Найти тему
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

Крохино: незатопленная история

Однажды, путешествуя по Русскому Северу, она увидела церковь на воде. Эта встреча не оставила ее равнодушной. Так благодаря усилиям одного человека – москвички Анор ТУКАЕВОЙ – удалось сберечь от разрушения единственный в России храм-маяк, храм-памятник.

Благотворительный фонд «Крохино» был основан под ее руководством командой единомышленников в 2010 году. Эта организация неравнодушных людей помогла уберечь от разрушения старинную церковь, уцелевшую после строительства водохранилищ и ГЭС. Этот памятник ценен не только как исторический и архитектурный объект, но и как символ всех затопленных в ХХ веке территорий России, а они есть более чем в 30 регионах страны.

Анор Тукаева: «В юности меня поразила увиденная в документальном фильме история северных деревень, затопленных в ходе грандиозных строек. Историй о том, как люди вынуждены были бросать родные места, навсегда теряя малую родину, было много. Путешествуя по Ярославской, Тверской и Вологодской областям, я старалась увидеть некоторые руинированные храмы, понимая, что многие из них могут вскоре рухнуть. Мысленно ставила «галочку», что успела – увидела. А из Крохино не получилось просто уехать. Помню, как меня поразила мысль о том, что 30 лет назад таких храмов было много, а сейчас крохинский храм, по сути, остался такой один».

Храм. Клуб. Склад. Маяк

Церковь Рождества Христова в посаде Крохино Белозерского уезда Новгородской губернии строилась с 1788 по 1820 год на средства прихожан. Это было время процветания Крохинского посада, важного пункта Мариинской водной системы. Жители посада зарабатывали на торговле, рыболовстве, строительстве и обслуживании речных и озерных судов. Двухэтажный храм, поставленный на берегу реки Шексны, недалеко от ее истока из Белого озера, был богато украшен изнутри. Согласно страховой оценке 1910 года, крохинская Христорождественская церковь вместе с иконостасами и колокольней была оценена в 22,5 тысzx рублей, что составляет больше 30 миллионов рублей в пересчете на современный курс.

После революции 1917 года храм еще двадцать лет оставался действующим. В 1937 году храм закрыли, его внутреннее убранство исчезло, и с тех пор в нем попеременно располагались клуб, мастерская с сушильней сена и склад колхоза «Строитель коммунизма». Одно время в помещении храма даже держали колхозный скот.

В сентябре 1940 года ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли постановление о строительстве Волго-Балтийского водного пути. Для этого решили затопить более 700 населенных пунктов – в том числе и село Крохино. Деревянные жилые дома, попадавшие в зону затопления, предписывалось либо сжечь, либо разобрать и перевезти на новое место. Каменные здания на будущем водном пути сносили – эта судьба постигла многие храмы, располагавшиеся по берегам реки Шексны и Белого озера.

Почему крохинский храм избежал этой участи? Дело в том, что на его куполе разместили маяк зоны затопления, а сам храм нанесли на речные карты (лоции) в качестве навигационного знака, обозначающего исток реки Шексны и вход в Белое озеро. Через несколько лет фарватер спрямили и маяк забросили, а храм остался стоять в воде, в 30 метрах от фарватера.

-2

Тихая гибель у всех на виду

Почти полвека крохинская церковь медленно разрушалась волнами и льдом. Окрестности Крохина обезлюдели, но нельзя сказать, что о судьбе затопленного храма никто не знал. Свидетелями его разрушения были тысячи туристов, проплывавшие мимо на круизных теплоходах. Множество фотоснимков зафиксировали разные стадии этого процесса. Вот храм в середине 1960-х – совсем целый, он стоит как будто «по щиколотку» в воде. Вот знаменитый снимок Александра Джуса с вертолета, сделанный в 1989 году, – стены и купол храма еще держатся, но шпиль и кровля колокольни уже рухнули. Вот снимки, сделанные во время экспедиции искусствоведов в начале 1990-х годов. А в конце 1990-х – начале 2000-х разрушение стало более наглядным и очевидным.

Анор Тукаева: «С самого начала меня "не отпускал" пример Калязинской колокольни. Берегоукрепление острова, на котором она стоит, было сделано в конце 1980-х, и это ее спасло. Крохинская церковь на фотографиях тех лет тоже стоит почти целая, хотя на уровне земли кирпичная кладка сильно подточена водой. Если бы крохинский остров просто подсыпали лет 30–40 назад, здание удалось бы сохранить полностью».

Затопленный храм не раз попадал в объектив кинокамеры. Еще почти целый, он появляется в одном из эпизодов культового фильма Василия Шукшина «Калина красная», снятого в 1973 году. А в 2013 году здесь снимался один из сюжетов документального фильма «Цвет нации»: к этому моменту за сохранение здания храма уже начали бороться волонтеры фонда «Крохино».

Памятник, которого нет

Почему спасением затопленного храма занимается одноименный Благотворительный фонд «Крохино», разве сохранение памятников истории и культуры – не обязанность государства? Этим вопросом задавалась и Анор в самом начале своего пути, направляя письма в разные инстанции, участвуя в совещаниях со специалистами и представителями властей. Оказалось, что крохинский храм не только не имеет статуса памятника архитектуры – де-юре он вообще не существует! А выделить средства на реставрацию того, чего нет, разумеется, нельзя. Но то, что было непосильно с точки зрения государственной бюрократии, сдвинулось с места благодаря неравнодушию простых людей.

-3

Так, постепенно сложился корпус волонтеров и жертвователей фонда «Крохино», к которому постоянно присоединяются новые участники и благодаря которым то, что сначала казалось неосуществимым, воплощается в жизнь. Разрешился и бюрократический процесс: несколько лет назад здание храма получило статус объекта недвижимого имущества и было передано в пользование фонду.

Разобрать завалы по кирпичику...

А тогда, тринадцать лет назад, первое, что нужно было сделать на храмовом острове, – разобрать завалы битого кирпича и восстановить кладку подмытых стен. Первые несколько лет все это делалось вручную: кирпичи передавали друг другу по цепочке, цемент возили на тачке. Но чтобы спасти здание от дальнейшего разрушения, предстояло оградить его от воздействия речных волн и мощных шекснинских ледоходов, когда в узкое «горлышко» истока Шексны направляется весь лед из Белого озера.

-4

Анор Тукаева: «С 2009 года мы каждый год строили по периметру храмового острова волнозащитную дамбу. Это был исключительно ручной труд. Дороги к острову нет, и чтобы доставить на место специальную технику, нужно задействовать водный транспорт, а это стоит денег, которых на тот момент у нас не было. Все, чем мы располагали, – это обычная четырехместная лодка, на которой мы возили и песок, и цемент, и тачки, и бетономешалку».

-5

За десять лет участники 50 волонтерских экспедиций перевезли на остров 16 тонн цемента, 40 тонн песка и 200 метров сетки Рабица. Но дамбу каждый год приходилось ремонтировать, и было очевидно, что она не сможет служить защитой на долгое время.

...построить остров

Через несколько лет фондом был заказан и разработан инженерный проект берегоукрепления. В 2019–2021 годах проводились работы по обустройству шпунтовой стенки и формированию расширенного острова. Для его создания в пространство между шпунтом и основанием храма было засыпано 950 тонн песка. Таким образом вокруг храма-маяка появился уникальный – первый в России и в мире – искусственный остров площадью более 1300 квадратных метров, созданный на частные пожертвования.

-6

Этот остров гарантировал храму защиту от воды, что позволило проводить дальнейшие работы по сохранению здания. Так, летом 2023 года были проведены масштабные консервационные работы на колокольне – наиболее хорошо сохранившейся части храма-маяка. Восстановлены межэтажные деревянные перекрытия и лестницы, оконные и арочные проемы закрыты ударопрочным литым поликарбонатом, возведена металлическая консервационная кровля, на ней установлены молниезащита и солнечная батарея.

...и зажечь маяк!

В дальнейших планах – создать в Крохино мемориал в память о затоплениях, произошедших в стране в XX веке, и сделать территорию бывшего Крохинского посада доступным и знаковым местом для всех, кто ценит наследие и историю. В рамках этого замысла колокольня превратится в музейно-мемориальный объект, на нижнем ярусе которого разместится путевая часовня, на средних – выставочное пространство, а в верхнем ярусе – стилизованный маяк (для него-то и нужна солнечная батарея!).

Анор Тукаева: «Именно благодаря маяку, установленному на куполе, крохинский храм уцелел при затоплении села, и это представляется нам важным звеном его истории. Образ маяка, положенный в основу концепции музейного пространства колокольни, несет в себе мощный эмоциональный заряд. Это один из древнейших навигационных ориентиров, символ верного пути, помощи и надежды. Размещение маяка на колокольне старинного храма обогатит этот образ дополнительными смыслами: в одной точке сойдутся маяк технический и "маяк" духовный».

С миру по нитке

Даже не будучи специалистом в реставрации, легко понять, что все работы, связанные с восстановлением полуразрушенного здания, стоят дорого, а здания, стоящего в воде, – дорого вдвойне. Денег стоит всё, начиная с приобретения материалов и заканчивая организацией волонтерских экспедиций. Не говоря уже об исследованиях состояния здания и сложных инженерных работах, связанных с использованием специальной техники.

-7

Главный источник средств фонда «Крохино» – частные пожертвования. Для реализации отдельных этапов работ объявляются краудфандиговые кампании. Так, в сборе на консервацию крохинской колокольни приняли участие 526 человек из 64 населенных пунктов от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Нальчика, от Брянска до Иркутска, от Новороссийска до Красноярска, пожертвовавших от четырех до 50 тысяч рублей. Действительно, возможности у всех разные, но вклад каждого имеет свое значение: каждый из них говорит о том, что проект важен и нужен людям.

Анор Тукаева: «Для фонда одинаково важны любые пожертвования, и мы благодарны всем нашим жертвователям. Со стороны кажется, что достаточно заручиться поддержкой крупных предприятий или состоятельных частных лиц. Когда такая поддержка есть, это прекрасно, но обстоятельства могут измениться, и фонд окажется в затруднительном положении. Поэтому небольшие, но регулярные пожертвования не менее важны – они позволяют планировать работу, а оформить их без особого труда можно на нашем сайте: krokhino.ru/help/. Однако случаются и внезапные пожертвования! К примеру, в этом году под конец сезона неизвестный благотворитель перевел фонду 200 тысяч рублей – на эти средства мы возвели консервационные леса и кровлю над арочным проемом между четвериком и трапезной храма, а значит, следующий сезон начнется с расчистки и вычинки стен».

Новая жизнь утраченных крохинских фресок

Этот проект, воплощающий духовную составляющую истории крохинского храма, фонд «Крохино» вынашивал с 2015 года – с того момента, как в завалах кирпича были найдены фрагменты штукатурки с остатками красочного слоя. Тогда и родилась идея создать их них мозаичную икону – сложить новое из осколков старого. Мастера, который взялся бы за необыкновенный проект, искали несколько лет.

Идеей заинтересовался Богдан Лавриненко, художник в третьем поколении, окончивший МГХПУ имени Строганова в 2009 году. Мастерская «Творческий Цех», которой руководит Богдан, работает со светскими и с храмовыми мозаиками, занимается их реставрацией.

-8

О фонде «Крохино» и его «мозаичном» проекте Богдан узнал случайно, в ноябре 2022 года на реставрационной выставке, и с этого момента начал обдумывать будущий образ. Помогла в этом поездка в Крохино: увидев храм вблизи, художник понял, какой должна стать икона: светлой, тихой, звучащей, светящейся изнутри.

Богдан Лавриненко: «Казалось бы, храм стоит в руинах, но он невероятно красив, потому что его любят – это чувствуешь, когда здесь стоишь, и это очень ценно. Мозаичная икона должна стать "сердцем" этого места – места очень хорошего и светлого, несмотря на его, можно сказать, трагическую историю. Там, где есть любовь, там не важно внешнее – важно то, что внутри».

При создании образа Спаса Вседержителя «на водах» художник использовал все имеющиеся осколки фресок: они размещаются вокруг образа Спасителя, который сложен из современных материалов – смальты и натурального камня. Икона почти 200 лет назад и сегодняшний день. Для автора это был неожиданный и ценный опыт.

Богдан Лавриненко: «Нужно было не просто использовать то, что сохранилось, как материал – нужно, чтобы каждый из этих кусочков дышал и жил, а все вместе они составляли нечто новое и единое. Это уникальный случай в моей практике! Фрагменты фресок – случайно сохранившиеся разрозненные кусочки, но каждый из них полон жизнью. Эта жизнь, казалось бы, кончилась, канула навсегда – но вот я составляю из них новое целое, и они снова оживают!..»

Презентация иконы состоялась в конце лета 2023 года в мастерской «Творческий цех» в Москве. В этот же период стало известно, что «мозаичный» проект получил спецприз общероссийской премии «Жить вместе».

А в начале ноября образ Спаса Крохинского был представлен на Фестивале современного церковного искусства «Видеть и слышать».

-9

Когда будет завершена реконструкция крохинской колокольни, мозаичная икона отправится в Крохино, а до тех пор ее можно будет выставлять, по сути, в любом подходящем для этого месте: она помещена в деревянный короб, который служит одновременно рамой и основанием для мозаики.

Еще один опыт сохранения истории храма

Мозаичная икона – уникальный, но не единственный «свидетель» прошлой жизни крохинского храма. Среди наиболее ценных артефактов, переданных Фонду потомками переселенцев, есть старинный киот с резьбой в форме виноградных гроздьев. Летом 2023 года его безвозмездно отреставрировал один из волонтеров фонда, профессиональный реставратор Алексей Молчанов.

Этот киот, как можно предполагать с большой долей вероятности, был частью внутреннего убранства церкви Рождества Христова в Крохино. О том, что он действительно предназначался для храма, говорит его размер (высота рамки – 56 см) и богатая резьба с позолотой. Большая удача, что у киота сохранилась «родная» дверца со старинным стеклом ручной формовки. По стеклу, а также по строганому ореховому шпону, которым оклеен сосновый корпус киота, можно судить о времени его изготовления – это рубеж XIX и ХХ веков.

В будущем специально для отреставрированного киота будет написана икона Рождества Христова, которая вместе с мозаичной иконой займет свое место в путевой часовне. А реставратор-волонтер сейчас продолжает работу над другим храмовым артефактом – подлинной деревянной рамой из окна паперти.

Крохино как пространство памяти

Параллельно с работами по сохранению храма-маяка Фонд «Крохино» занимается созданием Мемориального парка Крохинского посада. Он разместится на берегу, на месте жилых кварталов затопленного села. Недалеко от храмового острова установлена – на средства жертвователей и силами волонтеров – 20-метровая архитектурная инсталляция с названием села Крохино. Эти обшитые деревом большие буквы видны издалека и пассажирам круизных теплоходов, и командам сухогрузов, и рыбакам-одиночкам. Они словно говорят о том, что память и гений места непотопляемы.

-10

Много лет команда и волонтеры фонда собирают коллекцию для будущего Музея незатопленных историй Белого озера: разыскивают переселенцев из затопленного Крохино и соседних деревень, записывают их свидетельства и воспоминания. За тринадцать лет многие переселенцы и их потомки стали друзьями фонда, они передают для будущего музея уникальные документы, фотографии и артефакты. Постепенно из этих разрозненных фрагментов заново пишется история села Крохино – затопленного, но не забытого.

Эта большая история стала возможной благодаря сохранившимся руинам храма-маяка в Крохино. Небезразличные люди решились спасти храм, но сам он сделал для всех неоценимо больше – объединил, даровал смысл, приоткрыл большую историю через малые открытия, дал надежду каждому, кто соприкоснулся с его древними стенами.

Присоединиться к проектам в Крохино и внести свой вклад в спасение храма-маяка и его историю может каждый: у фонда есть социальные сети (vk.com/krokhino, t.me/krokhino, dzen.ru/krokhino) и сайт krokhino.ru.