Найти тему

ИНТЕРВЬЮ С МАСТЕРОМ МУГАЙ-РЮ ИАЙДО

Сато Кимимаро сэнсэй провёл первый семинар по Мугай-рю в Финляндии в связи с Helsinki Arctic Meeting по Хонтай Ёсин-рю дзюдзюцу в июне 1997 года.

Сато сэнсэй родился в 1936 году в Нисиномия. Он начал свое обучение Мугай-рю 31 год назад под руководством 11-го Сокэ Мугай-рю. Теперь у него степень кёси, 8-й дан по иайдо. Он также практикует и преподает Хонтай Ёсин-рю дзюдзюцу, в которой он имеет наивысшую степень в этом искусстве - мэнкё кайдэн (полная передача знаний). Он считается очень искусным учителем владения коротким мечом кодати. В дополнение к этому он раньше занимался дзюдо, но больше им не занимается. До недавнего времени он преподавал дзюдо детям, но теперь даже это занятие он оставил другим.

Сато сэнсэй работает c «Мэйрин», которая является крупным магазином будо. Там продаётся всё: старые, новые и тренировочные мечи, копья, нагината, а также снаряжение для кэндо, особенно в том филиале, где работает Сэнсэй. Магазин находится в районе Умэда в центре г.Осака. Вначале у него был магазин кимоно, но он отошёл от этого бизнеса и начал новое направление деятельности в магазине будо и мечей.

Сато сэнсэй также является коллекционером старых мечей и известен тем, что умеет определять качество меча: какой меч хороший, а какой плохой. Многие приходят к нему за советом. У него есть несколько мечей и клинков разных эпох. Каждый из его мечей - это «сущность», а не просто коллекционный экземпляр.

На занятиях по Мугай-рю в рамках семинара в Хельсинки мы начали с изучения основ камаэ, правильного этикета и так далее. Сначала сэнсэй объяснил позицию сэйдза: есть люди, которые задаются вопросом, почему мы используем сэйдза в иай, но для этого есть исторические причины. В прежние времена иай обучали самураев высшего ранга: даймё, хатамото и так далее. Их практика проводилась внутри дома, скрытая от других. А внутри вы используете сэйдза для сидения и сувари-ваза для перемещения.

За эти два дня мы прошли весь набор: восемь ката рэнсю, пять го-ё из сэйдза, пять хасиригари из тати-ай, пять го-ка из сэйдза и снова го-ё из тати-ай. Это было довольно непросто для нас, и я думаю, что это было только введение в Мугай-рю, потому что сэнсэй знал, что было много учеников из других школ. Те, кто обучался Мугай-рю в Японии у Сато сэнсэя, сказали, что сначала они изучают эти восемь ката рэнсю, а затем в течение довольно долгого времени только первую технику Мугай-рю из набора го-ё, которая называется Син. Этот удар очень важен среди всех техник и должен быть изучен должным образом и досконально, сказал Сэнсэй.

Для меня была одна интересная вещь (среди сотен других вещей, конечно): когда вы наносите кири-агэ, то есть выполняете восходящий косой разрез, цель состоит в том, чтобы перерезать нервы и кровеносные сосуды в подмышечной впадине, а не отрезать всю руку целиком. Таким образом, вам не нужно использовать чрезмерную силу для удара. У меня сложилось впечатление, что стиль Мугай-рю прост, мощен и специализируется на очень эффективных прямолинейных техниках. Для меня, как ученика Мусо Синдэн-рю, техники Мугай-рю, возможно, достаточно отличаются от наших, чтобы позволить мне тренировать их помимо изучаемой мной школы.

Следующее интервью Сато сэнсэя было взято 14 июня 1997 года с г-ном Кауко Уусокса в качестве переводчика, а 15 июня 1997 года с г-ном Юдзи Мацуои в качестве переводчика. Вы также найдете некоторую информацию о сэнсэе и Мугай-рю в информационном бюллетене Иайдо (JJSA) №81 (май 1997).

-2

О Накагава Сокэ:

-Накагава Сокэ был Вашим первым сэнсэем в иайдо?

-Да, был.

-Он еще жив?

-Он умер 13 лет назад.

-Как долго он преподавал иайдо?

-Он продолжал преподавать почти до самой смерти. Перестал преподавать примерно за полгода до своей кончины.

-Каким он был учителем?

-В вопросах обучения он был очень строг, но в личной жизни - добр и сердечен.

-Как в те времена начинали заниматься иайдо? С боккэна или с настоящего меча?

-Я сам начинал с синкэн (острого, настоящего меча). Нельзя заниматься иайдо с боккэном, нужно всегда использовать меч или иайто.

-Где находилось додзё Накагавы Сокэ?

-Он преподавал во многих местах: Имадзу, Амагадзаки, Кисивада на Кюсю; в Токио и Камакура в регионе Канто. Также он преподавал в Химэдзи. Не было никакого хонбу додзё. Вместо этого сэнсэй путешествовал по этим сибу-додзё (филиалам додзё) и преподавал там.

-Где именно на Кюсю?

-На Кюсю Накагава Сокэ преподавал в Симоносэки.

-Регулярно ли Накагава Сокэ посещал вышеперечисленные места и как часто?

-Сначала было додзё Амагадзаки, затем появилось додзё Нисиномия. В основных додзё он преподавал два раза в месяц, кроме того, четыре раза в месяц он регулярно ездил преподавать в другие додзё. Кроме того, раз в месяц или, по крайней мере, раз в два месяца он преподавал в додзё Кисивада. Часто Сато сэнсэй ездил Сокэ в эти додзё.

-Накагава Сокэ ездил в Токио и Камакура в Канто. Знает ли Сато-сэнсэй о додзё Мацуо Кэнпу (Мацуо Кэнпу был сэнсэем нашего учителя Мусо Синдэн-рю)?

-Да, он знает его. Сам Сато-сэнсэй не путешествовал с Сокэ по району Канто, но, когда Накагава-сэнсэй совершал длительные поездки, он всегда отвозил Сокэ на железнодорожную станцию.

-Наш учитель Такада сэнсэй рассказал нам, что Накагава сэнсэй также посещал додзё Кэнпу.

-Сато Сэнсэй не слышал, чтобы Накагава Сокэ преподавал в Мацуо Кэнпу Додзё, но возможно он посещал это место. Накагава Сокэ не имел привычки демонстрировать свою технику в чужих додзё, поэтому Сато Сэнсэй с некоторым сомнением относится к мысли о том, что Накагава Сокэ давал уроки в Кэнпу Додзё.

-Кто сейчас Сокэ?

-В настоящее время в Мугай-рю нет Сокэ. Когда Накагава Сокэ (11-й Сокэ Мугай-рю) решил завершить свою карьеру, возникли определенные трудности, и он не назвал нового Сокэ. Вместо этого он решил создать Кай (ассоциацию) из системы.

Проблемы возникли из-за того, что существуют и другие группы Мугай-рю под эгидой различных федераций. Когда Сокэ дал понять, что собирается уйти на пенсию, руководители групп, входящих в различные федерации, стали стремиться занять место Сокэ. Претендентов на эту честь было слишком много. Если бы Сокэ выбрал кого-то из подающих надежды, возникли бы проблемы, разногласия и прочее. Тем не менее, вероятность того, что кто-то будет выбран в качестве Сокэ, остается.

О Мугай-кай:

-Какая у вас система оценок?

-В Мугай-рю нет оценок кю/дан, только два ранга инструктора. Когда вы достигнете 6-го дана в Федерации (Ниппон Иайдо Рэнмэй), вам будет присвоен ваш первый юруси (равняется мэнкё).

-Значит, в Мугай-рю нет степеней дана?

-Степени «дан» присваиваются Ниппон Иайдо Рэнмэй. 6-й дан Федерации даёт вам право на первую лицензию в Мугай-рю – Мэн-но маки (мэнкё). После ханси вам будет выдана лицензия кайдэн-но маки (кайдэн). Между этими лицензиями пройдёт около тридцати лет практики. Это означает, что, когда вам будет присвоен 6-й дан, вам автоматически будет выдан мэнкё. Не всем нужны эти лицензии, так что это также зависит от пожеланий конкретного человека. Чтобы иметь своё собственное додзё, у вас должен быть как минимум 6-й дан.

-Кто уполномочен преподавать Мугай-рю?

-Вы не можете преподавать, если у вас нет лицензии мэнкё. Это означает, что у вас должен быть как минимум 6-й дан.

-Кто присваивает оценки мэнкё, когда нет Сокэ?

-В рамках Ниппон Иайдо Рэнмэй существует ассоциация Мугай-рю, Мугай-кай. У этой ассоциации Мугай есть кайтё, или председатель, и он имеет право присваивать вышеупомянутые степени мэнкё.

-Какие членские взносы существуют в Мугай-рю в Японии?

- В различных додзё вступительные взносы, годовая плата и плата за обучение различаются. У федерации есть свои собственные сборы: ок. 6000 иен в год. Вдобавок ко всему, идут сборы, выплачиваемые различным сибу (филиалам).

-3

-Кто является председателем Мугай-кай?

-Фудзимото Ёсио. Он не преподает, но обладает организаторскими способностями и умением объединять людей.

-В других федерациях есть представители Мугай-рю. Имеют ли эти группы какое-то отношение друг к другу?

-Действительно, Мугай-рю есть и в других федерациях: в Дзэн Ниппон Иайдо Рэнмэй и Дзэн Кэндо Рэнмэй. Накагава Сокэ сам там не преподавал, это делали некоторые его ученики.

-Сколько всего учеников в Мугай-рю?

-В Ниппон Иайдо Рэнмэй насчитывается около 130 учеников Мугай-рю. В Ниппон Иайдо Рэнмэй насчитывается около 300 человек.

Ниппон Иайдо Рэнмэй

-Кто является нынешним председателем Ниппон Иайдо Рэнмэй?

-Тосимидзу Юкио сэнсэй. Он имеет 10-й дан и ханси в Мусо Дзикидэн Эйсин-рю. Додзё Хонбу находится в Кагосима.

-Когда была создана организация Ниппон Иайдо Рэнмэй?

-Год основания - 50-й год эпохи Сёва (1975), руководителями школ Мугай-рю, Эйсин-рю и Ягю Синкагэ-рю. Первым председателем был Накагава Сокэ. Позже к Рэнмэй присоединилась группа Мусо Синдэн-рю. В настоящее время руководителем является Дандзаки Томоаки сэнсэй из Мусо Синдэн-рю (ранее возглавлявший Дзэн Ниппон Кэндо Рэнмэй).

-Есть ли другие школы в Ниппон Иайдо Рэнмэй?

-Это рюха Эйсин-рю, Мусо Синдэн-рю, Ягю-рю и Мугай-рю.

-Сколько учеников среди рюха в Ниппон Иайдо Рэнмэй?

-Трудно сказать. На Всеяпонском Тайкай (демонстрация и соревнования) в мае было около 240 участников, но это не означает, что все ученики присутствовали. Чтобы получить более точное число, нужно умножить количество участников Тайкай на 1,5 или 2. Представителей Синдэн-рю меньше, самая многочисленная группа – Эйсин-рю. В Эйсин-рю нет главного учителя: в каждом районе (например, в Осаке, Кюсю и Токио) он свой.

-Какая система кю-дан существует в Ниппон Иайдо Рэнмэй?

-Разряды кю - это только для детей. Взрослые начинают с данов. До 5-го дана вы сдаете экзамены на разряды по регионам, например, в Осаке, Токио, Кюсю, Окинаве и т.д. С 6-го дана проводится в Хонбу Синса-ин.

Раз в год в Окаяма проводится Дзэн Коку Тайкай, на котором присутствуют сэнсэи ранга ханси, оценивающие и проверяющие выступления. На техническом тесте присутствуют десять ханси, а на письменном - один ханси.

-Какие техники демонстрируются на аттестационном экзамене?

-В Ниппон Иайдо Рэнмэй существует серия тохо, состоящая из пяти техник: две техники из Мугай-рю и три из Эйсин-рю. На экзамене демонстрируется одна техника тохо, остальные - из своей рю. В региональном тесте количество демонстрируемых техник зависит от ранга, на который претендует участник. Это справедливо и для Дзэн Коку Тайкай: начиная с 6-го дана, количество демонстрируемых техник зависит от ранга, к которому стремится человек.

В Рэнмэй существуют ранги от 1-го до 10-го дана. Выше 10-го дана есть класс Мэйдзин, который может иметь только один человек. Только после смерти предыдущего мастера эта степень может быть присвоена следующему.

-Существуют ли в Рэнмэй степени инструкторов?

-Рэнси, кёси и ханси - это степени, присваиваемые Ниппон Иайдо Рэнмэй. Сначала вы сдаёте экзамен на дан, затем следует соответствующий титул: например, сначала 6-й дан, затем рэнси, далее 7-й дан, затем кёси, после этого 8-й дан, затем ханси. Пройдя начальный курс, через год тренировок можно получить 1-й дан. На ступенях от 1-го до 5-го дана минимальное время между ступенями составляет один год. Между 5-м и 6-м данами - два года, до рэнси - три года, до 7-го дана - четыре года.

Сато Сэнсэй:

-Практикует ли Сато Сэнсэй другие стили, кроме Мугай-рю иайдо?

-Только Мугай рю.

-Сэнсэй преподает во многих додзё?

-В настоящее время только в додзё Имадзу в Нисиномия.

-Какова цель иайдо?

-Честно говоря, в старые времена целью было убить кого-то. Сейчас, когда времена изменились, цель - сделать/создать правильного человека: нингэн кэйсэй («стремление к полному физическому и духовному раскрытию человека») или заставить тренирующегося расти как человека, вылепить его в правильную форму.

-Часто считается, что иайдо тесно связано с японским мечом и японской культурой. Однако иайдо широко практикуется и на Западе. Видит ли сэнсэй различия в этой практике?

-Печально, но я считаю, что в Японии нравы сильно деградировали. Ученики, которых я видел за границей, усердно занимаются, причем делают это хорошо и в правильном духе.

-Когда в додзё приходит новый ученик, как его начинают обучать?

-Первое, чему нужно научиться, - это кихон-но ката (рэнсю ката). В зависимости от человека на это обычно уходит около полугода, но даже если человек очень «быстро учится», на это уходит не менее трех месяцев. После этого изучаются техники тати-вадза (техники стоя), поскольку техники сувари-вадза (из положения стоя на коленях) сложны. Всё это время преподаются нукицукэ (выхватывание меча) и ното (возвращение меча в ножны) - им уделяется много времени.

Имеется восемь ката рэнсю (тренировочные ката, предназначенные в основном для отработки ударов и движений). Есть четыре серии хонрю-ката (основные ката), всего 20 ката. При достижении 6-го дана и мэнкё преподаются три ката оку-иай.

-Есть ли у кихон-ката названия?

-Это зависит от конкретного додзё. Обычно кихон-ката - это тренировочные ката. В нашем додзё мы используем названия иппонмэ маэ, нихонмэ усиро, санбонмэ хидари и т.д.

-Есть ли в Мугай рю куми-гата?

-Есть куми-дати: тати-но ката и вакидзаси-но ката. В каждой серии по пять сложных техник. Сначала изучаются тати-но ката, ката за ката, и только потом техники вакидзаси. Приёмы вакидзаси начинаются с сэйдза, поскольку они предназначены для использования внутри дома. Эти техники включают в себя также явара, т.е. дзюдзюцу. Обучение им начинается с 5-го или 6-го дана. Утидати (атакующий/учитель) - это всегда дзёкю или человек с более высоким рангом. Их необходимо практиковать не реже одного раза в неделю, но иногда это затруднительно, если нет достаточно партнёра с высоким уровнем. Если практиковать тати-но ката три раза в неделю, то через год можно перейти к технике вакидзаси.

-А что касается окудэн-ката?

-Существует три ката окудэн, которые изучаются после достижения 6-го дана. Название этой серии – «Найдэн». Они происходят непосредственно от основателя Гэттана. Здесь меч используется не для того чтобы зарубить. Цель приёмов - ошеломить противника.

-Многие ли используют синкэн для тренировок?

-Зависит от ученика. Если у человека есть синкэн, то он может его использовать. Не у многих он есть.

-В додзё Нисиномия также практикуется тамэсигири (практика разрубания). В чём её смысл?

-Во времена самураев тамэсигири использовалось для испытания нового меча или проверки техники. Иногда применялось цудзигири, или опробование нового меча на прохожем.

-Имя основателя произносится как Цудзи Гэттан или Цудзи Гэтан?

-Цудзи Гэттан Сукэмоти, Гэттан с двойной «Т».

Большое спасибо за интервью, Домо аригато годзаймасита!

Источник: PASI HELLSTEN. MUGAI SHINDEN MUGAI RYU IAI HEIHO