрожащим пламенем и перечитывает свои старые дневники, обклеенные вырезками из журналов про моду и богатую жизнь селебрити. Продукты купить не на что, но, к счастью, иногда удаëтся разжиться просрочкой на заднем дворе гипермаркета. Правда, очередь там большая, а народ совсем недоброжелательный. Но Йулька не унывает, ведь ей много и не надо, привыкла она питаться скромно, как пичужка. Ноутбук давно приказал долго жить, и теперь блогерше приходится писать тексты вручную, на клочках припасëнной ею в молодости туалетной бумаги...
Внезапно страшные картинки исчезли, а вместо них в голове у неудачливой модельки всплыл образ наглого мужика, посмевшего позвонить ей без предупреждения и попавшего за свою провинность в черный список. Так ему и надо, ибо нефиг. Кое-какие действия Йулька не прощает никому, даже потенциальным обеспечунам. Не для них ягодка зрела..."

Литературный разбор рассказа "Взгляд в будущее"

Первая сильная сторона этого текста - интересная тема. Автор с неподдельным сарказмом нарисовал образ девушки, которую нужно предупреждать о звонках. Вероятно, перед этим нужно ещё через знакомых предупреждать об SMS.

Вторая сильная сторона - яркая изобразительность. Образ старости - старухи с ёршиком нарисован с большим юмором.

Третья сильная сторона - удачная работа с лексикой. "Речушка", "ковылять", "разжиться" - эти слова придают тексту живость и приближают к разговорной речи.

Четвёртая сильная сторона - неожиданная и парадоксальная развязка.

Казалось бы, соблюдён канон жанра микрофикшн: один ключевой эпизод, тщательная работа с лексикой. Но не тут-то было! Есть один небольшой недостаток, который не позволил автору полностью раскрыть свой литературный дар. Этот недостаток - отсутствие динамики.

Динамика рассказа строится на трёх вопросах. Что случилось? Что было дальше? Чем всё закончилось? Опытные авторы создают глагольную матрицу и соединяют её с композицией.

О глагольной матрице я написала статью для донов в группе "Искусство сильных текстов". Хочу уточнить, что доны получают самую ценную практическую информацию, равноценную урокам курсов для пишущих авторов.

Во флэш-фикшн "Взгляд в будущее" динамика замерла в самом начале. Слишком длинное описание бытовых неудобств создало статичную картину. Из-за этого в рассказе потерялся сюжет.

При этом надо заметить, что автор придумал классную фишку - изображение внутреннего состояния героини через вещи. Здорово! Только динамичное нагнетание ужаса не удалось, а описание быта заполняет почти всё тело текста.

Ещё одна неудача - блистательный образ смерти с ёршиком заставил поблекнуть всё, что автор написал дальше. Это настолько крутой образ, что после него о продуктах в гипермаркете и недоброжелательном народе читать уже скучно.

Возможно, нужно было докрутить жёсткий сарказм и довести контакт Йульки и смерти до критического абсурда.

Резюмирую: как часто бывает, талантливому автору без знаний теории литературы не хватает самой малости, чтобы превратить неплохую зарисовку в произведение настоящей литературы. Надеюсь, мои статьи с разбором текстов помогут непрофессиональным авторам повысить своё мастерство! Искренне и от всего сердца им этого желаю!

Несколько слов об эмоциональной уязвимости некоторых авторов Дзена

Некоторые авторы каналов в Дзен страдают повышенной эмоциональной уязвимостью, крайне нетерпимы к любому суждению об их творчестве, кроме похвалы. Несмотря на это, литературная критика - это часть литературоведения. Пока авторы пишут, критики будут изучать и исследовать их произведения.

Литературный критик не может отвечать за психические реакции авторов. И если автор не контролирует свои психические реакции, это зона его ответственности. Литературная критика не содержит оскорблений или обесценивания. Она лишь анализирует литературный материал.

Я уже не раз сталкивалась с токсичным поведением автора этого рассказа в комментариях на Дзене. К сожалению, иногда так бывает, что интересный автор проявляет себя как абьюзер, оскорбляет, обесценивает и применяет язык вражды.

Уважаемые подписчики и гости канала! Предупреждаю вас, что буду стоять на страже психологического здоровья в обсуждении и удалять комментарии, оскорбляющие автора рассказа, автора критической статьи или участников обсуждения.

Всех, кто хочет научиться писать грамотные, сильные стихи или прозу, приглашаю в свою открытую группу! Там вы найдёте больше 200 постов о правилах построения текста, о сильных заголовках, о секретах профессиональных писателей и журналистов. Добро пожаловать! Жмите на синий текст и залетайте в группу!

"Искусство сильных текстов"