4,1K подписчиков

“Большой золотой слиток” (2022, Big Gold Brick): заметка о фильме + фрагмент

Чёрную комедию “Большой золотой слиток” я смотрела ещё до того, как завела канал. Но здесь мне тоже хочется о ней оставить заметку. Главной причиной, почему это именно так – появление Оскара Айзека, в рамках 132-минутного хронометража его сцена длится восемь с половиной минут. И в ней он доказывает, что умеет создавать яркие образы, даже если его роль всего лишь второстепенная (а в данном случае – поддержка Брайана Петсоса, режиссёра и сценариста этой комедии, с кем они сотрудничали ранее в короткометражных фильмах).

Постер к чёрной комедии "Большой золотой слиток"
Постер к чёрной комедии "Большой золотой слиток"

О сюжете: Сэмюэл Листон, писатель-неудачник, в котором за неряшливостью кроется в целом добродушная натура, попадает под колёса автомобиля Флойда Деверо (в исполнении Энди Гарсии), который в отличии от Сэмюэла богат и опрятен, но скрывает менее привлекательную личность. Но у Сэмюэла есть причина быть таким: он в унынии из-за череды неудач в своей жизни (он потерял мать, расстался с девушкой Кэтлин, у него нет денег на оплату аренды, что и породило его депрессивное состояние и отсутствие оптимизма во взгляде на будущее). Флойд, чтобы загладить свою вину, нанимает парнишку литературным негром, чтобы тот написал за него его биографию. Он назначает ему зарплату в 500 долларов ежемесячно и выделяет комнату в своём доме, чтобы он там жил и работал.

Флойд Деверо и его семья: жена Жаклин (Меган Фокс), сын Эдвард и дочь Лили
Флойд Деверо и его семья: жена Жаклин (Меган Фокс), сын Эдвард и дочь Лили

Сэмюэл знакомится со странной семьёй Флойда: холодной женой Жаклин, которая является его второй, но брак тоже неудачный, так как Жаклин не верна своему мужу, взрослой дочерью Лили от первого брака, лишённой индивидуальности, и сыном-социопатом Эдвардом. Мирной работы над биографией загадочного мистера Деверо на получается, потому что всё действие превращается в настоящий хаос, а в чём же загадочность Флойда Деверо, неизвестно до определённого момента.

Сэмюэл Листон
Сэмюэл Листон

Отчасти смысл фильма можно отыскать в значении фразы big gold brick, вынесенной в название. Она означает что-то, на первый взгляд, представляющее ценность, но по итогу оборачивается как пустышка, или человека, который уклоняется от полученной работы. Эта фраза находится в употреблении в США 150 лет, изначально она относилась к настоящему "кирпичу", который выглядит драгоценным, но в основном бесполезен. С годами значение расширилось. Если говорить о человеке, то это относится к работнику, который создаёт видимость полезности, он имитирует бурную деятельность, но на самом деле он непродуктивен, полезности от его действий меньше, чем это выглядит со стороны. Например, вместо одной поездки за тремя товарами он совершает три поездки за одним товаром.

Такие люди дружелюбнее и общительнее типичных бездельников, и им не удаётся избежать своих обязанностей, перекладывая работу на других.

Под метафору big gold brick попадает семья Флойда Деверо. Если не знать, что именно скрывается за фасадом, то их можно принять за вполне симпатичную современную семью. Либо “золотой кирпич/слиток” – это сам Флойд, который придаёт себе больше значения, чем есть в реальности. Он подстраивает факты о своей жизни, он платит людям за то, чтобы эти факты были преподнесены Сэмюэлу, и чтобы он верил в определённые вещи, а потом и вовсе открывается криминальное прошлое добропорядочного семьянина. Фасад рушится, открывается, что добропорядочность напускная, что у него даже имя другое. А самым нелепым моментом является то, что он, работая охранником, почему-то хочет иметь собственную биографию, написанную другим человеком.

Либо “золотой кирпич/слиток” – это хаос, в который погрузился Сэмюэл, ведь его сбил автомобиль, и не факт, что показанное на экране было на самом деле, это мог быть его бред от полученного удара. Потому в слогане фильма и стоит A "cerebral" Comedy, как подсказка к разгадке. Проделки разума и нелепости, которые он сулит.

Оскар Айзек здесь, как я отметила выше, в очень маленькой роли – он выступает как поддержка и помощь своему другу Брайану Петсосу, с которым они уже работали вместе на других проектах (The Lightningface и Ticky Tacky; также чёрная комедия “Всех порву!”, где Петсос выступил сценаристом).

Весь фильм странный, мне искренне понравился только эпизод с Ансельмом Фогельвиттом, Оскар Айзек создал своего второстепенного персонажа со вкусом и выдумкой, со всем уважением к профессии, я бы сказала, смотреть как он играет этого профессионального гадкого преступника исключительное удовольствие. Его Ансельм весь продуман до деталей (внешний вид самого персонажа и общее окружение), загадочный и предсказуемый одновременно. Загадочность выражается в вопросах, откуда у него все эти увечья (нога, глаз, ожоги, астма), а предсказуемость – в эксцентричности, которая следует из его образа жизни, богатства и всевластия. Он может застрелить своего кузена недрогнувшей рукой, только потому, что ему не понравился его смех и потому, что тот был плохим адвокатом, например. А заканчивается фильм тем, что на особняк Ансельма летит метеорит. В этот момент сам Ансельм и его слуги ели мороженое, и в этот момент, когда стены сотрясались от вибрации и, казалось бы, нужно спасаться бегством, подчиняясь инстинкту самосохранения, он всего лишь облизал ложечку.

По словам создателей чёрной комедии, “Большой золотой слиток” – это история о необходимости побега, которая рано или поздно нужна всем. Побега от трудностей и реальности. И, обращаясь к центральным лицам истории – Сэмюэлу Листону и Флойду Деверо – они как раз и “бежали”. Сэмюэл потерял любимых своих женщин, это его подкосило, он решил сбежать, даже расстаться с жизнью, намеренно встал на проезжей части, чтобы словно случайно оказаться сбитым любым автомобилем. А Флойд бежал по-своему – он сменил имя, избегал своих детей, держал расстояние между собой и ними, они как-то самостоятельно произрастали в одном с ним доме, но что у них в голове, для него было загадкой. И по его собственным словам, иногда семья – это не семья, но он не пытался исправить ситуацию. От возникшей проблемы с большим бизнесменом Флойд сбежал уже по-настоящему, а не метафорически.

Режиссёр подо всё это подвёл вроде бы логичное обоснование – человеческий мозг устроен загадочным образом: с одной стороны, он представляет собой фундаментальный образец искусства природы, а с другой стороны, творение это очень хрупкое. Поэтому под влиянием обстоятельств мозг может вести себя непредсказуемо, а человек после перенесённой травмы может уже не стать прежним.

Но вот эпизод с Ансельмом Фогельвиттом – это однозначно то, что стоит увидеть. Он не должен исчезнуть.